Организационные формы менеджмента в инновационной сфере

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Анализ организационных характеристик организации по критерию «соответствие концепции менеджмента в инновационной сфере»

Общие положения. Цель анализа. Исходная информация для анализа

Структура организации зависит от ее функций и дея­тельности. Организации создают структуры, чтобы обеспечить ко­ординацию и контроль деятельности своих подразделений и ра­ботников. Структуры организаций различаются по сложности (т.е. по степени разделения деятельности на различные функции), формализации (т.е. по степени использования заранее установ­ленных правил и процедур), соотношению централизации и де­централизации (т.е. по уровням, на которых принимаются управ­ленческие решения). Структурные взаимосвязи находятся в центре внимания многих исследователей и руководителей. Для эффек­тивного достижения цели необходимо понимание структуры ра­бот, подразделений и других функциональных единиц. Структурные и поведенческие взаимосвязи в свою очередь помогают устано­вить цели организации.

Структура организации — это фиксированные взаимосвязи между подразделениями и работниками организации, т.е. уста­новленная схема взаимодействия и координации технологических и человеческих элементов.

Схема любой организации включает в себя состав отделов, секторов и других линейных и функциональных единиц.

Свою деятельность организация осуществляет в соответствии с основными целями и задачами, т.е. движется по определенному пути в сторону достижения заданных положений, используя при этом совокупность всех средств, доступных исполнительным органам.

Цель анализа организационных характеристик — рассмотре­ние организационных характеристик на предмет их соответствия концепции менеджмента в инновационной сфере и их приведе­ние в соответствие заданному критерию. Исходная информация для анализа включает в себя:

• описание существующей схемы организационной структуры;

• юридический статус организации;

• функции руководства;

• функции подразделений.

Вывод

Для реализации принципов управления в инновационной сфере и политики инновационной восприимчивости важно выде­лить заинтересованные группы — лидеров перемен, способных осуществлять руководство политикой инновационной восприим­чивости.

Анализ конкретных функций управления

Анализ конкретных функций управления проводит­ся на основе положений, рассмотренных нами в главе 6 «Функ­ции менеджмента в инновационной сфере».

Анализ специализации конкретных функций управления

Анализ специализации конкретных функций управления про­водится на основе положений, рассмотренных нами в главе 6 «Функции менеджмента в инновационной сфере».

Таблица 8.1

Выводы

1. Инновационная организация осуществляет динамичный эволюционный рост на основе нововведений: новых потребитель­ских товаров, технологий, рынков, форм организации производ­ства.

2. Вкаждой инновационной организации должна быть преду­смотрена функция управления НИОКР, форма организации ко­торой зависит от этапа развития (концентрация НИОКР в рамках одного подразделения фирмы, создание специализированных подразделений НИОКР в рамках организации, варианты межфир­менной кооперации НИОКР).

Анализ иерархии управления

Организация состоит из взаимодействующих и вер­тикально расположенных уровней управления. «Иерархия управ­ления — служебная лестница, ряд должностных обязанностей и т.п.. последовательность подчинения в порядке перехода от низших к высшим ее уровням (и наоборот)» [81, с. 66]. Существенные признаки, характерные для всех иерархических систем, указаны в табл. 8.2 [81, с. 66-73].

Таблица 8.2

Выводы

1. Прямые показатели вертикальной дифференциации подра­зумевают, что власть распределяется в соответствии с уровнем иерархии, т.е. чем выше уровень, тем больше объем власти.

2. При прочих равных условиях «этажность» организации обрат­но пропорциональна ее общей эффективности: при большом количестве уровней существует опасность значительного иска­жения информации, передаваемой в организации сверху вниз, и наоборот.

3. Увеличение вертикальной комплексности, т.е. рост количе­ства уровней управления, создает дополнительные проблемы ко­ординации в организации.

4. Решения о фактическом расширении организации или уров­нях иерархии могут приниматься в интересах экономии, однако достигнутую экономию могут перекрывать дополнительные рас­ходы на сохранение целостности организации, т.е. на осуществ­ление дополнительной координации.

5. Чем больше уровней управления в организации, тем ниже ее мобильность и инновационная восприимчивость.

Анализ диапазона контроля

Диапазон контроля — норма управления, среднее количество персонала, которое возможно подчинить одному руко­водителю, ограниченное пределами физических и умственных возможностей, или объем информации, замкнутый на одного руководителя.

