Основной полетный дисплей для самолетов компании Boeing – Показано сообщение RA о наборе высоты

Основной полетный дисплей для самолетов компании Boeing – Показано сообщение RA о наборе высоты - student2.ru

Рис. 3-6.

Навигационный дисплей Boeing – режим TCAS

3.2.3. Усовершенствованный погодный индикатор

На рисунке 3-7 показан пример специального дисплея, предназначенного для объектов воздушного движения с использованием усовершенствованного погодного индикатора.

Основной полетный дисплей для самолетов компании Boeing – Показано сообщение RA о наборе высоты - student2.ru

Рис. 3-7.

Усовершенствованный погодный индикатор

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРАНЕНИЮ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В

ВИДЕ УПРАВЛЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТЬЮ

Вертикальные маневры, рекомендуемые системой TCAS 2000 для обеспечения безопасного разделения, обозначаются на дисплее КРАСНОЙ и ЗЕЛЕНОЙ дугами.

Зоны отображения рекомендаций системы TCAS 2000 по управлению вертикальной скоростью, которые кодируются цветом, располагаются внутри шкалы указателя вертикальной скорости и прилегают к ней. КРАСНАЯ дуга показывает летчику, какую область вертикальных скоростей следует избегать. Если вертикальную скорость необходимо изменить, то определенная область вертикальных скоростей обозначается ЗЕЛЕНОЙ дугой, показывая пилоту тот диапазон вертикальной скорости, к которому пилот должен стремиться.

Основной полетный дисплей для самолетов компании Boeing – Показано сообщение RA о наборе высоты - student2.ru

Рис. 3-9.

Отображение команд на дисплее VSI/ TRA

СИМВОЛЫ ОТОБРАЖАЕМЫХ НА ДИСПЛЕЕ ОБЪЕКТОВ ВОЗДУШНОГО

ДВИЖЕНИЯ

Символы обозначения самолетов на дисплее VSI/TRA имеют цветовую кодировку. С каждым цветом связано использование фигур определенной формы. Поля данных для каждого символа имеют тот же цвет, что и соответствующая фигура. Присвоение конфликтующим самолетам приоритетов и их отображение на дисплее зависит от измеренного расстояния до них и относительной скорости изменения этого расстояния по отношению к самолету, оборудованному системой TCAS 2000.

Максимальное количество отслеживаемых на дисплее VSI/TRA самолетов составляет 12. Наивысший приоритет присваивается тем самолетам, по которым имеется сообщение RA. Оставшиеся объекты, по которым выдаются сообщения ТА (если они присутствуют) или сообщения о приближающихся объектах воздушного движения (если они присутствуют), отображаются на дисплее в зависимости от прогнозируемой опасности на основании дистанции до них, скорости сближения, а также от того, имеет ли конфликтующий самолет способность подавать сообщения о своей высоте.

Положение отображаемого на дисплее объекта воздушного движения соответствует точному расстоянию до него и относительному пеленгу, и по мере изменения расстояния и пеленга эта отметка на дисплее перемещается.

3.4.1 Сплошной КРАСНЫЙ квадрат

Объект, обозначаемый сплошным КРАСНЫМ квадратом, представляет непосредственную угрозу для самолета, оборудованного системой TCAS 2000. Во избежание столкновения с конфликтующим самолетом необходимо предпринять немедленные действия. Обозначенный КРАСНЫМ цветом конфликтующий самолет входит в зону предупреждения, и время до его вторжения в зону столкновения составляет от 15 до 35 секунд. КРАСНЫЕ символы используются только в сочетании с выдачей рекомендаций по устранению конфликтной ситуации.

3.4.2 Сплошной круг ЯНТАРНОГО цвета

Объект, обозначенный сплошным кругом ЯНТАРНОГО цвета, представляет умеренную угрозу. Обозначенный ЯНТАРНЫМ цветом конфликтующий самолет входит в зону повышенного внимания, и время до его вторжения в зону столкновения составляет от 20 до 48 секунд Для предотвращения столкновения с конфликтующим самолетом рекомендуется провести визуальный поиск. ЯНТАРНЫЙ цвет символов используется только в сочетании с выдачей предупреждений о воздушной обстановке.

