Приборостроения и информатики

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
  Приборостроения и информатики - student2.ru

Московский государственный университет

Приборостроения и информатики

Приборостроения и информатики - student2.ru

Кафедра высшей математики

ПРИМЕНЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ИСЧИСЛЕНИЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИЙ И ПОСТРОЕНИЯ ГРАФИКОВ (решение задач)

Учебное пособие для студентов всех форм обучения для самостоятельной подготовки к выполнению контрольных работ.

Москва 2015

Составитель: к.ф.м.н., доцент Выборнов А.Н..

В этом пособии рассматриваются задачи нахождения наибольших и наименьших значений функций, задачи исследования функций, заданных формулой (элементарных функций) средствами дифференциального исчисления. В приложении рассмотрено применение правила Лопиталя для вычисления пределов. Пособие составлено на основе пособия МГАПИ (Архипов Н.В., Головешкин В.А., Егиазаров Ю.И., Зюзько Т.Н.) для заочного отделения. Составителем исправлены неточности и переработано изложение теоретических положений и методов решения задач. Пособие может использоваться как дополнительное пособие по развитию навыков решения задач.

Напомним определение локального макси­мума и минимума функции.

Точка Приборостроения и информатики - student2.ru называется точкой локального максимума (минимума) функции Приборостроения и информатики - student2.ru , если существует такая окрестность точки Приборостроения и информатики - student2.ru , что для всех точек Приборостроения и информатики - student2.ru , принадлежащих этой окрестности, выполняется неравенство Приборостроения и информатики - student2.ru ( Приборостроения и информатики - student2.ru ).

Точки локального максимума и локального минимума назы­ваются точками экстремума функции.

Сформулируем теорему о необходимом условии сущест­вование экстремума.

Теорема Ферма (необходимое условие сущест­вования экстремума)

Точками экстремума непрерывной функции могут быть только такие точки, в которых производная этой функции или равна нулю или не существует.

Точки, в которых функция обращается в ноль или терпит разрыв, будем называть критическими точками этой функции.

В следующей задаче требуется найти наибольшее и наименьшее значения функции, заданной на некотором отрезке и непрерывной на этом отрезке.

Из свойств непрерывной функции известно, что функция непрерывная на отрезке принимает на этом отрезке свое наибольшее и наименьшее значения.

Если наибольшее или наименьшее значение достигается внутри отрезка, то эта точка является точкой локального экстремума, а значит критической точкой производной этой функции. Поэтому, для определения наибольшего и наименьшего значений функции на некотором отрезке и непре­рывной на этом отрезке может быть предложена следующая схема:

1. Находим производную функции.

2. Определяем критические точки производной и выбираем те из них, которые лежат внутри данного отрезка.

3. Вычисляем значения функции в выбранных точках и на концах отрезка.

4. Среди вычисленных значений выбираем наибольшее и наименьшее.

Задача.

Найти наибольшее и наименьшее значение функции на заданном отрезке.

Приборостроения и информатики - student2.ru .

Решение.

Найдем критические точки производной, для чего вычислим производную функции и приравняем ее нулю:

Приборостроения и информатики - student2.ru

Приборостроения и информатики - student2.ru при Приборостроения и информатики - student2.ru ,

откуда находим критические точки: Приборостроения и информатики - student2.ru .

Далее необходимо выбрать те критические точки, которые принадлежат заданному отрезку. В данном случае обе критические точки ему принадлежат. Вычислим значения функции в критических точках и на концах отрезка и выберем наибольшее и наименьшее значения функции:

Приборостроения и информатики - student2.ru .

Приборостроения и информатики - student2.ru .

Приборостроения и информатики - student2.ru .

Делаем вывод о том, что свое наибольшее значение на заданном отрезке функция достигает при Приборостроения и информатики - student2.ru , Приборостроения и информатики - student2.ru , а наименьшее значение при Приборостроения и информатики - student2.ru , Приборостроения и информатики - student2.ru .

Задача.

Найти наибольшее и наименьшее значение функции на заданном отрезке.

Приборостроения и информатики - student2.ru , Приборостроения и информатики - student2.ru .

Решение.

Находим производную: Приборостроения и информатики - student2.ru .