Проблема количества уровней иерархии непосредственно свя­зана с проблемой ограничения числа подчиненных. При этом решение одной проблемы препятствует решению другой, т.е. они как бы противопоставлены друг другу.

Ограничения, задаваемые диапазоном управления в ходе роста организации, в случае неизменности ее организационных пере­менных вынуждают руководство постоянно увеличивать количе­ство уровней иерархии. Вертикальный рост организации имеет известные недостатки, в конечном итоге приводящие к сниже­нию общей эффективности ее функционирования. Попытки ре­шить эту проблему привели к выделению двух типов диапазона контроля — узкого и широкого.

Узкий диапазон контроля характеризуется минимальным коли­чеством подчиненных у одного руководителя. Чтобы соединить нижние звенья организации с высшим звеном, необходимо увели­чивать количество иерархических уровней. При меньшем коли­честве подчиненных руководителю легче осуществлять контроль над их работой, поэтому он может делать это более качественно. С меньшим количеством подчиненных можно быстрее обмени­ваться информацией. Однако у руководителя, контролирующего небольшое число работников, может появиться стремление к вме­шательству в их непосредственную работу.

Широкий диапазон контроля имеет характеристики, противопо­ложные характеристикам узкого диапазона контроля: максималь­но возможное количество подчиненных у одного руководителя и минимальное количество уровней иерархии. Такое группирова­ние людей имеет значительные преимущества. Имея в подчине­нии много сотрудников, руководитель вынужден делегировать свои полномочия, чтобы загрузить каждого работой. Само по себе делегирование полномочий — факт положительный. Наделяя сво­их подчиненных правами по выполнению работы, руководитель должен быть уверен, что они с ней справятся, поэтому чаще всего в таком случае подбирается сильная и квалифицированная команда.

При проектировании организации группирование людей и ра­бот осуществляется по какому-либо принципу или на основе ка­кого-либо критерия. В ходе группирования наступает этап, когда необходимо принимать решение относительно того, сколько людей (работ) могут быть эффективно объединены под единым руко­водством. Каждый руководитель организации ограничен време­нем, знаниями и умениями, а также максимальным количеством решений, которые он может принять с достаточной степенью эффективности.

Если количество подчиненных увеличивается в арифметиче­ской прогрессии, число потенциально возможных межличностных отношений между руководителем и подчиненными возрастает в геометрической прогрессии. Это обусловлено тем, что руково­дитель имеет дело с тремя типами межличностных контактов:

1) прямыми двусторонними;

2) прямыми множественными;

3) комбинациями прямых двусторонних и прямых множе­ственных.

Термин «охват контролем» означает размер команды, находя­щейся в подчинении одного руководителя.

Для определения оптимального диапазона управления широ­ко используется ситуационный подход, в основе которого лежит анализ факторов, влияющих на определение диапазона контроля (табл. 8.3).

Таблица 8.3

Таблица 8.4

Рекомендации НИИ труда по определению диапазона контроля

Параметры Тип производства  
организации массо­вый серий­ный единич­ный массо­вый серий­ный единич­ный
Категория слож­ности продукции ПРОСТАЯ СЛОЖНАЯ  
Верхний уровень управления, чел.
Нижний уровень управления, чел.
                 

Рассмотрим пример анализа верхнего уровня управления. Для внесения каких-либо структурных изменений на данном уровне необходимо обратиться кмногофакторной методике компании Lockheed (табл. 8.5).

Таблица 8.5

Таблица 8.6

Выводы

1. Диапазон контроля имеет большое значение. С увеличени­ем диапазона контроля повышается загрузка, что ведет к умень­шению контроля, стихийной работе, снижению качества управ­ленческого решения. Занижение диапазона контроля является следствием ненапряженной работы и незагруженности, приводит к росту числа уровней управления, увеличению времени приня­тия решений, низкому качеству решений.

2. Для инновационной организации необходимо предусмат­ривать увеличение диапазона контроля, но при этом следует сни­жать норму загрузки руководителя. Для определения диапазона контроля может быть использована многофакторная методика компании Lockheed [31, с. 135—160].

