Управление организацией. организационные структуры управления
Характеристика уровней управления
В силу многоаспектности, сложности и больших объемов работы в сфере управления необходимо разделение труда. Формы разделения труда имеют горизонтальный и вертикальный характер.
Горизонтальный характер разделения труда обусловлен тем, что внутри организации необходимо иметь руководителя, возглавляющего каждое отдельное подразделение, например по функциональному принципу:
• заместителя по маркетингу;
• заместителя по финансам;
• заместителя по науке;
• заместителя по персоналу.
Работа всех руководителей должна быть скоординирована.
Вертикальный характер разделения труда приводит к формированию уровней управления по вертикали.
Рис. 1 Пирамида Парсона |
Низовое звено
Представители:
• мастера;
• старшие мастера;
• руководители малых групп;
• младшие начальники.
Задачи:
• распределение заданий, контроль за ходом их выполнения;
• несут ответственность за рациональное использование ресурсов.
Характер работы:
• частая смена заданий (оперативная работа);
• короткий период выполнения текущих решений, которые принимает мастер;
• больше контактируют с исполнителями, чем с начальством. Специфические требования:
• умение ослаблять напряженность от решений высшего руководства;
• умение предотвращать конфликты;
• обоснованное, рациональное распределение заданий и закрепление ответственности за работниками;
• способность мотивировать труд.
Среднее звено
Представители:
• начальники цехов;
• начальники лабораторий;
• начальники отделов;
• функциональные руководители.
Задачи:
• координирование работы младших начальников (менеджеров);
• подготовка необходимой информации для руководства высшего звена;
• представление решений высшего звена управления в удобной, понятной форме младшим начальникам (в виде конкретных заданий);
• анализ производственно-экономических показателей;
• оказание содействия своими решениями продвижению новых разработок, идей.
Специфические требования:
• владение различными методиками анализа с использованием компьютерных средств;
• знание научных методов управления и принятия решений;
• владение методами в области психологии управления;
• умение мотивировать труд.
Основной характеристикой среднего уровня менеджмента является то, что он является информационно-аналитическим центром. С одной стороны, представители этого уровня анализируют то, что происходит на низовом уровне, с другой — дают информацию, которая может быть использована при стратегическом планировании, высшему руководству.
Высшее звено
Представители:
• президент;
• вице-президент;
• директор и его заместители.
Задачи:
текущее и стратегическое планирование и управление.
Специфические требования:
• гибкость в принятии решений;
• учет макросреды;
• способность предвидения (основанная на профессиональном опыте, интуиции);
• способность к новаторству;
• адаптация к переменам.
Структура затрат времени высших руководителей:
• 59% времени занимают заседания и встречи;
• 22% — работа с документами и корреспонденцией;
• 6% — телефонные разговоры;
• 3% - поездки, осмотры;
• 10% - незапланированные встречи.
Организационные структуры управления и их характеристика
Анализ и характеристика факторов организационной структуры управления
3.2. Основные требования, предъявляемые к ОСУ
Нормы управляемости
Методы ОСУ
Сущность и содержание структуры управления (СУ) предприятием проявляются в ее функциях, а форма - в организационных структурах.
Под организационной структурой управления предприятием понимается состав и формы взаимосвязей единиц и звеньев, выполняющих функции управления предприятием. Другими словами, это - состав (специализация), взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей. В СУ различают уровни и звенья управления.
Звено - это организационно обособленный, самостоятельный структурный орган или группа людей, объединенных общим видом деятельности (выполняемых функций), — например, бухгалтерия, кадровая служба и т. д.
Количество звеньев на каждом уровне определяется исходя из оптимальных требований специализации.
Уровни управления— совокупность звеньев, находящихся на одном горизонтальном уровне, — показывают последовательность подчинения органов управления. Количество уровней определяется исходя из оптимального соотношения централизации и децентрализации управления, а количество звеньев на каждом уровне — оптимальными требованиями специализации.
