Функциональные структуры управления

Функциональная структура управления – это структура, которая основана на принципе полного распорядительства, заключающегося в том, что выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для исполнения. Для таких структур характерно создание подразделений, каждое из которых имеет определенную задачу и обязанности. Каждый орган управления ориентирован на выполнение отдельных видов управленческой деятельности; в каждом из них создается аппарат специалистов, отвечающих только за определенный участок работы.

Функциональный способ управления значительно облегчает работу руководителя, так как у него имеются заместители и практически ему нужно работать только с ними, а не со всем коллективом исполнителей индивидуально. Каждый из заместителей по функциональным направлениям обязан компетентно решать возникающие производственные задачи и имеет право принимать самостоятельные решения в пределах своих полномочий.

Функциональные структуры управления - student2.ru Функциональные структуры управления - student2.ru Функциональные структуры управления - student2.ru Функциональные структуры управления - student2.ru Функциональные структуры управления - student2.ru Функциональные структуры управления - student2.ru Функциональные структуры управления - student2.ru Функциональные структуры управления - student2.ru Функциональные структуры управления - student2.ru

Рисунок 3 – Функциональная структура управления

Эта структура управления особенно плодотворна, если для производственного процесса характерна специализация по нескольким направлениям, что требует и специализации руководителей этих видов работ.

Преимущества:

- высока компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций;

- сотрудникам легче изучать чужой опыт, что помогает повышать квалификацию и способности, благодаря чему возрастают и личные, и организационные показатели работы;

- специализация подразделений на выполнении определенного вида управленческой деятельности;

- ликвидация дублирования в выполнении задач управлении отдельными службами;

- преимущество координационного характера – сотрудники, сгруппированные на основе одинаковых позиций, могут легко участвовать в коммуникациях и обмениваться информацией друг с другом, так как сотрудники, подходящие к проблемам с одной и той же точки зрения, часто могут принимать решения быстрее и эффективнее, чем люди, взгляды которых на ситуацию различаются;

- руководителям легче контролировать показатели работы каждого сотрудника, вознаграждать за высокие результаты и снижать возможности отлынивания от работы;

- формирование норм, ценностей и групповой сплоченности, в большей степени работающих на повышение показателей работы.

Недостатки:

- нарушение принципа единоначалия при использовании принципа полноправного распорядительства;

- длительная процедура принятия решений;

- трудности поддерживания взаимосвязей между различными функциональными службами;

- снижение ответственности исполнителей за работу, поскольку каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей;

- снижение ответственности функциональных руководителей и функциональных подразделений за работу организации в целом.

Наши рекомендации