3. Для приведения в соответствие нормы загрузки руководи­теля рекомендуется:

• повышать уровень знаний, квалификации, профессионализ­ма специалистов;

• увеличивать объем инструктажа — обучения с целью повы­шения уровня самостоятельности подчиненных в процессе при­нятия решений;

• довести отношения между подчиненными и руководителем до консультативно-докладного уровня;

• создать информационную систему, позволяющую устранить необходимость опекания подчиненных, обеспечить надлежащую связь и снизить уровень неопределенности, возникающей из-за недостатка информации;

• создать благоприятный организационно-психологический климат и организовать сотрудничество;

• снизить загруженность подчиненных различными вспомо­гательными работами, организовать планирование работы сами­ми подчиненными.

Таблица 8.7

Выводы

1. Содержание решений зависит от степени централизации. В высокопрофессиональной инновационной организации решения в области профессиональной компетенции решают профессионалы. Области, лежащие вне рамок профессиональной компетенции, должны быть более централизованы.

2. Высокий уровень централизации означает большую коор­динацию, но меньшую гибкость.

3. Централизация способствует экономии, позволяет осуще­ствлять последовательную политику в масштабе организации, но, возможно, не подходящую для внешней среды, так как не может обеспечить быстрое реагирование на изменение внешних условий.

4. Централизация имеет большой потенциал для быстрого принятия решений в непредвиденных случаях, но приводит к пере­грузке линий коммуникаций в нормальных условиях, так как коммуникации направляются вверх и вниз по иерархии.

5. Высокий уровень инновации предполагает наличие такой организационной характеристики, как высокая децентрализация власти.

Выводы

1. В инновационных организациях наблюдается тенденция к плоскому виду структуры, т.е. меньшей иерархичности, широ­кому диапазону контроля, вследствие высокого профессионализма работников, сложности и неопределенности решения задач, от­сутствия формализации.

2. Организационные характеристики инновационной органи­зации «децентрализация власти» и «тенденция к плоскому виду структуры» находятся в логической взаимосвязи.

Анализ типа структуры

В организации, состоящей из многих подразделе­ний, необходима координация их деятельности. Она осуществля­ется посредством связей в организации.

Виды связей соответствуют видам тех отношений между под­разделениями организации, которые объединяют их в единое целое. Связи различаются в зависимости от того, как реализуется координация, что в свою очередь определяется тем, какие отно­шения лежат в основе связи.

В организации выделяются различные типы связей [13, с. 237— 242]. Все зависит от того, какой критерий положен в основу их классификации. Особенности различных видов связей приведе­ны в табл. 8.8.

Таблица 8.8

Вывод

В настоящее время поиск эффективных организационных форм управления нововведениями ведется в двух направлениях: одно связано с выделением и обособлением подразделений, зани­мающихся нововведениями и долгосрочными проблемами разви­тия организации, другое — с необходимостью создания механизма интеграции и координации деятельности подразделений, межфункционального взаимодействия в ходе разработки и внедрения ново­введений. Чаще всего используются оба подхода с приоритетным использованием одного из них. Главное заключается в том, что внедрение нововведений — это не эпизодическая деятельность, а систематически управляемый процесс.

Таблица 8.9.

Таблица 8.10

Вывод

В инновационной организации используется ресурсно-резуль­татный или результатный критерий департаментизации с такими частными критериями департаментизации, которые можно опре­делить как инновационные (процессы, функции, технология, продукт, потребитель, рынок).

Таблица 8.11

Выводы

1. По взаимодействию с внешней средой инновационная орга­низация является органистической. Основные признаки, прису­щие такой инновационной организации, следующие:

• небольшое количество правил и процедур, нет формализа­ции процесса принятия решений;

• широкая специализация в работе, горизонтальная комплекс­ность и высокий профессионализм персонала;

• размытость уровней иерархии, контроль формальный;

• система вознаграждений субъективная, зависит от личности руководителя;

• отношения неформальные, носят личностный характер (все коллеги на одном уровне);

• критерии отбора кадров субъективные;

• сложное нестабильное окружение, цели и задачи не определены;

• задачи сложные, не имеют четких границ, не измеряемы;

• авторитет власти завоевывается посредством профессиона­лизма, власть основана на компетенции;

• мотивирование высших потребностей (самовыражения и ува­жения).

2. Преимуществом органистической организации можно считать гибкость, т.е. лучшую адаптацию к изменениям внешней среды.

