Лекция 1. Общие понятия об электроприводе

Лекция 1. Общие понятия об электроприводе

Согласно ГОСТ 16593-79 «Электроприводом называется электромеханическое устройство предназначенное для приведения в движение рабочего органа машины и управления их технологическими процессами, состоящее из передаточного устройства, электродвигательного устройства, преобразовательного устройства и управляющего устройства»

Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru

Лекция 2 Механика электропривода

Простейшая механическая система состоит из двигателя и исполнительного механизма.

Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru

Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru

В ЭП действуют момент, развиваемый двигателем и момент статической нагрузки.

Момент, развиваемый двигателем, определяется типом двигателя, его схемой включения и параметрами.

Моменты статической нагрузки могут обладать активными и реактивными свойствами.

Активные моменты - это такие моменты, которые сохраняют свой знак при изменении знака скорости, они могут быть как движущими, так и тормозящими. Активный момент может создаваться силами веса, а также силами сжатия, растяжения или скручивания упругих тел.

Реактивные моменты возникают, как реакция на активный движущий момент, они всегда направлены в сторону, обратную движению и меняют свой при изменении знака скорости.

Различают нагрузки: типа сухого трения, типа вязкого трения и вентиляторного типа.

Зависимость момента в функции от скорости М=f(w) носит название механической характеристики.

Статический момент грузоподъемного механизма определяется по формуле:

 
  Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru

где R – радиус барабана;

m – масса груза.

Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru +w

Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru подъем

Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru

Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru +Mc

опускание

Сухим называют трение о твердую поверхность; так как присутствуют коэффициент трения покоя и коэффициент трения движения, то в момент трогания скорость сильно зависит от момента. При дальнейшем увеличении скорости движения сила сухого трения остается постоянной.

w

Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru Mc(w)

 
  Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru

Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru Мс трог

Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru Mc трог

Нагрузка вентиляторного типа наблюдается в турбомеханизмах (насосах, вентиляторах, компрессорах, различного рода воздуходувных механизмах и др.). Нагрузка характеризуется квадратичной зависимостью момента статического от скорости: Мсºw2. Наиболее явно эта зависимость выражена для вентиляторов. Для других турбомеханизмов эта зависимость является более сложной: Мºw 2,5…6.

Поэтому под характеристикой нагрузки понимают характеристику, особенностью которой является существенной снижение Мс по мере уменьшения скорости вращения.

Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru w Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru

 
  Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru

Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru Мс

Основное уравнение движения ЭП

Основное уравнение движения ЭП имеет вид:

Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru или Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru

Если Мдин=0, то ЭП движется с постоянной скоростью, т.е. находится в состоянии покоя, а режим называется статическим.

Если Мдин ¹0, то ЭП движется с ускорением если Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru и с замедлением если Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru , а режим работы называется динамическим.

Статический режим

Имея механическую характеристику двигателя и механическую характеристику механизма, можно установить точку статического режима, как точку пересечения Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru с зеркальным отображением Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru .

 
  Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru

Движение в статическом режиме может быть устойчивым или неустойчивым. Если движение устойчиво, то при случайно возникшем отклонении скорости привод возвратится в точку установившегося режима.

Если по какой-либо причине Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru до Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru , то уравнение движения имеет вид: Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru соответственно Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru , т.е. привод ускоряется и система возвращается в исходную точку.
Рассмотрим графический метод определения устойчивости.

 
  Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru

Приведение моментов инерции

При приведении исходят из равенства запасов кинетических энергий в действительной и эквивалентной схемах. Моменты инерции эквивалентной схемы можно записать: J=Jдв+Jм'

Условие равенства запасов кинетической энергии записывается:

Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru .

Разделим обе части выражения на Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru и получим Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru .

Моментом инерции механизма пренебречь нельзя, так как он является самым большим в системе.

Если в системе имеется поступательно движущийся элемент, то его заменяют эквивалентным по запасу кинетической энергии элементом, находящимся во вращательном движении со скоростью вала к которому производится приведение.

Апоступвращ , т.е. Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru откуда Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru ,

где Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru радиус приведения кинематической цепи.

Приведенный момент инерции системы может быть определен по формуле: Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru .

Тормозные режимы ДПТ НВ

Они предназначены:

1) для поддержания постоянства скорости при активном моменте нагрузки (спуск грузов и движение под уклон);

2) для удержания в неподвижном состоянии механизма, подверженного действию активного момента (грузоподъемные механизмы);

3) для уменьшения скорости движения механизма при остановке или изменении технологического режима;

4) аварийный останов электропривода.

Для значительного большинства механизмов торможение является более ответственным и сложным по сравнению с пуском. При отказе пускового устройства может иметь место простой механизма, а при отказе тормозного устройства во многих случаях возможна серьезная авария.

Существуют механические и электрические методы торможения.

Механическое торможение ненадежно, так как при его протекании возникают токи короткого замыкания, что плохо сказывается на двигателе. Достоинством механического торможения является отсутствие дополнительного источника питания.

Существуют три способа электрического торможения, во всех тормозных режимах двигатель работает как генератор, отличие состоит в том, как ЭДС генератора направлена относительно напряжения сети.

Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru 1. Торможение с отдачей энергии в сеть (рекуперативное торможение).

 
  Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru

Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru если Е>U

M=kФ·Iя<0 - тормозной момент (знак "-").

Переход в этот режим будет иметь место, когда со стороны исполнительного механизма на вал двигателя действует момент нагрузки совпадающий по направлению с моментом, развиваемым двигателем (этот режим наблюдается при опускании тяжелых грузов, когда двигатель включили на спуск).

Уравнение механической характеристики для этого режима:

Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru

Как видно уравнение осталось прежним, т.к. переход из двигательного режима в режим рекуперативного торможения произошел без изменения параметров двигателя.