Проектирование ОСУ связано с определением следующих составляющих:
• состав и содержание функций управления;
• степень централизации и децентрализации функций, а также число уровней управления;
• число линейных и функциональных звеньев каждого уровня;
• функции каждого звена всех уровней;
• подчиненность между звеньями.
ОСУ должна обеспечивать устойчивый порядок и зависит от целей организации, а также от ее взаимоотношений с внешней средой. Цели предприятия определяют выбор организационной структуры (ОС).
3.1. Анализ и характеристика факторов организационной структуры управления
На выбор и построение ОС оказывает влияние ряд факторов, различных по своей природе и виду воздействия на структуру.
Основными факторами являются функции управления, их состав, содержание и объем. Развитие функций управления объясняет и обуславливает развитие структуры управления.
На СУ также влияют:
• масштабы производства (единичное, серийное, крупносерийное, массовое);
• сложность производства;
• характер выпускаемой продукции;
• применяемые технологии;
• характер научно-технического прогресса и методы его осуществления (темпы обновления продукции и технологий, интеграция науки и производства);
• степень концентрации, специализации и кооперирования производства;
• размеры и территориальное размещение производства.
Наряду с факторами, влияющими на структуру непосредственно, существуют опосредованные факторы, которые оказываются под влиянием ОСУ. Это:
• кадры;
• техника;
• технология управления;
• организация труда.
Рациональность построения ОС определяется оптимальным сочетанием, содержанием и количеством внутренних и внешних связей объекта управления. Целесообразно, чтобы внутренние связи объекта преобладали над внешними, иначе последние отрицательно повлияют на стабильность объекта.
Таким образом, при формировании СУ приходится учитывать много факторов одновременно:
• функции;
• объем работ;
• норму управляемости;
• воздействие личности работника;
• применяемые средства техники управления.
•
Рис. 2 Влияние основных факторов ОСУ |
3.2 . Основные требования, предъявляемые к ОСУ
1. Направленность на достижение цели.
Так как цели являются главной характеристикой любой организации, каждая ОСУ должна способствовать их достижению, что обеспечивается с помощью установления правил и необходимой полноты ответственности каждого управляющего звена. Кроме того, необходимо учитывать рациональное разделение и кооперацию труда между звеньями и уровнями управления.
2. Перспективность.
ОСУ не должна решать вопросы только оперативного характера, но следует ориентироваться на определенную стратегию развития предприятия. С этой целью в ОСУ необходимо предусматривать блок перспективного стратегического управления, отделив его от текущего и оперативного управления.
3. Способность к развитию.
Необходимость развития ОСУ объясняется тенденцией постоянного совершенствования производства, изменением внешних условий и другими причинами. В этих условиях ОСУ должна быть достаточно эластичной, способной к восприятию корректирующих воздействий. На практике это может быть достигнуто с помощью, например, создания временных целевых групп (подразделений) или служб развития.
4. Согласование интересов.
В ОСУ должен присутствовать механизм, позволяющий примирить противоречия, установить различные компромиссы. Этого можно достичь путем введения в структуру социологической, юридической службы и развитых подразделений кадровых служб, организации советов трудового коллектива.
5. Индивидуализация.
Каждое предприятие имеет особенности, обусловленные сложившимся составом кадров, оборудованием, формальными и неформальными управленческими связями и многим другим. Поэтому разработка и осуществление мер, связанных с созданием организационных структур, должны учитывать эти особенности, например творческий потенциал.
6. Экономичность.
ОСУ должна способствовать наиболее рациональному осуществлению процессов управления, повышению производительности труда и труда управляющих кадров. Кроме того, экономичности можно достигать с помощью различных мероприятий, в том числе создания подразделений, в функции которых входило бы проведение анализа действующей организационной структуры.
3.3. Нормы управляемости
При формировании и развитии ОСУ необходимо учитывать такую составляющую, как норма управляемости, — это допустимое число исполнителей, подчиненных одному руководителю.
