Саморегулирующееся сцепление
Моменты затяжки
Позиция | Нм | фунт-фут | фунт-дюйм |
Болты крепления исполнительного устройства сцепления | - | ||
Болты крепления кронштейна исполнительного устройства переключения передач | - | ||
Болты крепления исполнительного устройства переключения передач | - | ||
Болт крепления исполнительного устройства переключения передач | - |
• | ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ:Автоматизированную коробку передач iB5 нельзя заменять стандартной коробкой передач iB5, так как автоматизированная коробка передач iB5, в особенности калибровка модуля управления коробкой передач, точно согласована с интервалами передаточных чисел. |
Коробка передач iB5 используется с измененными интервалами передаточных чисел.
Особенно вилки переключения передач коробки передач должны удовлетворять более строгим требованиям по допускам, что позволяет коробке передач отвечать требованиям механизма автоматического переключения передач.
Картер коробки передач имеет три дополнительных резьбовых отверстия, которые используются для установки исполнительного устройства переключения передач.
Эти отверстия имеются также и на обычных коробках передач iB5, но тут они не используются.
Саморегулирующееся сцепление
Одним из условий для автоматизированной механической коробки передач является применение саморегулирующегося сцепления, так как усилие необходимое для выключения такого сцепления относительно невелико и на протяжении всего срока службы сцепления оно остается практически неизменным.
Рабочий цилиндр сцепления
• | ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ:Рабочие цилиндры сцепления автомобилей с обычной и автоматизированной коробкой передач iB5 не взаимозаменяемы. |
Автомобили с обычной коробкой передач iB5 имеют дроссельное устройство в рабочем цилиндре сцепления, что способствует повышению комфорта движения при включении сцепления.
На автомобилях с автоматизированной коробкой передач iB5 включение сцепления управляется электронно, так что отпадает необходимость в дроссельном устройстве для рабочего цилиндра сцепления.
Рабочий цилиндр сцепления соединяется с исполнительным устройством сцепления посредством гидравлической напорной магистрали.
Если в исполнительном устройстве сцепления создается давление, движущаяся гидравлическая жидкость перемещает поршень в рабочем цилиндре и таким образом перемещает подшипник выключения сцепления в осевом направлении.
Подшипник выключения сцепления своим внутренним кольцом давит на выступы главной диафрагменной пружины и, таким образом, он в состоянии разомкнуть кинематическую связь (сцепление) между маховиком и диском сцепления.
Если исполнительное устройство сцепления уменьшает давление, главная диафрагменная пружина перемещает поршень рабочего цилиндра сцепления в исходное положение. Кинематическая связь между ведомым диском сцепления и маховиком двигателя восстанавливается
Подшипник выключения сцепления соединен с рабочим цилиндром сцепления путем зажима и не может быть заменен отдельно.
Дисплей на щитке приборов
Поз. | № запасной части | Наименование |
- | Указатель передачи | |
- | Контрольная лампа силового агрегата |
Щиток приборов имеет дисплей, показывающий включенную передачу.
Когда коробка передач находится в автоматическом режиме, дисплей также показывает "Auto".
Щиток приборов также может показывать следующее:
- N (коробка передач в нейтральном положении)
- R (коробка передач на передаче заднего хода)
- 1 (коробка передач на 1-ой передаче)
- 2 (коробка передач на 2-ой передаче)
- 3 (коробка передач на 3-ей передаче)
- 4 (коробка передач на 4-ой передаче)
- 5 (коробка передач на 5-ой передаче)
- -- (Ошибка связи с модулем управления коробкой передач)
При включении зажигания все элементы дисплея активизируются приблизительно на 3 секунды, чтобы показать водителю, что система готова к работе.
Мигание указателя передачи указывает на то, что передача уже выбрана, но еще не включена.
Контрольная лампа силового агрегата служит для того, чтобы предупредить водителя о серьезных неисправностях в работе.
Описание и принцип действия
Обзор
Поз. | № запасной части | Наименование |
- | Модуль управления коробкой передач | |
- | DLC (Диагностический разъем) | |
- | модуль управления силовым агрегатом (PCM) (показан модуль двигателя 1.4L Duratec -16V) | |
- | Блок управления ABS (антиблокировочной системы) | |
- | Щиток приборов | |
- | Многофункциональный электронный модуль (GEM) | |
- | Электронный рычаг переключения передач | |
- | Датчик перемещения в исполнительном устройстве сцепления | |
- | Датчик перемещения в электродвигателе выбора передач | |
- | Датчик перемещения в электродвигателе переключения передач | |
- | Выключатель стоп-сигналов | |
- | Контактный переключатель двери водителя | |
- | Реле электропитания | |
- | Переключатель зажигания | |
- | Аккумулятор | |
- | Переключатель рычага стояночного тормоза | |
- | Исполнительное устройство сцепления | |
- | Электродвигатель выбора передач | |
- | Электродвигатель переключения передач |
Установочное положение
Модуль управления коробкой передач встроен в исполнительное устройство сцепления.
