Вопрос : «Понятие управления, управленческий цикл»

Управление представляет собой такую организацию того или иного процесса, которая обеспечивает достижение определенных целей. Необходимость в управлении возникла с развитием специализации производства, увеличения его масштабов. Оно позволяет упорядочить и согласовать деятельность многих людей, занятых в производстве.Управление - это труд людей, направленный на организацию и координацию деятельности трудовых коллективов и отдельных работников в процессе производства продукции, оказания услуг. Оно связано прежде всего с организацией совместной деятельности людей, с налаживанием согласованных действий в рамках предприятия, с регулированием отношений между личностью и предприятием.Цель управления заключается в эффективном использовании рабочей силы и ограниченных ресурсов для достижения желаемого и возможного состояния производства. При управлении всегда возникают вопросы: что, кому, где, когда, сколько, из чего? Число таких вопросов все время растет. Растет и плата за ошибку.Управление предприятием призвано решать две основных задачи:

1. Поддерживать нормальный ход производства, обеспечивать его цикличность и стабильность;

2. Обеспечивать развитие производства, совершенствование продукции, введение технических и технологических новшеств.

Оно представляет собой совокупность информационных процессов и воздействий на поведение персонала предприятия, порядок выполнения которых регламентируется определенными правилами и инструкциями. На основе анализа информации вырабатываются управленческие решения о переводе производства в новое, заранее определенное состояние.Суть управления заключается в следующем:Сбор, хранение, обработка и передача информации.Разработка и принятие управленческих решений.Выработка управляющих воздействий и выдача их объекту управления.Контроль исполнения принятых решений.

Управленческий цикл-завершённая последовательность повторяющихся активных действий,направленных на достижение поставленной цели.

Управленческий цикл содержит в себе четыре функции: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Данные функции охватывают все виды управленческой деятельности по созданию материальных ценностей, финансированию, маркетингу и т. д.

Функция планирования представляет собой, по существу, процесс подготовки решений. Этапы планирования: а) постановка целей и задач; б) определение исходных предпосылок; в) выявление альтернатив; г) выбор наилучшей альтернативы; д) ввод и исполнение плана.

Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Прежде всего, это оценка менеджером своих возможностей, изучение подчиненных, определение потенциальных возможностей каждого работника, расстановка сил и т. д. Мотивация. После проведения подготовительных мероприятий менеджер должен обеспечить успешное выполнение работы. В этих целях используются:

а) стимулирование, то есть побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование);

б) собственно мотивирование, то есть создание у работников внутренних (психологических) побуждений к труду. Главными здесь являются: заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности, переживание чувства удовлетворения от трудовой деятельности. Менеджер, чтобы успешно осуществить эту функцию управления, должен быть компетентен в различных аспектах коммуникации, он обязан развивать у себя соответствующие умения и навыки.

Контроль — это процесс проверки и сопоставления фактических результатов с заданиями.

3. Предмет и методы науки управления.
Предметом науки управления являются отношения управления. Отношения управления производством представляет собой сложный комплекс устойчивых взаимосвязей и взаимодействий людей и коллективов в процессе управленческого воздействия.
Отношения управления производством классифицируется по видам и по характеру.
Они подразделяются:
- на отношения между управляющей и управляемой подсистемами;
- на отношения управления внутри управляющей системы (между ступенями и уровнями управления);
- на отношения между руководителями и подчиненными в каждом звене управления (отношения субординации).
По всему характеру отношения управления производством подразделяются на:
- межличностные,
- межсистемные,
- смешанные.
Отношения управления подразделяются на:
а) отраслевые, т.е. отношения в пределах одной отрасли;
б) территориальные, т.е. отношения в пределах одного региона;
в) межотраслевые, т.е. отношения между организациями разных отраслей;
г) межрегиональные, т.е. отношения между организациями разных регионов;
д) территориально-отраслевые.
Отношения управления по числу организационных связей можно подразделить на простые и сложные.

Наука управления, как и любая другая наука, имеет предмет, теорию и метод.
Метод призван выработать систему различных средств и приемов изучения и обобщения явлений действительности в данной области знания.
Применяется множество методов в теории и практике управления. Сюда относятся:
- Диалектический метод. Все законы и категории имеют место в управлении;
- Конкретно-исторический подход – обязательное требование научной разработки проблемы управления производством;
- Комплексный подход – одно из условий эффективного изучения и разработки рекомендации по управлению.
- Аспектный подход – исследование одной из сторон отношений управления, одно из свойств. (Аспекты: политэкономический, социологический, философский и т.д.)
- Системный подход – он позволяет рассматривать как управляемую, так и управляющую систему как целостный комплекс взаимосвязанных элементов. Условием реализации системного подхода является методология системного анализа. Системный анализ служит одной из методологических основ проектирования организационных структур управления.
- Эффективным методом науки управления является моделирование. Оно заключается в построении модели управляемого объекта или субъекта управления, которая облегчает изучение их свойств и особенностей поведения.
- Используется методы эксперимента, социологические методы, методы мотивации и др.


Наши рекомендации