Находим критические точки: Приборостроения и информатики - student2.ru ; Приборостроения и информатики - student2.ru .

На отрезке Приборостроения и информатики - student2.ru лежат Приборостроения и информатики - student2.ru , Приборостроения и информатики - student2.ru .

Вычисляем значения функции: Приборостроения и информатики - student2.ru ; Приборостроения и информатики - student2.ru ; Приборостроения и информатики - student2.ru ; Приборостроения и информатики - student2.ru .

Наибольшее значение: Приборостроения и информатики - student2.ru .

Наименьшее значение: Приборостроения и информатики - student2.ru .

В следующей «текстовой» задаче требуется найти наибольшее или наименьшее значение некоторой величины S( Приборостроения и информатики - student2.ru , Приборостроения и информатики - student2.ru ), зависящей от двух параметров Приборостроения и информатики - student2.ru и Приборостроения и информатики - student2.ru . Условия задачи позволяют определить возможную область изменения параметров.

При этом параметры Приборостроения и информатики - student2.ru и Приборостроения и информатики - student2.ru не являются независимыми, а связаны соотношением F( Приборостроения и информатики - student2.ru , Приборостроения и информатики - student2.ru )=0, причем из соотношения F( Приборостроения и информатики - student2.ru , Приборостроения и информатики - student2.ru )=0 один параметр может быть выражен через другой, например: Приборостроения и информатики - student2.ru = Приборостроения и информатики - student2.ru ( Приборостроения и информатики - student2.ru ).

При подстановке Приборостроения и информатики - student2.ru = Приборостроения и информатики - student2.ru ( Приборостроения и информатики - student2.ru ) функция S становится функцией одного параметра Приборостроения и информатики - student2.ru , т.е. S=S( Приборостроения и информатики - student2.ru , Приборостроения и информатики - student2.ru ( Приборостроения и информатики - student2.ru )).

Если область возможного изменения параметра Приборостроения и информатики - student2.ru является отрезком, то дальнейшее решение проводится по схеме решения предыдущих задач.

Если область изменения параметра является интервалом, то можно воспользоваться следующим фактом:

Если на некотором интервале функция имеет единственную точку экстремума и эта точка является точкой максимума (минимума), то значение функции в этой точке будет наибольшим (наименьшим) на всем интервале.

Сформулируем достаточные условия экстремума функции:

Если при переходе через критическую точку производная функции меняет знак с плюса на минус (с минуса на плюс), то эта точка является точкой максимума (минимума) функции. (Предполагается, что функция определена и непрерывна в окрестности данной точки.)

Задача.

Прямоугольный участок огорожен с трех сторон забором периметра 4p. При каких размерах сторон площадь участка S будет наибольшей.

Решение.

Обозначим через Приборостроения и информатики - student2.ru и Приборостроения и информатики - student2.ru длины сторон прямоугольника.

Тогда S= Приборостроения и информатики - student2.ru Приборостроения и информатики - student2.ru . Параметры Приборостроения и информатики - student2.ru и Приборостроения и информатики - student2.ru не являются независимыми, а связаны соотношением (длина забора) Приборостроения и информатики - student2.ru +2 Приборостроения и информатики - student2.ru =4p. Отсюда: Приборостроения и информатики - student2.ru =4p-2 Приборостроения и информатики - student2.ru . Следовательно, функцию S можно представить как функцию одного параметра Приборостроения и информатики - student2.ru : S= Приборостроения и информатики - student2.ru (4p-2 Приборостроения и информатики - student2.ru ) .

Из условия задачи ясно, что параметр Приборостроения и информатики - student2.ru может изменяться на следующем отрезке Приборостроения и информатики - student2.ru . То есть задача сводится к отысканию наибольшего значения функции S=S( Приборостроения и информатики - student2.ru )= Приборостроения и информатики - student2.ru (4p-2 Приборостроения и информатики - student2.ru ) на отрезке Приборостроения и информатики - student2.ru .

Найдем производную: Приборостроения и информатики - student2.ru . Приравнивая ее нулю, получаем Приборостроения и информатики - student2.ru =p. Найденная точка лежит на отрезке Приборостроения и информатики - student2.ru .

