Составьте фрагмент конспекта занятия по формированию у детей представлений об отношениях «равенства» и «неравенства».
Конспект занятия «Равенство и неравенство групп»
Цель: упражнять детей в умении считать до пяти; отражать в речи равенство и неравенство групп предметов.
Задачи: закреплять умение обозначать количество предметов с помощью цифр; учить детей отсчитывать количество предметов в пределах пяти; закреплять навыки конструирования.
Форма проведения: путешествие в лес
Методические приемы: беседа, вопросы, сюрпризный момент
Материал: игрушка ежика, два поезда, плоскостные зайчики, морковки; цветные бумажные домики, разрезанные на 6 частей.
Ход занятия:
Педагог. Ребята, сегодня к нам в гости пришел ёжик (педагог показывает игрушку). Давайте с ним поздороваемся. (Дети здороваются). Ёжик приглашает нас на прогулку в лес. Но, чтобы добраться до леса надо ехать на поезде. Что согласны? Тогда в путь!
Вот мы с вами пришли на платформу и, пока мы ждем поезд, давайте рассмотрим другие поезда (на доску выставляются два поезда: один с большими вагонами, другой – с маленькими).
Посмотрите внимательно и скажите, одинаковые ли поезда? Чем они отличаются? (вагоны короткие – длинные, цвет, длина поезда). В каком поезде больше вагонов? Давайте проверим правильно ли вы ответили. Считаем сначала вагоны на первом поезде. (один вагон, два вагона, три вагона, четыре вагона, пять вагонов).
Молодцы сколько всего вагонов в этом поезде? (Пять) Поднимите цифру 5.
Теперь дайте посчитаем большие вагоны на втором поезде. (Один вагон, два вагона, три вагона, четыре вагона).
Молодцы! Сколько всего вагонов в этом поезде. (Четыре). Поднимите цифру 4
В каком поезде больше вагонов. Давайте проверим праильно ли вы ответили. Для того чтобы их сравнить, надо приложить маленькие впгоны к большим, вот так (показываю). Каких вагонов больше? (маленьких) На сколько маленьких вагонов больше чем больших вагонов. (на один). Какой поезд меньше? На сколько вагонов меньше?
Физкультминутка.
Посмотрите нас встречают зайчики (на доске расположены четыре зайца) давайте их угостим морковкой (разложить под зайчиками три морковки)
Ой, а один зайчик остался без морковки. Давайте разберемся.
Ребята, сколько морковок (три)
А сколько зайчиков? (четыре) чего больше зайчиков или морковок? А на сколько меньше морковок? А на сколько больше зайчиков? Всем ли зайчикам хватило морковок? (одному не хватило). Давайте поможем зайчику, поищем морковку. (Дети вместе с педагогом ищут морковку и находят ее под елочкой). Вот еще морковка. Давайте посчитаем, сколько стало морковок. (Дети считают и определяют, что морковок четыре) Как же у нас получилось число 4? (Мы к трем морковкам добавили еще одну морковку и у нас стало 4 морковки. Что можно сказать про количество морковок и зайчиков (Ответы детей)
Ребята скоро наступит зима и зайчикам будет холодно. Давайте построим им домики.
Каждый ребёнок получает детали для составления четырёх домиков разных цветов. Педагог обращает внимание на то, что детали для каждого домика должны быть одного цвета.
После строительства. Зайчики благодарят детей.
Педагог. Вот и все наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем спасибо ёжику за интересную прогулку в лес и попрощаемся. До новых встреч! (Дети возвращаются)
71. Раскройте содержание игровых заданий для диагностики ориентировки на листе бумаги.
«Математический диктант».
Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух.
Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 15 – 20 минут . Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие. Выполняя задания, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться на листе и в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов, диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 лет. Математические диктанты способствуют развитию кратковременной памяти. Целевые ориентиры в рамках ФГОС предполагают наличие у ребенка на выпуске к школе способности к волевым усилиям и умение слышать и выполнять последовательные инструкции, и диктанты прекрасно этому способствуют.
«Дорисуй вторую половину».
Детям предлагают образец с готовой одной половиной рисунка, и необходимо закончить рисунок, дорисовав вторую часть. Ребенок обводит готовую сторону рисунка и дорисовывает противоположную.
«Математический диктант».
Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух.
Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 15 – 20 минут . Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие. Выполняя задания, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться на листе и в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов, диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 лет. Математические диктанты способствуют развитию кратковременной памяти. Целевые ориентиры в рамках ФГОС предполагают наличие у ребенка на выпуске к школе способности к волевым усилиям и умение слышать и выполнять последовательные инструкции, и диктанты прекрасно этому способствуют.
72. Раскройте содержание методики, ориентированной на диагностику предматематической готовности ребенка.
Методика, ориентированная на диагностику предматематической готовности ребенка.
Задание №1 «Стук-стук»
Цель: проверка навыков счета
Учитель стучит молоточком, а ученики должны определить количество ударов и записать на листочке.
Задание №2
Цель: выявления знания цифр
Оборудование: карточка с печатными цифрами от 0 до 9, обведенными в кружочки, цветные карандаши.
- «Закрась кружочек с цифрой пять синим цветом, кружочек с цифрой семь – жёлтым, кружочек с цифрой два – красным».
Задание №3.
Цель: выяснение знаний временных представлений.
Оборудование: карточка, на которой изображены картинки.
- «Восстанови последовательность дня».
- «Восстанови последовательность времен года».
Задание №4.
Цель: выяснение знаний сравнения предметных множеств по количеству.
Оборудование: листок и карандаши.
Задание: «Нарисуйте столько кружков, сколько пальцев на руке.
Нарисуйте столько квадратов, сколько дней в неделе. Чего больше: пальцев на руке или дней в неделе? Как узнали?
Задание №5.
Цель: выяснение знаний о геометрических фигурах.
Закрась круг желтым цветом, квадрат - зеленным, прямоугольник – синим, треугольник – коричневым
Задание № 6
Цель: выяснения знаний о пространственной ориентировке
Нарисуй кружок в середине листа, квадрат – в правом верхнем углу листа, треугольник – в нижнем левом углу.