Классическая модель линейной регрессии

Лабораторная работа 1

Классическая модель линейной регрессии

Задания:

1. Рассчитайте параметры линейного уравнения множественной регрессии с полным перечнем факторов по данным о деятельности крупнейших компаний США в 2012 г.

2. Рассчитайте матрицу парных коэффициентов корреляции и отберите информативные факторы в модели. Укажите коллинеарные факторы.

3. Постройте модель с информативными факторами.

4. Оцените с помощью F-критерия Фишера-Снедекора значимость уравнения линейной регрессии и показателя тесноты связи.

5. Оцените статистическую значимость коэффициентов регрессии с помощью t- критерия Стьюдента.

6. Дайте сравнительную оценку силы связи факторов с результатом с помощью средних (общих) коэффициентов эластичности.

7. Оцените качество уравнения через среднюю ошибку аппроксимации.

8. Постройте модель в стандартизованном масштабе и проинтерпретируйте ее параметры.

9. Рассчитайте прогнозное значение результата, если прогнозное значение факторов составляют 80% от их максимальных значений.

10. Рассчитайте ошибки и доверительный интервал прогноза для уровня значимости Классическая модель линейной регрессии - student2.ru .

11. По полученным результатам сделайте экономический вывод.

Реализация типовых заданий:

Рассчитайте матрицу парных коэффициентов корреляции и отберите информативные факторы в модели. Укажите коллинеарные факторы.

Значения линейных коэффициентов парной корреляции определяют тесноту попарно связанных переменных, использованных в данном уравнении множественной регрессии.

Парные коэффициенты корреляции рассчитываются по формулам:

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru ; Классическая модель линейной регрессии - student2.ru .

Матрицу парных коэффициентов корреляции переменных можно рассчитать, используя инструмент анализа данных Корреляция. Для этого:

1) в главном меню последовательно выберите пункты Сервис / Анализ данных / Корреляция. Щелкните по кнопке ОК;

2) заполнит диалоговое окно ввода данных и параметров вывода (рисунок 3);

3) результаты вычислений – матрица коэффициентов парной корреляции – представлены на рисунке 4.

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru

Рисунок 3 - Диалоговое окно ввода параметров инструмента Корреляция

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru

Рисунок 4 – Матрица коэффициентов парной корреляции

Из матрицы можно заметить, что факторы Классическая модель линейной регрессии - student2.ru и Классическая модель линейной регрессии - student2.ru , Классическая модель линейной регрессии - student2.ru и Классическая модель линейной регрессии - student2.ru мультиколлинеарны, т.к. коэффициенты корреляции превышают 0,75. Таким образом, можно сказать, что они дублируют друг друга.

При отборе факторов в модель предпочтение отдается фактору, который при достаточно тесной связи с результатом имеет наименьшую тесноту связи с другими факторами. В нашем примере получаем, информативными факторами являются: Классическая модель линейной регрессии - student2.ru и Классическая модель линейной регрессии - student2.ru .

Построим новое уравнение множественной регрессии с информативными факторами.

Лабораторная работа 2

Системы линейных одновременных уравнений

Задания

1)построить модель вида, Классическая модель линейной регрессии - student2.ru рассчитав соответствующие структурные коэффициенты. Исходные данные представлены в таблице 8.23.

2)оценить параметры модели –I Клейна, используя данные таблицы 8.24.

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru

где Классическая модель линейной регрессии - student2.ru - потребление;

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru - текущий и лаговый незарплатный доход (прибыль), долл. США;

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru - заработная плата работников занятых в частном секторе, долл. США;

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru - заработная плата работников занятых в государственном секторе, долл. США;

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru - запас капитала на начало года, долл. США;

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru - чистые инвестиции, долл. США;

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru - текущий и лаговый частный продукт (равен НД + косвенные налоги на бизнес - Классическая модель линейной регрессии - student2.ru );

Реализация типовых заданий

1Построить модель вида, Классическая модель линейной регрессии - student2.ru рассчитав соответствующие структурные коэффициенты.

Составим систему структурных уравнений:

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru .

Для выбора метода оценки параметров проверим систему на идентифицированность.

