Лекция 2 Механика электропривода
Простейшая механическая система состоит из двигателя и исполнительного механизма.
В ЭП действуют момент, развиваемый двигателем и момент статической нагрузки.
Момент, развиваемый двигателем, определяется типом двигателя, его схемой включения и параметрами.
Моменты статической нагрузки могут обладать активными и реактивными свойствами.
Активные моменты - это такие моменты, которые сохраняют свой знак при изменении знака скорости, они могут быть как движущими, так и тормозящими. Активный момент может создаваться силами веса, а также силами сжатия, растяжения или скручивания упругих тел.
Реактивные моменты возникают, как реакция на активный движущий момент, они всегда направлены в сторону, обратную движению и меняют свой при изменении знака скорости.
Различают нагрузки: типа сухого трения, типа вязкого трения и вентиляторного типа.
Зависимость момента в функции от скорости М=f(w) носит название механической характеристики.
Статический момент грузоподъемного механизма определяется по формуле:
![]() |
где R – радиус барабана;
m – масса груза.
+w
подъем
+Mc
опускание
Сухим называют трение о твердую поверхность; так как присутствуют коэффициент трения покоя и коэффициент трения движения, то в момент трогания скорость сильно зависит от момента. При дальнейшем увеличении скорости движения сила сухого трения остается постоянной.
w
Mc(w)
![]() |
Мс трог
Mc трог
Нагрузка вентиляторного типа наблюдается в турбомеханизмах (насосах, вентиляторах, компрессорах, различного рода воздуходувных механизмах и др.). Нагрузка характеризуется квадратичной зависимостью момента статического от скорости: Мсºw2. Наиболее явно эта зависимость выражена для вентиляторов. Для других турбомеханизмов эта зависимость является более сложной: Мºw 2,5…6.
Поэтому под характеристикой нагрузки понимают характеристику, особенностью которой является существенной снижение Мс по мере уменьшения скорости вращения.
w
![]() |
Мс
Основное уравнение движения ЭП
Основное уравнение движения ЭП имеет вид:
или
Если Мдин=0, то ЭП движется с постоянной скоростью, т.е. находится в состоянии покоя, а режим называется статическим.
Если Мдин ¹0, то ЭП движется с ускорением если и с замедлением если
, а режим работы называется динамическим.
Статический режим
Имея механическую характеристику двигателя и механическую характеристику механизма, можно установить точку статического режима, как точку пересечения с зеркальным отображением
.
![]() |
Движение в статическом режиме может быть устойчивым или неустойчивым. Если движение устойчиво, то при случайно возникшем отклонении скорости привод возвратится в точку установившегося режима.
|
![]() |