Лекция 3. Электропривод постоянного тока
Широкое применение ДПТ получили благодаря хорошим регулировочным свойствам, большей по сравнению с машинами переменного тока перегрузочной способностью. Основными недостатками ДПТ являются: наличие коллектора, высокая стоимость, необходимость специального источника питания.
Работа электропривода с ДПТ описывается тремя законами электротехники:
1. Закон электромагнитной индукции: Е=k·Ф·w;
2. Закон электромагнитных сил: М=k·Ф Iя;
3. Второй закон Кирхгофа: Uс=Е+Iя·Rясум, где Rясум=rдп+rя;
4. Второй закон Ньютона: .
Если Мс увеличивается, то скорость двигателя должна уменьшаться, тогда ЭДС двигателя будет уменьшаться, а ток якоря соответственно увеличиваться, а значит и электромагнитный момент увеличивается, т.е. в двигателе присутствует внутренняя отрицательная обратная связь.
Вывод электромеханической и механической характеристик ДПТ НВ:
Е= k·Ф·w и U= E+Iя ·Rясум Þ U= k·Ф·w+Iя·Rясум
Уравнение электромеханической характеристики имеет вид:
.
Если в последнее выражение вместо Iя подставить M/k·ф, то получим уравнение механической характеристики:
или
wо – скорость холостого хода; - перепад скоростей.
Тормозные режимы ДПТ НВ
Они предназначены:
1) для поддержания постоянства скорости при активном моменте нагрузки (спуск грузов и движение под уклон);
2) для удержания в неподвижном состоянии механизма, подверженного действию активного момента (грузоподъемные механизмы);
3) для уменьшения скорости движения механизма при остановке или изменении технологического режима;
4) аварийный останов электропривода.
Для значительного большинства механизмов торможение является более ответственным и сложным по сравнению с пуском. При отказе пускового устройства может иметь место простой механизма, а при отказе тормозного устройства во многих случаях возможна серьезная авария.
Существуют механические и электрические методы торможения.
Механическое торможение ненадежно, так как при его протекании возникают токи короткого замыкания, что плохо сказывается на двигателе. Достоинством механического торможения является отсутствие дополнительного источника питания.
Существуют три способа электрического торможения, во всех тормозных режимах двигатель работает как генератор, отличие состоит в том, как ЭДС генератора направлена относительно напряжения сети.
1. Торможение с отдачей энергии в сеть (рекуперативное торможение).
если Е>U
M=kФ·Iя<0 - тормозной момент (знак "-").
Переход в этот режим будет иметь место, когда со стороны исполнительного механизма на вал двигателя действует момент нагрузки совпадающий по направлению с моментом, развиваемым двигателем (этот режим наблюдается при опускании тяжелых грузов, когда двигатель включили на спуск).
Уравнение механической характеристики для этого режима:
Как видно уравнение осталось прежним, т.к. переход из двигательного режима в режим рекуперативного торможения произошел без изменения параметров двигателя.
Механические характеристики этого режима являются продолжением двигательного режима во II – квадрант.
Данный вид торможения не позволяет уменьшать скорость и не может быть использован для полной остановки. Его достоинством является экономия электроэнергии.
2. Торможение противовключение
В этом режиме ЭДС машины и напряжение сети действуют согласно, а ток протекающий в данном режиме имеет значительное значение.
В режиме противовключения возможны два случая:
- изменяется знак скорости, при сохранении знака момента,
- изменяется знак момента, при сохранении знака скорости.
Первый случай имеет место при действии активного момента статической нагрузки, причем Мс >Мкз
Второй случай имеет место при перемене полярностей подводимого к якорю напряжения.
Ток в якоре изменит свое направл ение на противоположное и момент будет направлен в сторону противоположную скорости (будет тормозным). Процесс торможения будет протекать до полной остановки двигателя, затем двигатель разгонится в противоположную сторону.
Противовключение также называют реверсом. Реверсировать двигатель постоянного тока можно двумя способами:
1. Изменить полярность напряжения сети.
2. Изменить полярность напряжения на обмотке возбуждения.
Принято менять напряжение в якорной обмотке, хотя ток в якорной обмотке много больше, чем ток в обмотке возбуждения (Iя >>I овд). При Iовд ¯ до0 , поток Ф ® 0, а скорость w ® ¥ . Режим носит называется «вразнос» и является недопустимым по условиям механической прочности обмотки и по условиям ухудшения коммутации. Кроме того, обмотка возбуждения имеет большее количество витков, т.к. является высокоомной и обладает большей индуктивностью, а индуктивность замедляет процесс установления магнитного потока. При быстром изменении потока в обмотке может индуцироваться ЭДС, большее чем номинальное напряжение, что может привести к пробою изоляции.
Во избежание режима «вразнос» существует следующий порядок включения ДПТ: сначала подают напряжение на обмотку возбуждения и только потом на якорь, выключают двигатель наоборот.
3. Динамическое торможение или режим автономного генератора, в этом режиме якорь отключается от сети и замыкается на резистор.
Машина в данном случае является генератором, работающим на активную нагрузку, механическая энергия поступающая с вала преобразуется в электрическую и выделяется в виде тепла в якорной обмотке. Обмотка возбуждения при этом остается подключенной к сети.
-уравнение механической характеристики.
- уравнение электромеханической характеристики.
Динамическое торможение используется в качестве аварийного останова.
Изменяемыми параметрами ДПТ НВ могут быть Rяц, U и ф.