Таблица 8.23 – Исходные данные для построения системы взаимозависимых уравнений

Годы Годовое потребление свинины на душу населения, кг Оптовая цена за 1 кг свинины, р. Доход на душу населения, р. Расходы по обработке мяса, % к цене
Классическая модель линейной регрессии - student2.ru Классическая модель линейной регрессии - student2.ru Классическая модель линейной регрессии - student2.ru Классическая модель линейной регрессии - student2.ru
5,0
4,0
4,2
5,0
3,8
Итого 22,0

Необходимое условие:

В модели 2 предопределенные переменные: Классическая модель линейной регрессии - student2.ru , Классическая модель линейной регрессии - student2.ru и такое же количество эндогенных переменных: Классическая модель линейной регрессии - student2.ru и Классическая модель линейной регрессии - student2.ru . Следовательно, М=2 и К=2.

Проверим необходимое условие для каждого уравнения системы.

Для первого уравнения:

k1=2; m1=1

M-m1=1=k-1=1 следовательно, уравнение точно идентифицировано.

Для второго уравнения:

k2=2; m2=1

M-m2=1=k-1=1 следовательно, уравнение точно идентифицировано.

Так как оба уравнения точно идентифицированы, система в целом тоже точно идентифицирована.

Достаточное условие:

Для того чтобы уравнение было точно идентифицируемым, достаточно чтобы ранг матрицы А (матрица коэффициентов при переменных, не входящих в данное уравнение) был равен (К-1).

Так в нашем примере система состоит только из двух уравнений, то данное условие не проверяется.

Для определения параметров точно идентифицированной модели применяется КМНК.

На первом этапе структурную форму преобразуем в приведенную форму:

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru .

Параметры модели А11, А12, А21, А22 определяются с помощью традиционного МНК. Найдем данные параметры используя функцию Excel Сервис– Анализ данных– Регрессия (при этом необходимо учесть, что в уравнениях отсутствует свободный член). Результаты регрессионного анализа приведенной формы представлены на рисунке 8.42.

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru

Рисунок 8.42 – Результаты регрессионного анализа уравнений приведенной формы

Следовательно, приведенная форма примет вид:

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru .

На следующем этапе определим коэффициенты структурной модели.

В первом уравнении структурной формы в правой части присутствуют переменные Классическая модель линейной регрессии - student2.ru и Классическая модель линейной регрессии - student2.ru . Следовательно, необходимо из второго уравнения выразить переменную Классическая модель линейной регрессии - student2.ru через переменные Классическая модель линейной регрессии - student2.ru и Классическая модель линейной регрессии - student2.ru . Получим: Классическая модель линейной регрессии - student2.ru . Подставим полученное выражение в первое уравнение и приведем подобные слагаемые: Классическая модель линейной регрессии - student2.ru

Во втором уравнении структурной формы в правой части присутствуют переменные Классическая модель линейной регрессии - student2.ru и Классическая модель линейной регрессии - student2.ru . Следовательно, необходимо из первого уравнения выразить переменную Классическая модель линейной регрессии - student2.ru через переменные Классическая модель линейной регрессии - student2.ru и Классическая модель линейной регрессии - student2.ru . Получим: Классическая модель линейной регрессии - student2.ru . Подставим полученное выражение в первое уравнение и приведем подобные слагаемые: Классическая модель линейной регрессии - student2.ru Таким образом, структурная форма модели примет вид:

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru .

Рассчитаем по полученным уравнениям теоретические значения Классическая модель линейной регрессии - student2.ru и Классическая модель линейной регрессии - student2.ru . Результаты расчетов представлены на рисунке 8.43.

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru

Рисунок 8.43 – Фактические и расчетные значения переменных Классическая модель линейной регрессии - student2.ru и Классическая модель линейной регрессии - student2.ru

ПриложениеЕ

(обязательное)

Варианты заданий

Вариант 1

Модель денежного рынка:

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru ,

где R- процентная ставка;

Y – ВВП;

М – денежная масса;

I – внутренние инвестиции;

t– текущий период.

Вариант 2

Модель Менгеса:

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru Классическая модель линейной регрессии - student2.ru ,

где Y – национальный доход;

С – расходы на личное потребление;

I – чистые инвестиции;

Q – валовая прибыль экономики;

Р – индекс потребительских цен;

R– объем продукции промышленности;

t– текущий период;

t-1 – предыдущий период.

Вариант 3

Макроэкономическая модель экономики (одна из версий):

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru (функция потребления),

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru (функция инвестиций),

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru (функция денежного рынка),

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru (тождество дохода),

гдеС – расходы на потребление;

Y – ВВП;

I – инвестиции;

R – процентная ставка;

М – денежная масса;

G – государственные расходы;

t – текущий расход;

t-1 – предыдущий период.

