Дивизиональные структуры управления

Дивизиональная структура управления основана на диверсификации деятельности организации при усложнении взаимодействий с внешней средой. Данная структура предусматривает автономию (полную или частичную) рыночно ориентированных организационных звеньев (дивизионов) от высшего руководящего звена.

Дивизиональные структуры управления - student2.ru

Рисунок 6 – Дивизиональная (клиентская) структура управления

Дивизиональные структуры управления - student2.ru

Рисунок 7 – Дивизиональная (продуктовая) структура управления

Дивизиональные структуры управления - student2.ru Дивизиональные структуры управления - student2.ru Дивизиональные структуры управления - student2.ru Дивизиональные структуры управления - student2.ru Дивизиональные структуры управления - student2.ru Дивизиональные структуры управления - student2.ru Дивизиональные структуры управления - student2.ru Дивизиональные структуры управления - student2.ru Дивизиональные структуры управления - student2.ru

Рисунок 8 – Дивизиональная (региональная) структура управления

Организация разбивается на дивизионы, каждый из которых оперирует на отдельном целевом рынке. Они возникают тогда, когда у организации появляются несколько групп потребителей, которые для нее настолько важны, а потребности их настолько специфичны, что организация решает создать подразделения, каждое из которых будет обслуживать только свою группу потребителей и действовать как практически независимая единица.

Условия применения дивизионной структуры:

- наличие оснований для диверсификации деятельности (широкая номенклатура продукции, значительная диверсификация рынков по клиентам и регионам, большие размеры производства);

- ключевым фактором конкурентоспособности становится удовлетворение специфических требований целевых рынков, а не качество выполнения функциональных задач;

- отсутствие тесных взаимосвязей между рыночно ориентированными подразделениями компаний;

- возможность образовывать дивизионы, оптимальные с точки зрения масштаба производства, отсутствие ограничений по неделимому производственному оборудованию; это означает, что емкость рынка должна быть достаточной, чтобы организовать производство с приемлемым уровнем издержек.

Преимущества:

- корпоративное руководство освобождается от оперативных функций и имеет возможность сконцентрироваться на стратегии;

- организационная гибкость (возможность применения в дивизионах разных организационных структур, процедур и методов управления, степени централизации в соответствии со спецификой среды функционирования дивизиона);

- использование дивизионами преимуществ рыночной специализации, эффективность в условиях динамичной внешней среды;

- более тесная связь производства с потребителями;

- опыт руководящей работы на дивизиональном уровне – хорошая школа для подготовки менеджеров высшего уровня.

Недостатки:

- из-за большого количества уровней управленческой вертикали возможен разрыв стратегического и оперативно-тактического уровней управления;

- затруднено согласование интересов организации и входящих в нее дивизионов, возможны центробежные тенденции;

- плохое взаимодействие при решении вопросов, смежных для подразделений, снижение качества выполнения функциональных задач;

- дублирование функций на разных уровнях и как следствие – очень высокие затраты на содержание управленческой структуры.

Наши рекомендации