Вычисляем S(0)=0, S(2p)=0, Приборостроения и информатики - student2.ru - это значение и является наибольшим. Тогда размеры сторон равны: a=2p, b=p.

Задача.

Объем цилиндрической цистерны равен V. При каких размерах площадь ее полной поверхности будет наименьшей.

Решение.

Цилиндрическая цистерна характеризуется двумя параметрами: радиусом основания R и высотой H. Площадь полной поверхности выражается формулой S=2p Приборостроения и информатики - student2.ru +2pRH. Параметры R и H не являются независимыми (известен объем), а связаны соотношением V=p Приборостроения и информатики - student2.ru H. Отсюда H= Приборостроения и информатики - student2.ru . Подставляя Н в выражение для площади полной поверхности, получим S как функцию одной переменной S(R)= 2p Приборостроения и информатики - student2.ru + Приборостроения и информатики - student2.ru . Возможная область изменения параметра R интервал (0;¥).

Найдем производную: Приборостроения и информатики - student2.ru 4pR- Приборостроения и информатики - student2.ru . Приравнивая ее нулю, получаем R= Приборостроения и информатики - student2.ru . Заметим что: Приборостроения и информатики - student2.ru <0 при R< Приборостроения и информатики - student2.ru , Приборостроения и информатики - student2.ru >0 при R> Приборостроения и информатики - student2.ru . Поскольку при переходе через данную критическую точку производная меняет знак с минуса на плюс, то эта точка является точкой минимума. Поскольку на интервале (0;¥) данная точка является единственной точкой экстремума, то значение функции в этой точке будет наименьшим. Получаем, что цистерна имеет наименьшую полную поверхность при R= Приборостроения и информатики - student2.ru , H= Приборостроения и информатики - student2.ru =2R.

Заметим, что отношение H к R равно 2:

Приборостроения и информатики - student2.ru .

Итак, у цилиндра данного объёма с наименьшей полной поверхностью диаметр должен быть равен высоте.

Задача.

На странице книги печатный текст (вместе с промежутками между строками) должен занимать Приборостроения и информатики - student2.ru . Верхнее и нижнее поля должны быть по Приборостроения и информатики - student2.ru , правое и левое – по Приборостроения и информатики - student2.ru . Каковы должны быть размеры страницы для того, чтобы ее площадь была наименьшей?

Решение.

Исследуемая величина, для которой нам предлагается отыскать наименьшее значение, есть площадь печатной страницы. Обозначим ширину печатного текста через Приборостроения и информатики - student2.ru , а длину - через Приборостроения и информатики - student2.ru . Площадь всей страницы можно найти по формуле: S=(x+4)(y+6), S=xy+6x+4y+24.

Таким образом, мы выразили функцию, для которой необходимо найти наименьшее значение, как функцию двух переменных. Используем данную в условии задачи площадь печатного текста: Приборостроения и информатики - student2.ru , тогда Приборостроения и информатики - student2.ru . Выразим площадь страницы как функцию переменной Приборостроения и информатики - student2.ru :

Приборостроения и информатики - student2.ru .

Из условия задачи вытекают естественные ограничения на значения переменной Приборостроения и информатики - student2.ru : 0<x<¥. Таким образом, мы решаем задачу о нахождении наименьшего значения функции на заданном интервале. Найдем критические точки производной, приравняв ее нулю:

Приборостроения и информатики - student2.ru Приборостроения и информатики - student2.ru при Приборостроения и информатики - student2.ru .

В соответствии с ограничениями, наложенными на Приборостроения и информатики - student2.ru , рас­сматриваем критическую точку Приборостроения и информатики - student2.ru , принадлежащую заданному интервалу. Определим, с помощью достаточного условия экстремума, будет ли найденная точка точкой локального максимума функции. Для этого проверим знак производной в окрестности точки Приборостроения и информатики - student2.ru .

При x<12 имеем Приборостроения и информатики - student2.ru <0, при x>12 имеем Приборостроения и информатики - student2.ru >0. Данная точка является точкой минимума. Поскольку эта точка является единственной критической точкой интервале, то значение в этой точке будет наименьшим.