Этот конструктивный узел находится в моторном отделении перед коробкой передач и закреплен на левом переднем лонжероне.
Модуль управления коробкой передач соединен с электропроводкой автомобиля посредством двух кодированных разъемов.
Функционирование
Модуль управления коробкой передач отвечает за регистрацию и оценку входящих сигналов отдельных датчиков и за осуществление соответствующего переключения.
При этом система управления коробкой передач управляет всем процессом переключения:
- Уменьшение крутящего момента двигателя
- Выключение сцепления
- Выбор требуемой передачи
- Синхронизация
- Включение требуемой передачи
- Включение сцепления
- Увеличение крутящего момента двигателя
Система управления коробкой передач должна осуществлять переключения таким образом, чтобы они не привели к сокращению срока службы коробки передач.
Диагностика
Диагностика системы управления коробкой передач выполняется с помощью WDS через (DLC).
Диагностический разъем DLC установлен в салоне под рулевым колесом.
В случае если возникнет необходимость в новой калибровке, модуль управления коробкой передач может быть перепрограммирован с помощью WDS.
Стратегии управления
Парковочная передача
При выключении двигателя включается сцепление.
Если рычаг переключения передач не находится в положении N, включается передача, за счет чего предотвращается самопроизвольное движение автомобиля.
Трогание с места
• | ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ:Возможно одновременное нажатие педали тормоза и акселератора. В этом случае сцепление очень сильно нагружается и может быть разрушено. |
• | ПРИМЕЧАНИЕ:Процессом трогания с места водитель управляет исключительно с помощью педали акселератора. |
Трогание с места возможно на первой и второй передачах, а также на передаче заднего хода.
В автоматическом режиме работы коробки передач трогание осуществляется только на первой передаче.
Если водитель осознанно хочет тронуться с места на первой передаче, он может непосредственно выбрать вторую передачу в ручном режиме работы коробки передач.
Если автомобиль уже катится, то соответствующая передача в обоих режимах работы включается системой управления коробкой передач автоматически.
Для защиты от непроизвольного трогания с места выбранная передача фактически включается только тогда, когда при переводе рычага из положения N в положение D или R нажимается педаль тормоза.
Кроме того, передача также не включается в том случае, если в течение приблизительно 26 секунд с момента задействования рычага переключения передач (из положения N в положение D или R) не нажимается педаль акселератора.
Движение под гору
Система управления коробкой передач распознает движение под гору, сравнивая фактические данные об ускорении автомобиля и нагрузке двигателя.
Если система управления коробкой передач устанавливает, что происходит движение под гору, то ниже определенной частоты вращения двигателя не осуществляется переключение с низких передач на высокие, это необходимо для того, чтобы лучше использовать эффект торможения двигателем.
К тому же, при нажатии на педаль тормоза, система управления коробкой передач переключает коробку на одну передачу вниз, если это позволяет частота вращения двигателя.
Буксировка автомобиля
Буксировка автомобиля возможна, если в коробке передач включена нейтральная передача.
• | ПРИМЕЧАНИЕ:Чтобы система управления коробкой передач позволила сцеплению включить нейтральную передачу, в обязательном порядке необходимо, чтобы на модуль управления коробкой передач подавалось напряжение от аккумуляторной батареи. |
Если двигатель не работает, для включения нейтральной передачи необходимо выполнить следующие условия:
- Замок зажигания в положении II
- Нажата педаль тормоза
- Рычаг переключения передач в положении N
Частота вращения двигателя
Датчик CKP (положения коленчатого вала) регистрирует частоту вращения коленчатого вала двигателя и передает эту информацию в модуль управления силовым агрегатом PCM.
От PCM сигнал частоты вращения двигателя по шине передачи данных CAN передается модулю управления коробкой передач.
Система управления коробкой передач использует этот сигнал:
- для включения и выключения сцепления
- для адаптации момента включения сцепления
- для отслеживания передаваемого крутящего момента
- для "ползущего" режима
- для защиты сцепления от перегрева
- для определения требуемой передачи
Нагрузка двигателя
PCM определяет сигнал нагрузки, который передается через шину CAN модулю управления коробкой передач.
Модуль управления использует данный сигнал для следующих функций:
- для определения стратегии моментов переключения
- для отслеживания передаваемого крутящего момента
- для "ползущего" режима
- для защиты сцепления от перегрева
- для обнаружения движения под гору
- для обнаружения сопротивления движению
Указатель передачи
Поз. | № запасной части | Наименование |
A | - | Автоматический режим работы коробки передач – вторая передача |
B | - | Ручной режим работы коробки передач – вторая передача |
Модуль управления коробкой передач отправляет на щиток приборов информацию о включенной передаче и фактическом режиме работы коробки передач (автоматическом или ручном).
На дисплее щитка приборов для водителя отображается информация о передаче, а также об автоматическом режиме работы коробки передач (Auto).
В ходе переключения последняя включенная передача отображается до тех пор, пока процесс переключения не завершится.