Вывод

По взаимодействию индивидуума с организацией инновационная организация является индивидуалистической. Для нее характерны:

• открытое, свободное, добровольное объединение людей, осуществляющих совместную деятельность;

• коллективная собственность — не собственность всех, а соб­ственность каждого члена коллектива;

• сочетание конкуренции и кооперации вместо монополии;

• децентрализованная структура с центрами прибыли и инве­стиций;

• увязка интересов и целей всех членов с целями организа­ции (управление по целям). Интересы работника сегодня; сегод­няшний интерес личности завтра становится интересом органи­зации;

• свободный поиск возможностей внутри организации, внут­ренний хозрасчет;

• объект управления — личность; работа подбирается под человека;

• суверенитет личности — человек отвечает за себя сам, что ведет к высокой конкурентоспособности организации;

• лояльность к убеждениям личности. Принятие решений по принципу «вето»;

• устранение популизма руководителя; требования к руково­дителю — умение убеждать, слушать других;

• общечеловеческая мораль и здравый смысл.

Вывод

По взаимодействию между подразделениями инновационная организация относится к матричной организации и к организа­ции с системой подразделений, хотя матричная организация может быть частным случаем организации с системой децентрализован­ных подразделений.

В рамках существующей структуры создаются специальные подразделения из состава функциональных специалистов с при­влечением производственных специалистов (рабочих) под руко­водством управляющего. Управляющий отвечает за выполнение программы, цели и т.д.

Преимуществами такой организации можно считать:

• ориентацию на внешнюю среду;

• контроль над реализацией программы и ответственность за ее выполнение;

• гибкость структуры;

• возможность повышения конкурентоспособности;

• возможность более эффективного использования методов управления и технических средств для реализации программы.

Таблица 8.12

Характеристики организаций основных типов по критерию «отношения между подразделениями»

Традиционная организация Дивизиональная организация Матричная организация Организация с системой подразделений
Критерий департаментизации — ресурсы. По типу структуры — линейно-функциональная. Преобладает тенденция к централизации. Преобладает тенденция к высокой структуре. По критерию «отношение к внешней среде» — механистическая. По критерию «отношение к человеку» — корпоративная Критерий департаментизации — результат. По типу структуры — линейно-функциональная. Преобладающая тенденция — скоординированная децентрализация: централизация стратегических функций и децентрализация оперативных. Преобладает тенденция к высокой структуре. По критерию «отношение к внешней среде» — механистическая; возможны элементы органистической на стратегическом уровне. По критерию «отношение к человеку» — корпоративная организация с элементами индивидуалистической организации для творческих работников Критерий департаментизации — ресурсно-результатный. Тип структуры — матричный или с элементами матричного типа. Преобладающая тенденция — децентрализация, плоская структура. По критерию «отношение к внешней среде» — органистическая. По критерию «отношение к человеку» — индивидуалистическая Критерий департаментизации — результат. По типу структуры может быть любой — в зависимости от стратегии управления. Децентрализация управления. Плоская структура. Органистическая. Индивидуалистическая. Высокая регуляция корпоративной культуры. Эдхократическая организация, использующая высокую степень свободы в действиях работника, компетентность и самостоятельное решение проблем. Многомерная, партисипативная, предпринимательская организация

организационные формы менеджмента в инновационной сфере - student2.ru К недостаткам можно отнести:

• необходимость координирующих элементов;

• дороговизну (дополнительные инвестиции) и трудность внедрения;

• возможность нарушения правил и стандартов целостности организации.

Таблица 8.13

Таблица 8.14

Выводы

1. Главными проблемами инновационной организации явля­ются внешняя адаптация (как наилучшим образом установить связь с внешней средой) и внутренняя интеграция (как достичь успеха в координации внутри организации). Решение этих проблем сводится к формированию культуры организации.

2. Решить указанные проблемы позволяет высокоэффектив­ный, «самоизучающий» тип культуры.

