Определение коэффициента торможения потока около первой и второй несущей поверхностей.
Коэффициент торможения в области первой несущей поверхности определяется по графикам. Торможение в этой области вызвано наличием носовой части фюзеляжа. При дозвуковых числах Маха торможение определяется трением, при сверхзвуковых числах Маха определяющим является торможение потока за скачком уплотнения.
Коэффициенты торможения потока в области второй несущей поверхности , где
определяется по графикам.
, где – при сверхзвуковых скоростях часть площади НПII, на которую оказывает влияние впереди стоящая НПI. Для дозвуковых скоростей =1.
М=0,6 | 0,99 | 0,98 | ||
М=1,6 | 0,93 | 0,084 | 0,94 |
В конечном итоге, подставляя все значения в формулу (7.1), получаем значения
Фюзеляж | Крыло | ГО | Самолет | |
М=0,6 | 0,0072 | 0,0731 | 0,0128 | 0,083 |
М=1,6 | 0,0055 | 0,0254 | 0,0082 | 0,0401 |
Определение коэффициента момента тангажа и фокуса по углу атаки самолета.
Момент тангажа самолета создается крылом, горизонтальным оперением, фюзеляжем и всеми несущими надстройками и подвесками, если они имеются.
(8.1)
Здесь производные коэффициентов подъемной силы по углу атаки, соответственно, изолированного фюзеляжа , консольных частей крыла, горизонтального оперения , изолированных мотогондол и других элементов конструкции самолета, при обтекании которых может возникать подъемная сила;
–коэффициенты, учитывающие интерференцию крыла и горизонтального оперения с фюзеляжем;
– коэффициенты торможения потока у крыла, горизонтального оперения, какого–либо элемента конструкции самолета ;
– коэффициенты эффективности крыла и горизонтального оперения, соответственно.
– соответственно расстояния от фокуса консольных частей крыла, го, изолированного фюзеляжа, j–й подвески или мотогондолы до оси Z, проходящей через переднюю кромку САХ крыла с подфюзеляжной частью.
Положения фокуса консольных частей крыла и го определяются по графикам.Положение фокуса крыла сложной формы в плане определяется по соотношению:
,
где : где – производная для 1–го крыла, – производная для 2–го крыла, - площадь 1–го крыла, - площадь 2–го крыла, , .
Положение фокуса фюзеляжа определяется по соотношению:
. Фокус кормовой части можно принять на середине ее длины–0.5Lкорм .
Координата фокуса кормовой части = 12,94.
Координата фокуса носовой части определяется по формуле:
=3,7 , (3.4)
где =4,5 , =2,6– длина и объем носовой части фюзеляжа;
учитывает смещение фокуса под влиянием числа Маха и определяется по графику.
М=0,6 | 0,3 | 0,1 | 0,27 | 0,75 | 2,49 | 0,27 |
М=1,6 | - | - | - | - | 3,71 | 0,42 |
М=0,6 | 0,28 |
М=1,6 | 0,41 |
М=0,6 | -0,675 | -5,337 | 4,138 |
М=1,6 | -1,55 | -4,644 | 5,063 |
Подставляя все значения в формулу (8.1), получаем
Фюзеляж | Крыло | ГО | Самолет | |
М=0,6 | 0,012 | -0,0117 | -0,198 | -0,0371 |
М=1,6 | 0,0102 | -0,0107 | -0,0154 | -0,0202 |
М=0,6 | 0,21 |
М=1,6 | 0,56 |
Положение фокуса самолета при малых углах атаки определяется из соотношения