Излишнее увеличение количества подчиненных ведет к росту управленческих обязанностей руководителя, что ослабляет контроль за работой подчиненных, затрудняет обнаружение просчетов и т. д. Чрезмерное сужение нормы управления является причиной увеличения количества управленческих уровней, сверхцентрализации власти, повышения административных расходов и т. д.
Для определения нормы управляемости используют в основном два подхода:
Опытно-статистический.
Основан на методе аналогий. Осуществляется путем сравнения штатной численности персонала анализируемой структуры со штатной численностью аналогичной структуры, осуществляющей соизмеримый объем работ, но имеющей общий штат.
Данный метод достаточно прост, не требует особых затрат труда. Получил широкое распространение. Этим методом формируются типовые штаты по аналогии с передовыми структурами.
Расчетно-аналитический.
Основан на анализе факторов. Базируется на основе таких факторов, как:
1. характер работ:
• творческий труд (выработка и принятие новых решений);
• административно-организационный труд, который состоит из распорядительных, координационных и контрольно- оценочных операций;
• исполнительский труд, заключающийся в выполнении работ, предусмотренных различными служебными инструкциями.
Несмотря на то что такой труд трудно нормировать, определять его в нормо-часах, делать это необходимо. Это осуществляется через установление нормы управляемости; здесь важна психоаналитическая оценка возможностей взаимодействия руководителя с подчиненными;
2. затраты рабочего времени;
3. объем информации. Оценка норм управляемости измерением количества информации осуществляется на базе метода статистических испытаний, или метода Монте-Карло. Такой способ применим только для определения нормативной численности персонала, связан с переработкой информации. Точность этого способа зависит от числа произведенных проб;
4. количество взаимосвязей. Французский математик и консультант по управлению Грейкунас в 1933 г. утверждал, что фактором, определяющим норму управляемости, является количество контролируемых взаимоотношений, взаимосвязей в организации. Он отмечал, что существует три вида связей:
1) взаимоотношения руководителя с отдельными работниками,
2) общие взаимоотношения,
3) взаимоотношения между подчиненными.
Для определения общего количества связей используют следующее уравнение:
C=N(zN /2+N- l),
где
С — количество связей;
N — количество подчиненных.
Норма управляемости линейного руководства во многом зависит от типа производства продукции:
• единичного;
• мелкосерийного;
• крупносерийного;
• массового.
Существуют отраслевые перечни, в которых указано, какая норма управляемости должна использоваться при определенном типе производства.
3.4. Методы построения ОСУ
1. Разделение:
• по функциям;
• по производимой продукции;
• по группам потребителей;
• по этапам производства;
• по географическому положению.
2. Комбинированный метод.
3.5. Характеристика ОСУ
В соответствии с различным использованием управленческой цепочки в процессе формирования департаментов, выделяют несколько основных моделей структуры управления:
1. Пирамидальные структуры
• линейная;
• функциональная;
• линейно-функциональная;
2. Многомерные
• дивизиональная;
• матричная;
• адхократическая;
• и пр.
ПИРАМИДАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ
МНОГОМЕРНЫЕ СТРУКТУРЫ
Многомерные формы организационных структур (рис. 31) появились как реакция на увеличение разнообразия внешнего окружения, сфер деятельности ПХС, динамизма изменений. Дело в том, что чрезмерный рост иерархического бюрократизма в крупной ПХС не отвечает требованиям динамизма технологии и рынка, инновационной способности и скорости принятия решений. Все большее значение приобретают знания мнения экспертов, новые коммуникационные технологии позволяющие иметь доступ к информации независимо от занимаемой должности (процесс деиерархизации структур).
Главное свойство многомерных структур — их способность изменять форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям, поэтому они и получили название адаптивных.
УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
1. Централизация и децентрализация
Основа организации – трудовой коллектив. Коллектив – это группа лиц, признающих друг друга, объединенных целью и взаимодействующих ради ее достижения. Для достижения целей недостаточно иметь одни намерения, нужен еще и определенный набор условий, создающих основу для их деятельности. Это и материальные условия (помещение, мебель, компьютеры и т.д.), экономические (денежные средства), и правовые (различные документы – приказы, инструкции, договоры и тому подобное). Но организация все же – это всегда организация людей, а не вещей.
У слова организация есть два значения.
1. Под организацией понимается деятельность по упорядочению каких-то объектов или процессов. Например, организация людей для выполнения какой-то работы, т.е. расстановка их по рабочим местам, выдача задания и т.д.
2. Организация – это уже достигнутое состояние упорядоченности. Например, говорят, о хорошей или плохой организации какого-то мероприятия, работы и т.д.
Понятие организация включает следующие элементы:
• цель, задачи;
• группировка задач для определения видов работ;
• группировка видов работ в соответствующих подразделениях;
• делегирование полномочий, распределение ответственности и определение числа уровней в иерархии управления;
• создание такого организационного климата, который побуждает работников вносить максимальный вклад в достижение целей организации;
• проектирование системы коммуникаций, обеспечивающей эффективность принятия решений, контроля и координации;
построение единой организационной системы, обеспечивающей внутреннюю согласованность между всеми элементами организации, чувствительность к изменению внешней среды и способность адаптироваться к ним.
Субъектами организаций в любых соц,системах являются менеджеры(руководители) разных уровней иерархии. Руководитель должен уметь оценивать обстановку, условия и имеющиеся ресурсы, распределить работу между исполнителями, выбирать методы воздействия и контроля выполнения работы. Можно выделить организаторов производства (бригадир, мастер, старший мастер, начальник участка, смены, цеха); организаторов управления (директор предприятия, начальник производства в целом и т.д.).
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Отсюда вытекают два термина - ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ.
Термин «централизация» относится к степени сосредоточения принятия решений в одних руках, что связано только с формальной властью, т. е. с правами, которыми наделено определенное лицо в организации.
Суть централизованных организаций состоит в разделении процессов принятия решений и их внедрения: высшие руководители принимают решения, управляющие среднего звена передают и согласовывают их, работники — выполняют.
Сравнительный анализ показывает, что централизованные организации, деятельность которых основывается на принципах «команд и контроля», как правило, более затратные. Они медленно приспосабливаются к изменениям рынка и слабо реагируют на меняющиеся потребности клиентов, ограничены в творчестве и инициативе, чтобы эффективно действовать в условиях конкуренции.
В случае, когда скорость принятия решений критическая, необходимо прибегнуть к определенной децентрализации.Однако децентрализовать - это не значит отменить контроль. Контроль должен быть настолько эффективен, чтобы децентрализованные действия можно было бы правильно оценить.
Децентрализациятребует такой организации управленческой деятельности, которая позволяла бы принимать сложные и оперативные решения.
Метод децентрализации намного лучше централизации:
Во-первых, развиваются профессиональные навыки руководителей, полномочия которых и ответственность за принятие решений возрастают.
Во-вторых, усиливается соревновательность в организации, также эта модель стимулирует руководителей к созданию атмосферы конкуренции.
В-третьих, в децентрализованной модели организации руководитель может проявлять больше самостоятельности при определении личного вклада в решение проблем. Расширение свободы действии ведет к повышению творческого характера управленческого труда, к стремлению внести вклад в развитие фирмы.
Т.е., каждое подразделение самостоятельно принимает решение.
Итак, opгaнизaции, в кoтopыx pyкoвoдcтвo выcшeгo звeнa ocтaвляeт зa coбoй бoльшyю чacть пoлнoмoчий, нeoбxoдимыx для пpинятия вaжнeйшиx peшeний, нaзывaютcя цeнтpaлизoвaнными.
Децентрализованные организaции —тaкиe opгaнизaции, в кoтopыx пoлнoмoчия pacпpeдeлeны пo нижecтoящим ypoвням yпpaвлeния.