Таблица 8.15

Таблица 8.17

Логическая последовательность построения процессно-ориентированной структуры управления___________ предпринимательскими подразделениями инновационной организации

Название этапа Содержание этапа Основные требования к этапу
Этап 1. Определение миссии организации
1. Определение образа органи­зации Определение целей создания организации. Опи­сание сферы деятельности организации (про­дукты, потребительские группы, географическое расположение), формулировка целей относи­тельно конкурентной позиции, прибыльности и других характеристик организации при ее вхождении в рынок Выражение «конституции» орга­низации, рациональные стороны организации. Ответ на вопросы: с какой целью создана организация; почему она существует; каковы ее стратегия, конкурентная по­зиция и особая компетентность? Понятность членам организации, доверие с их стороны, пригод­ность для анализа процессов
2. Определение кредо органи­зации, выражающее сущность корпоративной культуры Формулировка общего кодекса поведения, где зафиксированы определенные обязательства организации и результаты, к достижению кото­рых она стремится. Объявление ценностей орга­низации, в которые она верит, правил и образ­цов поведения, которые указывают на особую компетентность и систему ценностей Определение основ этикета, интуитивно воспринимаемой стороны отношений как с клиентами, так и акционерами или собственниками организа­ции, выражающих сущность корпоративной культуры
Этап 2. Разработка стратегии организации
Соединение творческого, интуитивного и рационального мышления

Продолжение таил. S.I7

Название этапа Содержание этапа Основные требования к этапу
Этап 3. Проектирование процессов в целях реализации стратегии
Этап 3.1. Определение последовательности проектирования процессов
1. Конкретизация миссии путем определения целей более низ­кого уровня, вытекающих из заявленной миссии Определение ключевых факторов успеха для до­стижения миссии, поиск ответов на вопросы: что делать, как делать, чем пользоваться для достижения цели? Составление списка положительных и отрица­тельных факторов для достижения успеха по реа­лизации миссии: что может положительно по­влиять на достижение главной цели, а что отри­цательно? Расширение границ рассмотре­ния организации. Рассмотрение вне границ существующих отделов и функций
2. Выявление ключевых процес­сов: основных и вспомогательных Основные процессы создания «выходов» для внешних клиентов, например, продукция, услуга. Вспомогательные процессы по созданию «вы­ходов» для подразделений организации, напри­мер, обучение персонала, финансовое управление Процессы должны быть изме­ряемы, управляемы, межфунк­циональны и рассмотрены с высокого уровня, а не как детализированный перечень видов работ. Необходимый уровень детализа­ции — не более 15 процессов
3. Выявление влияния процес­сов на ключевые факторы успе­ха, ранжирование по критерию стратегической важности про­цессов Сравнение процессов с целями организации по достижению миссии: а) выявление процессов, способствующих дости­жению ключевых факторов успеха (одного или нескольких); б) выявление процессов, которые существуют по традиции, не отвечают новым целям, не влияют Определение возможностей для нового бизнеса, изменения процессов. Определение необходимого ко­личества процессов, необходи­мости включения новых про­цессов, видоизменения старых,

Продолжение табл. 8.17

Название этапа Содержание этапа Основные требования к этапу
  ни на одну цель, т.е. не обеспечивают ключевые факторы успеха сохранения старых процессов с повышением их эффектив­ности
4. Оценка выполнения каждого процесса. Ранжирование по кри­терию жизнеспособности суще­ствующих процессов Критерии оценки: отличное, хорошее, удовле­творительное, плохое, очень плохое выполнение Непредвзятость оценки, рас­смотрение межфункциональных процессов, ответственность за которые размыта при суще­ствующей департаментизации
5. Оценка выполнения процес­сов по критерию выполнения требований клиентов (по вре­мени, качеству, сервису и др.) Критерий оценки — ожидание как внешних, так и внутренних клиентов Новое видение, неприятие огра­ничений, норм, правил, поряд­ков, которые влияют на способ работы в организации
6. Оценка процессов по крите­рию возможности достижения желаемых результатов Возможности: а) средства информационных технологий (инте­грированные пакеты, экспертные системы, информационные сети и др.); б) организационные изменения (слияние, поглощение и др.) Знание и понимание новых информационных технологий и последствий организационных изменений
7. Выбор процессов для проек­тирования по совокупности критериев Составление плана проектирования процессов: а) группа процессов с высоким приоритетом, изменение которых позволит достичь быстрого положительного результата; б) группа процессов с меньшим приоритетом; в) группа процессов с минимальным влиянием на общую работу организации Выполнение работ в соответ­ствии с приоритетным списком