3.4.3 Сплошной ГОЛУБОЙ ромб

ГОЛУБЫМ сплошным ромбом обозначаются приближающиеся объекты. Таким объектом считается самолет, который находится в пределах диапазона 6 морских миль (или заданного диапазона дальности отображения), вертикальное разделение с которым составляет ±1200 футов, но для которого не прогнозируется вторжение в зону столкновения.

Если диапазон дальности дисплея менее шести морских миль, то в этом случае приближающиеся объекты будут показаны на крайнем поле дисплея. При обнаружении только приближающихся самолетов сообщения ТА и RA ни выдаются. На дисплее такие самолеты отображаются для того, чтобы помочь пилоту сориентироваться в той ситуации, когда поступает сообщение ТА или RA о вероятности конфликта с другим самолетом, имеющим больший приоритет.

ПРИМЕЧАНИЕ: На дисплеях, производимых некоторыми фирмами, приближающиеся объекты могут быть обозначены сплошным БЕЛЫМ ромбом. В некоторых учебных материалах ГОЛУБОЙ цвет именуется ЗЕЛЕНОВАТО-ГОЛУБЫМ.

3.4.4 Пустой ГОЛУБОЙ ромб

Пустым или полым ГОЛУБЫМ ромбом обозначаются прочие объекты воздушного движения. Таким объектом может быть какой-либо самолет с работающим ответчиком, находящийся в пределах дальности отображения дисплея по вертикали и по горизонтали, но не классифицируемый как конфликтующий самолет или приближающийся самолет, в отношении которого необходимо выдать сообщение ТА или RA.

Прогнозируемый маршрут его полета не проходит через зону столкновения. Если на дисплее отображаются прочие объекты воздушного движения, то при поступлении сообщений ТА или RA такие объекты временно удаляются с экрана на время действия ТА или RA.

ПРИМЕЧАНИЕ: На дисплеях, производимых некоторыми фирмами, прочие объекты воздушного движения могут быть обозначены пустым БЕЛЫМ ромбом. В некоторых учебных материалах ГОЛУБОЙ цвет именуется ЗЕЛЕНОВАТО-ГОЛУБЫМ.

3.4.5 Поля данных

Поле данных включает двузначное число, знак «плюс» или «минус», а также может включать стрелку. Поле данных появляется выше или ниже символа конфликтующего самолета и имеет тот же цвет. Если конфликтующий самолет находится на той же высоте, что и собственный самолет, то поле данных показывает «00». Если поле данных перемещается на экране из положения ниже символа самолета в положение выше него или наоборот, то это означает, что конфликтующий самолет пересекает высоту полета вашего самолета. Поля данных включают следующие элементы:

Двузначное число: Двузначным числом в сотнях футов обозначена относительная разность высот конфликтующего самолета и самолета, оборудованного системой TCAS 2000, который находится выше или ниже конфликтующего самолета. Если конфликтующий самолет находится выше самолета, оборудованного системой TCAS 2000, то поле данных располагается выше символа конфликтующего самолета, тогда как для конфликтующего самолета, который находится ниже самолета, оборудованного системой TCAS 2000, поле данных расположено ниже символа конфликтующего самолета.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Отображаемое в поле данных разделение между самолетами выражено в сотнях футов.

Знаки «плюс» и «минус»: Перед числом, обозначающим относительную высоту, ставится знак «плюс» или «минус», который указывает, находится ли представляемый самолет выше (знак «+») или ниже (знак «–») самолета, оборудованного системой TCAS.

Стрелка: Когда конфликтующий самолет либо набирает высоту, либо снижается с вертикальной скоростью свыше 500 футов в минуту, непосредственно справа от символа обозначения самолета появляется вертикально направленная стрелка, соответственно указывающая вверх или вниз.