Приборостроения и информатики - student2.ru Приборостроения и информатики - student2.ru Приборостроения и информатики - student2.ru Приборостроения и информатики - student2.ru Таким образом, площадь печатной страницы будет наименьшей, если ее длина равна Приборостроения и информатики - student2.ru , а ширина Приборостроения и информатики - student2.ru .

Задача.

Методами дифференциального исчисления провести полное исследование функции и построить ее график:

Приборостроения и информатики - student2.ru .

Эту задачу мы рассмотрим более подробно. Непосредственно в ходе решения мы будем приводить некоторые факты теории. План исследования функции состоит из следующих шагов:

1. Область определения функции. (Для элементарной функции подразумевается естественная область определения – множество значений аргумента, в которых значение функции можно вычислить.)

Исследуемая функция Приборостроения и информатики - student2.ru определена на всей числовой оси за исключением тех точек, где знаменатель обращается в ноль.

Найдем эти точки: Приборостроения и информатики - student2.ru ; Приборостроения и информатики - student2.ru .

Следовательно, областью определения данной функции является вся числовая ось за исключением точек Приборостроения и информатики - student2.ru .

2. Четность, нечетность функции.

Напомним, что: функция называется четной, если y(-x)=y(x); функция называется нечетной, если y(-x)=-y(x). Напомним, что график четной функции симметричен относительно оси Y, график нечетной функции симметричен относительно начала координат. Если функция не является ни четной, ни нечетной, то говорят, что данная функция является функцией общего вида.

Для исследуемой функции имеем: Приборостроения и информатики - student2.ru ;

Приборостроения и информатики - student2.ru .

Следовательно, исследуемая функция является нечетной.

3. Нули функции, точки разрыва функции, точки пересечения графика функции с осями коор­динат.

Для определения нулей функции решаем уравнение y(x)=0.

Имеем: Приборостроения и информатики - student2.ru ; x=0. Следовательно, исследуемая функция обращается в ноль в единственной точке x=0.

Элементарная функция имеет точки разрыва только в тех точках, где она не определена. Следовательно, исследуемая функция имеет две точки разрыва Приборостроения и информатики - student2.ru , Приборостроения и информатики - student2.ru .

График функции пересекается с осью Х в тех точках, где она равна нулю. Эти точки уже найдены.

Определим точку пересечения с осью Y. Имеем y(0)=0.

Отметим, что в данной задаче точка пересечения с осью Х и точка пересечения с осью Y совпали, то есть график функции проходит через начало координат.

4. Интервалы знакопостоянства функции.

Сначала напомним следующий факт.

Функция может изменить свой знак лишь при переходе через такие точки, в которых она равна нулю или имеет точку разрыва.

Исследуемая функция равна нулю при х=0. Имеет точки разрыва при х=-1 и х=1. Эти точки разбивают числовую ось на интервалы: (-¥;-1); (-1;0); (0;1); (1; ¥). На каждом из интервалов функция сохраняет постоянный знак. Чтобы определить знак функции на любом интервале, достаточно вычислить ее значение в любой точке интервала. Например, определим знак на интервале (0;1). Возьмем точку Приборостроения и информатики - student2.ru , лежащую на этом интервале. Вычислим Приборостроения и информатики - student2.ru >0. Следовательно, исследуемая функция положительна на интервале (0;1). Аналогично исследуются знаки функции на остальных интервалах. Результаты удобно свести в таблицу.

x (интервал изменения) (-¥;-1) (-1;0) (0;1) (1; ¥)
у (знак функции) + - + -

5. Асимптоты графика функции.

А. Вертикальные асимптоты.

Напомним, что прямая х=а является вертикальной асимптотой графика функции у=у(х), если хотя бы один из пределов Приборостроения и информатики - student2.ru или Приборостроения и информатики - student2.ru равен бесконечности. Прямая х=а может быть (а может и не быть) вертикальной асимптотой только, если а - точка разрыва функции.

В исследуемой функции имеются две точки разрыва. При стремлении к этим точкам знаменатель дроби стремится к нулю, а числитель к ненулевой конечной величине. Следовательно, выражение будет стремиться к бесконечности. Знак бесконечности можно определить из таблицы интервалов знакопостоянства функции. Например, в окрестности точки х=-1 (x<-1) функция положительна. Следовательно

Приборостроения и информатики - student2.ru = Приборостроения и информатики - student2.ru .