Продолжение табл. 8.17

Название этапа Содержание этапа Основные требования к этапу
Этап 3.2. Изучение процесса с целью его понимания
1. Определение границ процесса: входа (первичного, вторичного), выхода (первичного, вторичного), верхней и нижней границ. Составление списка входов и выходов процесса Вход — начало процесса: а) первичный, необходимый для начала процесса; б) вторичный — тот, который входит в процесс через верхнюю границу. Выход — окончание процесса и соприкосновение с другими процессами: а) первичный процесс, существующий для удовлетворения требований клиентов; б) вторичный — побочный продукт процесса, является не причиной процесса, а его следствием. Верхняя граница — стыковка выхода других процессов с данным процессом. Нижняя граница — выход процесса служит входом в другие процессы Четкое понимание предмета рассмотрения. Рассмотрение процесса в целом. Знание роли этапов процесса без привязки к целому, а также значение каждого этапа по отношению к межфункциональному процессу
2. Определение поставщиков процесса и клиентов процесса Клиенты: внутренние (внутри организации); внешние (прямые потребители, непрямые потребители: контрагенты, розничные торговцы и др.). Определение типов клиентов: а) первичные клиенты (получают первичный выход); б) вторичные клиенты (получают вторичный выход); в) косвенные клиенты (следующие после первичных клиентов). Определение типов поставщиков по аналогии: первичные, вторичные, косвенные Создание процессно-ориентированного настроя у работников организации в целом и у участников процесса

Продолжение табл. 8.17

Название этапа Содержание этапа Основные требования к этапу
3. Определение требований клиентов Выяснение, что нужно клиенту, насколько эти требования необходимы, правильны, все ли это действительно необходимо клиенту. Понимание истинных требований клиента, по­становка под сомнение некоторых требований Критическое осмысление тре­бований клиентов
4. Согласование требований раз­ных клиентов Обсуждение требований с внутренним и внеш­ним клиентом, согласование требований Выявление приоритетных, дей­ствительных требований
5. Разработка альтернативных вариантов требований Представление нескольких вариантов уточнен­ных списков требований Разработка вариантов требова­ний клиентов на абстрактном и обобщенном уровнях
6. Измерение существующего текущего процесса по произво­дительности и эффективности процесса Измерение производительности и эффективно­сти, необходимое для оценки новых процессов по сравнению со старыми процессами (насколь­ко быстрее, насколько меньше требуется ресур­сов, лучше ли удовлетворяет требования клиентов) Использование современных методик оценки производитель­ности и эффективности про­цессов
7. Выявление слабых и сильных сторон текущего процесса Цель — определить, что в существующем про­цессе оставить, а что для нового процесса следует изменить Выбор лучшего альтернативного варианта процесса по сравнению со старым процессом
Этап 3.3. Разработка нового процесса
1. Разработка видения нового процесса. Описание специфических черт нового процесса (как новый процесс будет работать, кто и в каком месте организации будет занят в процессе)   Сравнение существующего процесса: а) с аналогичными процессами у конкурентов; б) лучшими результатами, достигнутыми внутри организации по аналогичным процессам; в) удачным опытом в других отраслях. Сравнение с будущими направлениями развития организации и определение ожидаемого вклада нового процесса в это развитие. Сравнение с обобщенными требованиями клиентов процесса. Разработка формулировки видения процесса, содержащей конкретные цели, которые являются выявленными ранее измеряемыми показателями Новый процесс должен страте­гически соответствовать целям организации, т.е. оперативные цели процессов должны не конфликтовать со стратегией и соответствовать годовому бизнес-плану организации
2. Создание схем информацион­ных потоков новых процессов, сочетая традиционные методы улучшения с более радикальны­ми реинжиниринговыми мето­дами   Использование метода структурного анализа процессов [63, с. 127—148], основанного на моделировании данных и иерархии процессов: а) разделение процесса на субпроцессы; б) разделение субпроцесса на главные виды работ; в) разделение каждого вида работ на отдельные работы; г) составление алгоритмических схем на уровне отдельной работы. Определение по каждому уровню процессов входов, выходов, ввода информации, движения материальных потоков, принимаемых решений. Внесение изменений в процесс по иерархии: небольшие улучшения и изменения на самом низком уровне, далее изменения вверх по иерархии процессов. Затем корректировка результатов изменений сверху вниз по иерархии процессов Увидеть соответствие друг другу частей процесса, а также выявить слабые и сильные стороны процесса, чтобы устранить несоответствия, излишние сложности и сохранить сильные стороны. Рассмотрение процессов в виде набора информационных потоков (схем), выстроенных в определенной иерархии, внесение изменений в направлении снизу вверх, а затем корректировка результатов изменений сверху вниз
Реализация принципа «использование творческого мышления» Обнаружение ранее незамеченных связей, подобий между процессами. Способность видеть по-новому, генерировать новые идеи.