Вариант 4

Одна из версий модифицированной модели Кейнса имеет вид:

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru ,

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru ,

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru ,

гдеС – расходы на потребление;

Y – ВВП;

I – инвестиции;

G – государственные расходы;

t – текущий расход;

t-1 – предыдущий период.

Вариант 5

Модель мультипликатора-акселератора:

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru ,

гдеС – расходы на потребление;

I – инвестиции;

R – процентная ставка;

t – текущий расход;

t-1 – предыдущий период.

Вариант 6

Одна из версий модели Кейнса имеет вид:

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru ,

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru ,

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru ,

гдеС – расходы на потребление;

Y – ВВП;

I – инвестиции;

G – государственные расходы;

t – текущий расход;

t-1 – предыдущий период.

Вариант 7

Модифицированная модель Кейнса имеет вид:

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru ,

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru ,

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru ,

гдеС – расходы на потребление;

Y – ВВП;

I – инвестиции;

G – государственные расходы;

t – текущий расход;

t-1 – предыдущий период.

Вариант 8

Гипотетическая модель экономики:

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru ,

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru ,

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru ,

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru ,

гдеС – совокупное потребление;

Y – совокупный доход;

I– инвестиции;

T – налоги;

G – государственные расходы;

t – текущий расход;

t-1 – предыдущий период.

Вариант 9

Модель денежного рынка:

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru ,

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru ,

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru ,

где Y – ВВП;

I – внутренние инвестиции;

R – процентная ставка;

М – денежная масса;

t – текущий расход;

t-1 – предыдущий период.

Вариант 10

Имеется следующая модель кейнсианского типа:

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru (функция потребления),

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru (функция инвестиций),

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru (функция денежного рынка),

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru (тождество дохода),

гдеС – совокупное потребление;

Y – совокупный доход;

I – инвестиции;

T– налоги;

G – государственные расходы;

t – текущий расход;

t-1 – предыдущий период.

Вариант 11

Макроэкономическая модель экономики (одна из версий):

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru ,

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru ,

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru ,

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru ,

гдеС – расходы на потребление;

Y – чистый национальный продукт;

I – инвестиции;

D – чистый национальный доход;

G – государственные расходы;

T– налоги;

t – текущий расход;

t-1 – предыдущий период.

Вариант 12

Упрощенная версия модели Клейна:

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru ,

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru ,

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru ,

гдеС – совокупное потребление;

Y – совокупный доход;

I – инвестиции;

T– налоги;

К – запас капитала;

t – текущий расход;

t-1 – предыдущий период.

Вариант 13

Модель денежного и товарного рынков:

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru (функция товарного рынка),

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru (функция инвестиций),

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru (функция денежного рынка),

где R – процентные ставки;

М – денежная масса;

Y – реальный ВВП;

I – внутренние инвестиции;

G – реальные государственные расходы;

t – текущий расход;

t-1 – предыдущий период.

Вариант 14

Макроэкономическая модель экономики России (одна из версий):

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru (функция потребления),

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru (функция инвестиций),

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru (функция денежного рынка),

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru (тождество дохода),

гдеС – совокупное потребление;

Y – ВВП;

I – инвестиции;

r– процентная ставка;

М – денежная масса;

G – государственные расходы;

t – текущий расход;

t-1 – предыдущий период.

Вариант 15

Имеется следующая структурная форма модели:

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru ,

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru ,

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru ,

гдеС – личное потребление;

S – заработная плата;

P – прибыль;

R – национальный доход;

t – текущий расход;

t-1 – предыдущий период.



ПриложениеЖ

(обязательное)

Исходные данные для выполнения лабораторной работы №6

Таблица Ж.1 – Динамика некоторых макроэкономических показателей РФ

Текущий период Валовой внутренний продукт в текущих ценах, млрд. р., до 1998 г. - трлн. р. Валовой национальный доход (в текущих ценах; млн. р., до 1998г – млрд. р.) Расходы на конечное потребление (в текущих ценах; млн. р., до 1998г – млрд. р.) Налоги на производство и импорт (в текущих ценах; млн. р., до 1998г – млрд. р.) Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы (в текущих ценах; млн. р., до 1998г – млрд. р.) Валовое накопление основного капитала (в текущих ценах; млн. р., до 1998г – млрд. р.) Расходы на конечное потребление государственного управления (в текущих ценах; млн. р., до 1998г – млрд. р.)
t Y Y C T Q K G
1428,5 1412717,60 1016594,30 252401,30 610792,00 301117,40 272501,50
2007,8 1978923,80 1435869,80 378712,00 699367,00 401613,90 391381,30
2342,5 2292045,60 1776137,60 469958,60 783343,70 428522,10 493573,50
2629,6 2514429,40 2003790,10 517923,00 946688,50 424656,50 492620,60
4823,2 4631958,10 3285678,10 883308,10 2131512,00 693958,50 703209,10