Нa пpaктикe нe вcтpeчaeтcя пoлнocтью цeнтpaлизoвaнныx или дeцeнтpaлизoвaнныx opгaнизaций.
Для тoгo, чтoбы oпpeдeлить, нacкoлькo дaннaя opгaнизaция цeнтpaлизoвaнa пo cpaвнeнию c дpyгими, выявляют cлeдyющиe xapaктepиcтики:
- количество решений, пpинимaeмыx нa нижecтoящиx ypoвняx yпpaвлeния. Чeм бoльшe чиcлo peшeний, кoтopыe пpинимaют нижecтoящиe pyкoвoдитeли, тeм мeньшe cтeпeнь цeнтpaлизaции;
- важность решений, пpинимaeмыx нa нижecтoящиx ypoвняx;
- последствия решений, пpинимaeмыx нa нижecтoящиx ypoвняx. Еcли pyкoвoдитeли cpeднeгo звeнa мoгyт пpинимaть peшeния, зaтpaгивaющиe бoлee чeм oднy фyнкцию, тo opгaнизaция cлaбo цeнтpaлизoвaнa;
- контроль зa paбoтoй пoдчинeнныx. В cлaбo цeнтpaлизoвaннoй opгaнизaции выcшee pyкoвoдcтвo peдкo пpoвepяeт пoвceднeвныe peшeния пoдчинeнныx pyкoвoдитeлeй. Оцeнкa дeйcтвий дeлaeтcя нa ocнoвaнии cyммapныx дocтигнyтыx peзyльтaтoв.
Преимущества централизации:
1. Централизация улучшает контроль и координацию специализированных независимых функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями.
2. Сильное централизованное управление позволяет избежать ситуации, при которой одни отделы организации растут и развиваются за счет других или организации в целом.
3. Централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа.
Преимущества децентрализации:
1. Управлять особо крупными организациями централизованно невозможно из-за огромного количества требующейся для этого информации и, как следствие этого, сложности процесса принятия решений.
2. Децентрализация дает право принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и, следовательно, лучше всех ее знает.
3. Децентрализация стимулирует инициативу и позволяет личности отождествить себя с организацией. При децентрализованном подходе самое крупное подразделение организации кажется его руководителю совсем небольшим, и он может полностью понимать его функционирование, полностью контролировать его и ощущать себя частью этого подразделения. Такой руководитель может испытывать такой же энтузиазм в своем подразделении, как независимый предприниматель во всем своем бизнесе.
4. Децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в самом начале его карьеры. Это обеспечивает приток в организацию талантливых руководителей. При этом предполагается, что талантливыми руководителями не рождаются, а становятся в процессе приобретения опыта. Поскольку при этом сроки продвижения от рядовых до высших должностей становятся короче, децентрализация способствует тому, что честолюбивый и напористый молодой руководитель остается в фирме и растет вместе с ней.
Отсюда вытекает вопрос о делегировании (разделении) полномочии и ответственности в организациях, как о ключевом инструменте эффективного осуществления процессов децентрализации.
Структура предприятия должна разрабатываться сверху вниз. Последовательность разработки организационной структуры чем-то схожа с последовательностью элементов процесса планирования.
Вначале руководители осуществляют разделение организации на широкие сферы, затем ставят конкретные задачи - подобно тому, как в планировании сначала формулируются общие задачи, а потом составляются конкретные правила. Таким образом, последовательность следующая:
1. Осуществляется деление организации по горизонтали на широкие блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации стратегии.
2. Устанавливается соотношение полномочий различных должностей.
3. Определяются должностные обязанности как совокупность определенных задач и функций, и поручается их выполнение конкретным лицам. Получившаяся в итоге разработки организационная структура - не есть что-то застывшее. Поскольку организационные структуры основываются на планах, то существенные изменения в планах могут потребовать соответствующей корректировки в структуре.