Продолжение табл. 8.17

Название этапа Содержание этапа Основные требования к этапу
  Поиск альтернативных возможностей использования одной и той же функции, вещи. Нахождение множества ответов на один вопрос, множества причин проблемы; внимание на ту причину, которую ранее не замечали. Интерпретация явления, вещи множеством различных способов, увидеть под другим углом и найти новые возможности. Решать ту проблему, решение которой обходится дороже. Поставить под сомнение имеющиеся аксиомы, постулаты и ограничения Поиск новых путей решения проблемы, когда ясно, что таковых не может быть. Выход из существующих ограничений («увидеть лес за деревьями»). Вопросы: Почему бы и нет? А что будет, если? Почему один вид работы должен выполнять один человек? Почему время работы с 9 до 17 часов? И так далее
4. Реализация принципа «новаторское использование человеческих и технологических ресурсов» Не автоматизация существующих процессов, а создание новых, используя возможности новых технических средств и технологий: а) использование систем электронного обмена данными для обслуживания нескольких процессов; б) использование экспертных систем для принятия решений в процессах, задействующих не узких специалистов, а универсальных работников; в) использование сетевой связи для удаленных пользователей, которые могут совмещать выполнение нескольких процессов, не сбрасывая информацию на центральный офис; г) использование систем поддержки решений для расширения аналитических возможностей Новаторское использование человеческих и технологических ресурсов должно быть технологически осуществимо и экономически оправдано (выгоды должны превышать затраты). Здравый смысл с точки зрения человека и общества. Знания существующих технологий, возможностей их использования для изменения процессов

Продолжение табл. 8.17

Название этапа Содержание этапа Основные требования к этапу
  работников, участвующих в нескольких процессах. Стальное изучение возможностей информационных систем. Проработка вариантов выполнения процессов без использования технических средств и информационных систем, но с элементами ручного контроля и интеллектуального труда, с устранением посредников в процессах  
5. Реализация принципа «мини­мум процессов, участников но­вого процесса, времени выполнения процесса» Анализ каждого процесса (отдельной работы, вида работ, субпроцесса) по критериям (цель, место, время, количество участников, средства, ресурсы). Анализ по критерию «добавление реальной стоимости для клиента». Анализ по критерию «добавление стоимости для организации». Анализ по критерию «реальная ценность для будущих процессов организации». Анализ по критерию «наличие механизмов контроля (дополнительные сотрудники, визы, проверки)». Анализ по критерию «длительность цикла процесса» (уменьшение количества входов в процесс для его преобразования, а не для автоматизации, расширение узких мест в процессе). Анализ по критерию «наличие бюрократических этапов» (проверки, разрешения, хранение, ведение реестров, копирование, утверждение). Выявление причин наличия бюрократических этапов Доведение количества процес­сов, участников нового процесса, времени выполнения процесса до минимума

Продолжение табл. 8.17

Название этапа Содержание этапа Основные требования к этапу
  работы (недоверие, низкая самооценка, страх наказания, важность собственной роли, потребность в дальнейшем оправдании и т.п.)  
6. Реализация принципа «клиент процесса должен быть его участ- ником» Вовлечение как внутреннего, так и внешнего клиента в выполнение этапов работы, более чем это предполагалось традиционно. Выявление тех процессов, которые начинаются с клиента, а затем через ряд шагов опять возвращаются к нему. Анализ возможности выполнения промежуточных шагов самим клиентом Разделение общего потока работ на фрагменты, где отношения «поставщик — клиент» являются главным элементом
7. Реализация принципа «поставщик процесса должен быть его участником» Передача ключевых частей процесса внутренним и внешним поставщикам, например, делегирование принятия решения о закупках, об управлении запасами. Организация электронного обмена данными между производственным отделом и поставщиками. Создание взаимовыгодных отношен

Наши рекомендации