Идентификационный номер в поле данных. В том случае, если включена функция TCAS 2000 для вывода на экран идентификационного номера, и отслеживаемый указанный конфликтующий самолет также выдает пульсирующий идентификационный знак, то этот знак показывается рядом с символом конфликтующего самолета. Когда передаются сообщения RA, вся информация с идентификационными символами может быть удалена в зависимости от характеристик дисплея.

3.4.6 Предупреждения о воздушной обстановке за пределами шкалы

Если система TCAS 2000 отслеживает конфликтующий самолет, который находится за пределами установленного на дисплее диапазона, но в пределах зоны повышенного внимания или зоны предупреждения, то на краю дисплея, в точке, соответствующей реальному относительному пеленгу, появляется половина соответствующего символа. Изображение соответствующего поля данных также появляется на экране в том случае, если достаточно свободного места. Символ по цвету и форме соответствует степени угрозы.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Конфликтующий самолет, находящийся за пределами шкалы, в отношении которого выдается сообщение ТА или RA, вероятно имеет высокую скорость сближения.

3.4.7 Сообщения без указания относительного пеленга

В тех случаях, когда система TCAS 2000 не в состоянии определить относительный пеленг конфликтующего самолета, в центре нижней половины дисплея чуть ниже значка собственного самолета появляется предупреждение о воздушной обстановке. Отметка о предупреждении окрашена в цвет, соответствующий степени угрозы.

Система TCAS 2000 может быть временно не в состоянии определить относительный пеленг конфликтующего самолета из-за большого угла крена, что приводит к затенению направленной антенны. Предупреждения без указания относительного пеленга чаще всего выдаются в силу необнаруженного отказа направленной антенны в сочетании с большим углом крена.

Отсутствие информации об относительном пеленге никоим образом не влияет на способность системы TCAS 2000 производить расчеты для подготовки сообщений ТА и RA и обычно сообщения без указания пеленга трансформируются в сообщения с указанием пеленга через несколько секунд.

ПРИМЕР ОТОБРАЖЕНИЯ НА ДИСПЛЕЕ VSI/TRA ДАННЫХ

О ВОЗДУШНОЙ ОБСТАНОВКЕ

Основной полетный дисплей для самолетов компании Boeing – Показано сообщение RA о наборе высоты - student2.ru

Рис. 3-6

Индикаторы и символы

В данном примере переключатель «RANGE» (дальность) установлен на 6 морских миль. В приведенном ниже тексте описывается каждый символ объекта воздушного движения, отображаемый на представленном выше дисплее:

• Конфликтующий самолет (красный квадрат) по которому выдана рекомендация по устранению конфликтной ситуации, обнаружен на пеленге 12:30 по отношению к собственному самолету, на расстоянии чуть более 2 морских миль, в 300 футах выше самолета, оборудованного системой TCAS 2000, причем конфликтующий самолет снижается со скоростью более 500 футов в минуту. Система TCAS 2000 выдала рекомендацию по устранению конфликтной ситуации с указанием набирать высоту с минимальной скоростью 1500 футов в минуту.

• Конфликтующий самолет (желтый полукруг), по которому выдано предупреждение о воздушной обстановке, находится за пределами шкалы, на пеленге 10:30, в 200 футах ниже самолета, оборудованного системой TCAS 2000, причем конфликтующий самолет выполняет набор высоты со скоростью свыше 500 футов в минуту.

• На пеленге 1:00 обнаружен приближающийся самолет (голубой сплошной ромб), следующий по трассе в 1100 футах ниже самолета, оборудованного системой TCAS 2000, и на расстоянии около 5,5 морских миль. Этот объект воздушного движения либо находится в горизонтальном полете, либо набирает высоту или снижается с вертикальной скоростью менее 500 футов в минуту.

