Методика организации массовых мероприятий

Праздник всегда отличается широким, активным и творческим участием большого количества народа. Он рассредоточен на обширной территории, не предусматривает локальной сценической площадки. Представление же всегда вписывается в определенную сценическую площадку, локализуется четкими границами и предполагает разделение массы на исполнителей и зрителей.

Массовое мероприятие – это заранее спланированное и определённое по времени, месту и причинам собрание людей, носящее характер праздника, культурного, спортивного, либо деловой встречи.

Воспитательное мероприятие — это относительно завершен­ная совместная деятельность детей в определенный фиксирован­ный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью (определение А. Г. Кирпичника).

Любое воспитательное мероприятие, как и любой другой продукт человеческой деятельности, имеет форму и содержание. И, конечно же, любое воспитательное мероприятие имеет название. Если сопоставить перечень названий тех мероприятий, которые проводятся сегодня в школе, то получится список, насчитывающий несколько сотен пунктов. Но при внимательном изучении этого списка можно обнаружить, что при всем разнообразии названий, в основе большинства мероприятий лежат одни и те же формы. Еще можно заметить, что в различных по форме мероприятиях нередко заключено одно и то же содержание.

Например, «аукцион исторических знаний» и «аукцион географиче­ских знаний» — это одна и та же форма, наполненная различным содержанием. А «экологический эрудицион» и «экологический десант» — две совершенно разные формы, имеющие сходное содержание.

Умение видеть в каждом мероприятии его форму и содержание — это определенный показатель методической грамотности. К сожалению, подобного умения лишены многие педагоги. Они ошибочно отождествляют название с формой, а форму с содержанием.

На сегодняшний день существует всего несколько десятков форм работы с детьми, а все многообразие мероприятий есть лишь результат наполне­ния этих форм новым содержанием с последующим придумыва­нием «старым формам с новым содержанием» привлекательных названий. Количество форм всегда меньше, чем коли­чество возможных вариантов содержания внутри этих форм, а число вариантов содержания всегда меньше, чем число возмож­ных названий.

Для успешной разработки идей и сценариев мероприятий нужно:

1) знать существующие формы;

2) уметь наполнить эти формы каждый раз нужным содер­жанием;

3) уметь придумать полученному результату название.

Все мероприятия одной формы организуются по одной технологии, по одному алгоритму. Владение двумя десят­ками организационных алгоритмов и технологией «придумыва­ния» — это все, что требуется от Вас для проведения мероприятий.

Мы предлагаем приблизительный алгоритм организации массового мероприятия, некоторые пункты при проведении некоторых форм мероприятий могут меняться либо убираться, но в целом алгоритм остается неизменным для всех форм массовых мероприятий.

АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ:

1. Участники

2. Задание

3. Критерии оценки

4. Жюри

5. Призы.

6. Ведущий.

7. Реквизит.

8. Техника.

9. Помещение.

10. Зрители.

Расположение слов в данной последовательности совсем не означает, что таков рейтинг значимости этих организационных проблем. Сказать, что подготовка призов (пункт 5) всегда важ­нее, чем оформление помещений (пункт 9), никак нельзя. Но в то же время нельзя и утверждать, что все эти оргвопросы равно­ценны, что если всю организационную работу принять за 100% то на каждый из десяти пунктов придется по 10% организацион­ных усилий. При организации любой конкурсной программы все эти оргвопросы необходимо решить и учесть, что доля и степень важности отдельных пунктов в каждом мероприятии разные, в разных программах значимость отдельных пунктов усиливается за счет других. Для организации и проведения некоторых массовых мероприятий желательна разработка положения о мероприятии, в котором прописываются такие моменты как: цели и задачи, участники, сроки и место проведения, ход дела и та подготовка, которая потребуется от участников, критерии оценки, награждение.

Например:

П О Л О Ж Е Н И Е

Наши рекомендации