Механические характеристики этого режима являются продолжением двигательного режима во II – квадрант.

Данный вид торможения не позволяет уменьшать скорость и не может быть использован для полной остановки. Его достоинством является экономия электроэнергии.

2. Торможение противовключение

Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru

В этом режиме ЭДС машины и напряжение сети действуют согласно, а ток протекающий в данном режиме имеет значительное значение.

В режиме противовключения возможны два случая:

- изменяется знак скорости, при сохранении знака момента,

- изменяется знак момента, при сохранении знака скорости.

Первый случай имеет место при действии активного момента статической нагрузки, причем Мскз

Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru

 
  Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru

Второй случай имеет место при перемене полярностей подводимого к якорю напряжения.

Ток в якоре изменит свое направл ение на противоположное и момент будет направлен в сторону противоположную скорости (будет тормозным). Процесс торможения будет протекать до полной остановки двигателя, затем двигатель разгонится в противоположную сторону.

Противовключение также называют реверсом. Реверсировать двигатель постоянного тока можно двумя способами:

1. Изменить полярность напряжения сети.

2. Изменить полярность напряжения на обмотке возбуждения.

Принято менять напряжение в якорной обмотке, хотя ток в якорной обмотке много больше, чем ток в обмотке возбуждения (Iя >>I овд). При Iовд ¯ до0 , поток Ф ® 0, а скорость w ® ¥ . Режим носит называется «вразнос» и является недопустимым по условиям механической прочности обмотки и по условиям ухудшения коммутации. Кроме того, обмотка возбуждения имеет большее количество витков, т.к. является высокоомной и обладает большей индуктивностью, а индуктивность замедляет процесс установления магнитного потока. При быстром изменении потока в обмотке может индуцироваться ЭДС, большее чем номинальное напряжение, что может привести к пробою изоляции.

Во избежание режима «вразнос» существует следующий порядок включения ДПТ: сначала подают напряжение на обмотку возбуждения и только потом на якорь, выключают двигатель наоборот.

3. Динамическое торможение или режим автономного генератора, в этом режиме якорь отключается от сети и замыкается на резистор.

Машина в данном случае является генератором, работающим на активную нагрузку, механическая энергия поступающая с вала преобразуется в электрическую и выделяется в виде тепла в якорной обмотке. Обмотка возбуждения при этом остается подключенной к сети.

Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru -уравнение механической характеристики.

Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru - уравнение электромеханической характеристики.

           
  Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru
    Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru
      Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru
 
 

Динамическое торможение используется в качестве аварийного останова.

Изменяемыми параметрами ДПТ НВ могут быть Rяц, U и ф.

Тормозные режимы АД

1. Рекуперативное торможение

Условие этого торможения: Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru , Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru .

В двигательном режиме магнитное поле пересекает проводники обмоток статора и ротора в одинаковом направлении, поэтому Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru и Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru совпадают по фазе.

В генераторном режиме обмотка статора пересекается вращающимся магнитным полем в прежнем направлении, а обмотка ротора при Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru - в противоположном и Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru меняет свое направление. При работе АД в режиме рекуперативного торможения в сеть отдается активная мощность, а реактивная расходуется на создание магнитного поля.

       
    Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru
  Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru
 

2. Режим противовключения

Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru а) Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru б) при переключении 2-х фаз статора

 
  Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru

3. Динамическое торможение АД

Осуществляется подачей постоянного тока в обмотки статора или подключением к ним емкости. Обмотка ротора замыкается на внешнее добавочное сопротивление.

Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru Постоянный ток, протекающий по обмоткам статора, создает неподвижный в пространстве постоянный поток (неподвижный). При вращении от нагрузки ротора магнитный поток будет индуцировать в обмотках ротора ЭДС, которая вызовет переменный ток. В результате взаимодействия потока и тока ротора возникает тормозной момент. Энергия, поступающая с вала рассеивается на Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru . Работа АД в режиме динамического торможения аналогична работе синхронного генератора на сопротивление в роторной цепи.

Регулирование скорости АД

Возможно двумя способами:

1. Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru

- введением R и L в цепь ротора;

- введением R и L в цепь статора;

- введением противо-ЭДС в цепь ротора (режим двойного питания).

2. Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru

- f=var (совместно с U1=var )

- p=var (многоскоростные АД)

Регулирование скорости АД при Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru

Для всех способов, относящихся к этой группе, характерным является изменение скольжения: Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru . Это влечет за собой изменение мощности скольжения Ps, которая определяется как разность между мощностью, поступающей из сети Р1 и мощностью передаваемой на вал Р2:

Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru

Эта мощность рассеивается в виде тепла (при введении активного или индуктивного сопротивления), либо выводится из фазного ротора и используется полезно (при введении противо-ЭДС).

Частотное регулирование скорости АД

Является самым современным способом, потому что позволяет регулировать скорость самого массового и самого дешевого АД с к.з. ротором.

Для сохранения постоянства магнитного потока основным законом управления является закон: Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru поскольку Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru .

При законе Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru , Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru при Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru особенно при малых Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru

Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru при малых Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru возможно, что Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru . АД интенсивно греется и его работа недопустима

При законе Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru , Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru при Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru

Постоянство момента можно доказать следующим:

Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru .

Лекция 6. Выбор двигателей

Лекция 1. Общие понятия об электроприводе

Согласно ГОСТ 16593-79 «Электроприводом называется электромеханическое устройство предназначенное для приведения в движение рабочего органа машины и управления их технологическими процессами, состоящее из передаточного устройства, электродвигательного устройства, преобразовательного устройства и управляющего устройства»

Лекция 1. Общие понятия об электроприводе - student2.ru

Наши рекомендации