• На пеленге 2:30 обнаружен прочий объект воздушного движения (голубой незаполненный ромб) на расстоянии около 4 морских миль и в 1700 футах 518 метров выше самолета, оборудованного системой TCAS 2000, причем этот объект снижается со скоростью свыше 500 футов в минуту.

ПРИМЕЧАНИЕ: В процессе выдачи сообщений ТА и RA сведения о прочих объектах воздушного движения, как правило, на дисплее не отображаются. Этот пример приведен только для иллюстрации символов.

• Обнаружен конфликтующий самолет (желтые цифры), по которому отсутствует информация об относительном пеленге и который находится на расстоянии 2 морские мили и на 300 футов выше самолета, оборудованного системой TCAS 2000.

ПРИМЕЧАНИЕ: Маловероятно, что конфликтующий самолет, по которому отсутствует информация об относительном пеленге, будет отображен на дисплее. Здесь эта ситуация рассматривается для того, чтобы показать, как конфликтующий самолет будет представлен на дисплее. Следует напомнить, что способность системы TCAS 2000 производить расчеты для подготовки сообщений ТА или RA никоим образом не ухудшается из-за отсутствия информации об относительном пеленге.

РЕЧЕВЫЕ СООБЩЕНИЯ

Система TCAS 2000 выдает через систему громкоговорящей связи в кабине экипажа 14 речевых предупреждений или сообщений, не считая проверочных речевых сообщений. Эти 13 сообщений сопровождают визуально отображаемые на дисплее сообщения ТА и RA.

Если до завершения сообщения происходит изменение логических параметров и запускается новое предупреждение, то первоначальное предупреждение прекращается, и немедленно передается новое сообщение. Громкость, с которой передаются сообщения, устанавливается заранее, и экипаж ее изменить не может.

3.6.1 Предупреждения о воздушной обстановке

«TRAFFIC - TRAFFIC» (воздушный объект - воздушный объект)

Это сообщение передается в том случае, когда система TCAS 2000 прогнозирует, что через 20-48 секунд конфликтующий самолет войдет в зону столкновения. Одновременно на дисплее VSI/TRA отображается местонахождение конфликтующего самолета.

3.6.2 Рекомендации по устранению конфликтной ситуации

Рекомендации по устранению конфликтной ситуации бывают двух видов. Корректирующие рекомендации указывают на необходимость выполнения вертикальных маневров ухода для увеличения вертикального разделения между самолетом, оборудованным системой TCAS 2000, и конфликтующим самолетом. Профилактические рекомендации говорят о том, что определенные изменения вертикальной скорости не рекомендуются.

Рекомендация по устранению конфликтной ситуации, состоящая из одного слова, повторяется два раза; более длинные рекомендации могут повториться дважды.

3.6.2.1 Превентивные рекомендации или рекомендации по ослаблению маневра

«MONITOR VERTICAL SPEED - MONITOR VERTICAL SPEED» (следите за вертикальной скоростью - следите за вертикальной скоростью)

Эта рекомендация носит превентивный характер. Пилот должен управлять вертикальной скоростью самолета таким образом, чтобы стрелка указателя вертикальной скорости (VSI) пребывала вне участка на шкале VSI, обозначенного КРАСНЫМ цветом. Также предполагается, что пилот сводит к минимуму отклонение от траектории полета, заданной службой управления воздушным движением (УВД) с тем, чтобы уменьшить неблагоприятное влияние на управление воздушным движением в целом.

3.6.2.2 Корректирующие рекомендации по устранению конфликтной ситуации

По получении этих команд пилот должен не более, чем за 5 секунд создать вертикальное ускорение 0,25 g, необходимое для выхода на требуемый угол тангажа. Эти рекомендации должны выполняться плавно, чтобы свести к минимуму величину отклонения от траектории, заданной УВД.

«CLIMB - CLIMB» (набрать высоту - набрать высоту)

Данная команда требует набора высоты с вертикальной скоростью, указываемой ЗЕЛЕНОЙ дугой на дисплее VSI/ TRA, от 1500 до 2000 футов в минуту.

