Критериальная основа поведения людей: расположение, ценности, верования, принципы
РасположениеВ общем виде расположениеможно представить как априорное отношение к человеку, группе людей, явлениям, организациям, процессам и вещам, определяющее положительную или негативную реакцию на них. От расположения человека к коллегам, отдельным процессам, сложившейся обстановке, своей работе, организации в целом зависит возможность установления его нормального взаимодействия человека с организационным окружением. Одно и то же явление или действие, имеющее совершенно одинаковое проявление и подразумевающее оказание одинакового влияния на людей, может вызвать у них различную реакцию в силу несходства расположения к этому явлению или действию.У расположения имеются три компоненты: во-первых, отражающая чувства человека по отношению к объекту (нравится или нет), она называется воздействующей частью расположения; во-вторых, знания об объекте, которыми располагает человек; в-третьих, его намерения (как вести себя) по отношению к объекту. Динамическая увязка этих компонент и формирует расположение индивида к объекту.ЦенностиНабор стандартов и критериев, которым индивид следует в своей жизни, можно определить какценности. Они составляют сердцевину личности человека, достаточно устойчивы во времени и их не бывает много. Обычно ценности рассматриваются как нормативная база морали и фундамент поведения человека.Ценности бывают двух видов: а) имеющие отношение к цели жизни, желаемым результатам, исходу действия и т.п.; б) относящиеся к средствам, которые используются человеком для достижения целей. Первые связаны с комфортом и красотой жизни, обеспечением мира, равенства, свободы, справедливости, удовольствия, самоуважения, общественного признания, дружбы и т.п. Вторые касаются удовлетворения амбиций, открытости, честности, доброжелательности, интеллектуальности, самоконтроля и т.п. Совокупность ценностей обоих видов составляет ценностную систему человека, характеризующую его как личность. ВерованияУстойчивые представления о явлении, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии, можно определить как верования.На формирование верования влияют индивидуальный опыт, информация от внешних источников, общение с людьми, обладающими даром убеждать других людей в собственной правоте.Верования можно классифицировать на две большие группы: а) не имеющие оценочного характера, описывающие абсолютные и относительные характеристики объекта («этот автомобиль комфортабелен»); б) имеющие оценочный характер («этот автомобиль лучше другого автомобиля»).ПринципыНа основе ценностей формируются принципы -- устойчивая форма проявления системы ценностей, воплощение верований в виде определенных стандартов поведения.В жизни многих людей принципы играют очень большую роль, регулируя образ их действий посредством норм поведения, ограничений, табу, устойчивых форм реакции на явления, процессы и людей. Индивид не всегда осознает, какие ценности и верования нашли свое воплощение в признаваемых им отдельных принципах. Последние часто воспринимаются людьми как верования, и им следуют, не задаваясь, насколько это оправдано.
Содержание организационной культуры
Культура – совокупность коллективных разделенных ценностей, убеждений, норм поведения отдельного человека, группы и общества в целом.
ОК – система связей, взаимодействий и отношений которые осуществляются в рамках конкретной деятельности конкретной организации. Это система моделей поведения, представления ценностей разделяемых большинством членов организации (коллективное мировоззрение). Организация — понимается внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействий или частей системы отдельных элементов со структурой целого. О. - объединение людей для совместного достижения поставленных целей, кот. Действуют в рамках определенной структуры, определенных правил и функций. О. - определенного рода деятельность, совокупность процессов или действий, кот. Обеспечивают формирование организационной структуры управления и эффективное функционирование самой организации. Результат обеспечения функционирования системы управления отражающей эффективность процесса формирования и укрепления организационной культуры. О. как соц. система предусматривает собой совокупность следующих подсистем, структурных элементов: 1) организация — ценность (актуальность, значимость, роль); 2) система; 3) процесс; 4) результат (эффективность социальная и экономическая). Подсистемы: 1) организационная, отражает структуру организации; 2) управленческая система управления (цели, задачи, миссия организации); 3) формальная подсистема отношения (деловые официальные); 4) неформальная подсистема отношений; 5) нормативно-регулирующая (на федеральном, региональном, локальном уровнях) 6) социально-психологическая подсистема. Любая организация явл. Открытой подсистемой, ориентирована на динамичное взаимодействие с внешней средой. Для системного анализа внешней среды организации важно учитывать следующие факторы: 1) развитие морового рынка; 2) мировые политические; 3) политические (конституционные основы, формы собственности) 4) экономические (современные тенденции развития экономического общества, ситуация конкурентоспособности организации); 5) экологические (состояние экологии в регионе); 6) технологические ( развитие технологии, развитие науки и техники); 7) социально-демографические ( соц.демогр. тенденции, положение отдельных социальных групп); 8) форс-мажорные обстоятельства. Основные подходы к культуре как соц. явлению