Аналогично:

Приборостроения и информатики - student2.ru = Приборостроения и информатики - student2.ru ;

Приборостроения и информатики - student2.ru = Приборостроения и информатики - student2.ru ;

Приборостроения и информатики - student2.ru = Приборостроения и информатики - student2.ru .

Задача.

Методами дифференциального исчисления провести полное исследование функции и построить ее график: Приборостроения и информатики - student2.ru .

1.Область определения функции.

Функция Приборостроения и информатики - student2.ru определена при x>0.

2. Четность, нечетность функции.

Поскольку функция не определена при x Приборостроения и информатики - student2.ru 0, то данная функция является функцией общего вида.

3. Нули, точки разрыва, точки пересечения графика с осями координат.

Нули функции. Решаем уравнение y(x)=0. Имеем: Приборостроения и информатики - student2.ru =0; x=1. Следовательно, исследуемая функция обращается в ноль в единственной точке x=1.

Данная функция непрерывна на всей области допустимых значений.

Точка пересечения с осью Х, точка х=1.

Поскольку функция не определена при х=0, то ее график не пересекается с осью Y.

4. Интервалы знакопостоянства функции.

В области допустимых значений знак функции может меняться в единственной точке х=1. Точка х=1 разбивает область допустимых значений на два интервала (0;1) и (1; ¥). Определяем знак функции на каждом интервале и результаты сводим в таблицу:

x (0;1) (1;+¥)
y - +

5. Асимптоты графика функции.

А. Вертикальные асимптоты.

В своей области определения функция непрерывна. Поэтому асимптоты могут быть только на границе области определения.

Приборостроения и информатики - student2.ru . Итак, прямая х=0 – это вертикальная асимптота.

Б. Наклонные асимптоты.

Приборостроения и информатики - student2.ru . В этом пределе неопределенность вида Приборостроения и информатики - student2.ru . Применяем правило Лопиталя: Приборостроения и информатики - student2.ru . Поскольку k=0, то :

Приборостроения и информатики - student2.ru . (При вычислении предела использовано правило Лопиталя.)

Таким образом уравнение асимптоты при Приборостроения и информатики - student2.ru имеет вид

y=0.

Задача.

Методами дифференциального исчисления провести полное исследование функции и построить ее график: Приборостроения и информатики - student2.ru .

Решение.

1. Область определения данной функции – вся числовая ось.

Асимптоты графика функции.

А. Вертикальные асимптоты.

Поскольку функция непрерывна на всей числовой оси, то вертикальных асимптот нет.

Б. Наклонные асимптоты.

Учитывая разное поведение функции Приборостроения и информатики - student2.ru при Приборостроения и информатики - student2.ru и при Приборостроения и информатики - student2.ru , будем искать асимптоты по отдельности для Приборостроения и информатики - student2.ru и Приборостроения и информатики - student2.ru .

Приборостроения и информатики - student2.ru .

Приборостроения и информатики - student2.ru .

Отметим, что во втором пределе присутствует неопределенность вида Приборостроения и информатики - student2.ru , которую мы обратили в неопределенность вида Приборостроения и информатики - student2.ru . Далее предел вычисляется по правилу Лопиталя, в соответствии с которым предел отношения при наличии неопределенности равен пределу отношения производных числителя и знаменателя. Итак, при Приборостроения и информатики - student2.ru график исследуемой функции имеет горизонтальную асимптоту, совпа­дающую с осью Приборостроения и информатики - student2.ru : y=0.

Выясним, существует ли наклонная асимптота при Приборостроения и информатики - student2.ru .

Приборостроения и информатики - student2.ru

Поскольку коэффициент k не имеет конечного значения, делаем вывод о том, что график не имеет наклонной асимптоты при Приборостроения и информатики - student2.ru .

ПРИЛОЖЕНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
  Приборостроения и информатики - student2.ru

Московский государственный университет

приборостроения и информатики

Приборостроения и информатики - student2.ru

Кафедра высшей математики

Наши рекомендации