Если на дисплее мигает индикация передачи в то время, как автомобиль стоит, это означает, что выбранная передача еще не включена, так как не выполнены все условия переключения (такие, например, как выбрана передача заднего хода R, педаль тормоза еще не нажата)
Мигающая индикация передачи и предупреждающий сигнал сообщают водителю о том, в "ползущем" режиме открыта дверь водителя.
Если индикация передачи мигает во время движения и одновременно с этим горит контрольная лампа силового агрегата, это указывает на неисправность в системе управления коробкой передач.
Если в ходе движения на дисплее отображается "--" и горит контрольная лампа силового агрегата, значит присутствует ошибка связи с модулем управления коробкой передач
Установка
1.Действуя в обратной последовательности, установите элементы на место. |
Удалите воздух из гидропривода сцепления. За дополнительной информацией обратитесь к Разделу 308-00 Механическая коробка передач/ коробка передач в блоке с ведущим мостом и сцепление - Общая информация. |
1.Отсоедините провод массы от аккумулятора. За дополнительной информацией обратитесь к Разделу 414-01 Аккумулятор, крепление и провода. |
Разъедините питающий трубопровод исполнительного устройства сцепления.
|
Рассоедините электрический разъем исполнительного устройства сцепления.
|
Снимите трубопровод рабочего цилиндра сцепления с исполнительного устройства сцепления.
|
5.Выверните болт крепления исполнительного устройства сцепления. |
Установка
1.Действуя в обратной последовательности, установите элементы на место. |
Удалите воздух из гидропривода сцепления. За дополнительной информацией обратитесь к Разделу 308-00 Механическая коробка передач/ коробка передач в блоке с ведущим мостом и сцепление - Общая информация. |
Полностью откачайте тормозную жидкость из бачка тормозной жидкости. |
2.Снимите трубопровод рабочего цилиндра сцепления с рабочего цилиндра сцепления.
|
3.Снимите трубопровод рабочего цилиндра сцепления с исполнительного устройства сцепления.
|
Установка
1.Действуя в обратной последовательности, установите элементы на место. |
Удалите воздух из гидропривода сцепления. За дополнительной информацией обратитесь к Разделу 308-00 Механическая коробка передач/ коробка передач в блоке с ведущим мостом и сцепление - Общая информация. |
Моменты затяжки
Позиция | Нм | фунт-фут | фунт-дюйм |
Болты крепления исполнительного устройства сцепления | - | ||
Болты крепления кронштейна исполнительного устройства переключения передач | - | ||
Болты крепления исполнительного устройства переключения передач | - | ||
Болт крепления исполнительного устройства переключения передач | - |
• | ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ:Автоматизированную коробку передач iB5 нельзя заменять стандартной коробкой передач iB5, так как автоматизированная коробка передач iB5, в особенности калибровка модуля управления коробкой передач, точно согласована с интервалами передаточных чисел. |
Коробка передач iB5 используется с измененными интервалами передаточных чисел.
Особенно вилки переключения передач коробки передач должны удовлетворять более строгим требованиям по допускам, что позволяет коробке передач отвечать требованиям механизма автоматического переключения передач.
Картер коробки передач имеет три дополнительных резьбовых отверстия, которые используются для установки исполнительного устройства переключения передач.
Эти отверстия имеются также и на обычных коробках передач iB5, но тут они не используются.
Саморегулирующееся сцепление
Одним из условий для автоматизированной механической коробки передач является применение саморегулирующегося сцепления, так как усилие необходимое для выключения такого сцепления относительно невелико и на протяжении всего срока службы сцепления оно остается практически неизменным.
Рабочий цилиндр сцепления
• | ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ:Рабочие цилиндры сцепления автомобилей с обычной и автоматизированной коробкой передач iB5 не взаимозаменяемы. |
Автомобили с обычной коробкой передач iB5 имеют дроссельное устройство в рабочем цилиндре сцепления, что способствует повышению комфорта движения при включении сцепления.
На автомобилях с автоматизированной коробкой передач iB5 включение сцепления управляется электронно, так что отпадает необходимость в дроссельном устройстве для рабочего цилиндра сцепления.
Рабочий цилиндр сцепления соединяется с исполнительным устройством сцепления посредством гидравлической напорной магистрали.
Если в исполнительном устройстве сцепления создается давление, движущаяся гидравлическая жидкость перемещает поршень в рабочем цилиндре и таким образом перемещает подшипник выключения сцепления в осевом направлении.
Подшипник выключения сцепления своим внутренним кольцом давит на выступы главной диафрагменной пружины и, таким образом, он в состоянии разомкнуть кинематическую связь (сцепление) между маховиком и диском сцепления.
Если исполнительное устройство сцепления уменьшает давление, главная диафрагменная пружина перемещает поршень рабочего цилиндра сцепления в исходное положение. Кинематическая связь между ведомым диском сцепления и маховиком двигателя восстанавливается
Подшипник выключения сцепления соединен с рабочим цилиндром сцепления путем зажима и не может быть заменен отдельно.
Наши рекомендации