«DESCEND - DESCEND» (снизиться – снизиться )

Данная команда требует снижения с вертикальной скоростью, указываемой ЗЕЛЕНОЙ дугой на дисплее VSI/TRA, от 1500 до 2000 футов в минуту.

«CLIMB, CROSSING CLIMB - CLIMB, CROSSING CLIMB» (набрать высоту с пересечением высоты другого самолета -набрать высоту с пересечением высоты другого самолета)

Данная команда требует набора высоты с вертикальной скоростью, указываемой ЗЕЛЕНОЙ дугой на дисплее VSI/ TRA, от 1500 до 2000 футов в минуту.

ПРИМЕЧАНИЕ: Траектория вашего самолета пересекает высоту полета конфликтующего самолета.

«DESCEND, CROSSING DESCEND - DESCEND, CROSSING DESCEND» (снизиться с пересечением высоты другого самолета - снизиться с пересечением высоты другого самолета)

Данная команда требует снижения с вертикальной скоростью, указываемой ЗЕЛЕНОЙ дугой на дисплее VSI/TRA, от 1500 до 2000 футов в минуту.

ПРИМЕЧАНИЕ: Траектория вашего самолета пересекает высоту полета конфликтующего самолета.

Рекомендации о необходимости увеличения темпа или изменении направления корректирующего маневра

Эти корректирующие рекомендации указывают на то, что темп выполнения ранее объявленной рекомендации должен быть увеличен или должно быть изменено его направление. Заданная вертикальная скорость должна быть достигнута не более, чем через 2,5 секунд после поступления корректирующей рекомендации. Маневр должен выполняться с вертикальной перегрузкой равной 0,35 g и скоростью изменения тангажа от 2 до 3,5 градуса в секунду, столь же плавно и точно, как это делается при выполнении любого маневра по приборам.

Ожидается, что такие рекомендации будут выдаваться крайне редко, обычно в тех случаях, когда конфликтующий самолет изменяет траекторию своего полета внезапным маневрированием или когда пилот предпочитает не выполнять полученное корректирующее/профилактическое сообщение.

«INCREASE CLIMB - INCREASE CLIMB» (увеличить скорость набора высоты - увеличить скорость набора высоты)

Данная команда требует увеличения вертикальной скорости набора высоты до значений, указываемых ЗЕЛЕНОЙ дугой на дисплее VSI/TRA - от 2500 до 3000 футов в минуту.

«INCREASE DESCENT - INCREASE DESCENT» (увеличить скорость снижения - увеличить скорость снижения)

Данная команда требует увеличения вертикальной скорости снижения до значений, указываемых ЗЕЛЕНОЙ дугой на дисплее VSI/TRA - от 12,5 до 15 метров в секунду (от 2500 до 3000 футов в минуту).

«CLIMB, CLIMB NOW! - CLIMB, CLIMB NOW!» (немедленно набрать высоту! - немедленно набрать высоту!)

Данная команда подается вслед за выданной ранее рекомендацией RA по снижению в случае, когда система TCAS 2000 определяет, что для обеспечения достаточного вертикального разделения требуется изменение направления вертикальной скорости на обратное. Заданная вертикальная скорость для такого маневра набора высоты, соответствующая ЗЕЛЕНОЙ дуге, составляет от 1500 до 2000 футов в минуту.

«DESCEND, DESCEND NOW!-DESCEND, DESCEND NOW!» (немедленно снизиться! - немедленно снизиться!)

Данная команда подается вслед за выданной ранее рекомендацией RA по набору высоты в случае, когда система TCAS 2000 определяет, что для обеспечения достаточного вертикального разделения требуется изменение направления вертикальной скорости на обратное. Заданная вертикальная скорость для такого маневра снижения, соответствующая ЗЕЛЕНОЙ дуге, составляет от 1500 до 2000 футов в минуту.

Наши рекомендации