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru

Продолжение таблицы Ж.1

t Y Y C T Q K G
7305,6 7116553,30 4476850,90 1404111,50 3119932,40 1232043,10 1102497,10
8943,6 8819938,90 5886860,60 1585833,10 3692601,40 1689315,00 1469957,60
10830,5 10612526,70 7484115,50 2028443,00 3906867,90 1939314,40 1942441,80
13208,2 12806796,70 9058687,60 2318223,00 4864328,30 2432252,00 2366368,70
17027,2 16658960,30 11477849,60 3079045,60 6306703,70 3130523,60 2889814,50
21609,8 21070760,40 14438149,20 4410767,10 7887139,40 3836895,90 3645918,50
26917,2 26120717,00 17809740,70 5542275,30 9544584,30 4980573,30 4680409,70
33247,5 32463957,80 21968579,50 6564455,70 11387081,60 6980359,10 5750964,10
41276,8 40066446,20 27543509,10 8498539,10 13498666,00 9200768,90 7359844,20
38807,2 37546122,20 29269625,10 6808387,90 11921085,70 8535671,50 8066692,60
46308,5 44830692,90 32514673,20 8494621,80 15093737,80 10014340,10 8671323,70
55967,2 54037351,20 37439339,50 11194306,40 17273066,10 12075765,00 10040761,60
62218,4 60538893,20 42471530,40 12745141,10 18611642,70 13768006,20 11664781,30

 
  Классическая модель линейной регрессии - student2.ru

Продолжение таблицы Ж.1

Текущий период Инвестиции в текущие цены, млрд. (трлн.) р. Средняя номинальная заработная плата рублей в месяц Денежная масса млрд. (трлн.) р. Доля импорта в ВВП, % Индекс потребительских цен, в % к предыдущему периоду Индексы производства по видам экономической деятельности Российской Федерации (в % к предыдущему году) Средняя ставка рефинансирования, %
t I S M M P R R
472,4 213,9 4,26 95,4
790,2 288,3 3,43 92,4
408,8 950,2 374,1 3,15 34,2
407,1 448,3 2,27 184,4 95,2 57,2
670,4 704,7 0,82 136,5 108,9
1165,2 1144,3 0,61 120,2 108,7 39,8
1504,7 1602,6 0,6 118,6 102,9
1762,4 2119,6 0,56 115,1 103,1
2186,4 3212,7 0,58 108,9 19,5
4363,3 0,57 111,7
3611,1 6045,6 0,57 110,9 105,1

Классическая модель линейной регрессии - student2.ru

Продолжение таблицы Ж.1

t I S M M P R R
8995,8 0,61 106,3 11,3
6716,2 13272,1 0,67 111,9 106,8 10,5
8781,6 13493,2 0,7 113,3 100,6 10,8
15697,7 0,47 108,8 90,7
9151,1 20173,5 0,53 108,8 107,3 8,4
11035,7 24543,4 0,57 106,1
12568,8 27405,4 0,54 106,6 103,4 8,1

Лабораторная работа 1

Классическая модель линейной регрессии

Задания:

1. Рассчитайте параметры линейного уравнения множественной регрессии с полным перечнем факторов по данным о деятельности крупнейших компаний США в 2012 г.

2. Рассчитайте матрицу парных коэффициентов корреляции и отберите информативные факторы в модели. Укажите коллинеарные факторы.

3. Постройте модель с информативными факторами.

4. Оцените с помощью F-критерия Фишера-Снедекора значимость уравнения линейной регрессии и показателя тесноты связи.

5. Оцените статистическую значимость коэффициентов регрессии с помощью t- критерия Стьюдента.

6. Дайте сравнительную оценку силы связи факторов с результатом с помощью средних (общих) коэффициентов эластичности.

7. Оцените качество уравнения через среднюю ошибку аппроксимации.

8. Постройте модель в стандартизованном масштабе и проинтерпретируйте ее параметры.

9. Рассчитайте прогнозное значение результата, если прогнозное значение факторов составляют 80% от их максимальных значений.

10. Рассчитайте ошибки и доверительный интервал прогноза для уровня значимости Классическая модель линейной регрессии - student2.ru .

11. По полученным результатам сделайте экономический вывод.

Реализация типовых заданий:

Наши рекомендации