Формирование культуры математической речи младших школьников на уроках математики

Выпускная квалификационная работа

Психолого-педагогические основы формирования речи

Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка.[]

Развивая речь учащихся, школа ориентируется на совершенно ясные, четко определенные характеристики речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки устных и письменных ученических высказываний.

Речь - это неизменно определенный процесс применения информантом языковых знаков. Но от того что данный процесс неизменно двусторонний, предусматривающий иного компаньона коммуникации, различные роли в процессе коммуникации- пассивные либо энергичные, различные сенсорные механизмы и различное участие паралингвистических средств, тепа речи, особенностей почерка, произношения, речевые механизмы оказываются многообразными и иерархические соподчиненными. Раньше каждого следует выделить центральными руководящие отделы, сконцентрированные в левом полушарии головного мозга, которое изредка называют речевым.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств энергичной деятельности человека в современном обществе, а для школьника- средство удачного обучения школе. Речь метод знания реальности. С одной стороны, богатство речи в крупной степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и представлениями: с иной - отменное владения языком, речью содействует знанию трудных связей в природе и в жизни социума. Дети с отлично развитой речью неизменно удачнее учатся по различнымипредметам. Развивая речь учащихся, школа придерживается четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний.

Речь служит главнейшим средством постижения процесса мышления: ярус развитости речи применяется также как один из важнейших критериев мыслительного становления школьника. И об усвоении материала по разным предметам, и об всеобщем умственном становлении школьника( как, однако, и взрослого человека) судят по тому, как он сможет высказать ту либо другую тему в своей речи. Педагог должен следить за тем, дабы все речевые упражнения опирались на реальную основу, дабы речь детей была обстоятельна. Главнейшим источником детской речи является сама жизнь, личный навык детей.[]

Выводы по 1 главе

Культура математической речи – это, во-первых, совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих оптимальное использование средств математического языка в общении, которыми владеет отдельный человек или некоторая группа людей. Во-вторых, культура математической речи -это совокупность взаимосвязанных качеств математической речи, говорящих о ее совершенстве. Эти качества принято называть коммуникативными качествами речи. К ним относятся правильность, точность, логичность, ясность, доступность, выразительность и уместность. Основой всех коммуникативных качеств математической речи являются ее правильность, логичность, точность и уместность.

Методически умелое использование математического языка обеспечивает сознательность учения, ускоряет развитие мышления как совокупности логических операций, способности к дедуктивным рассуждениям, рациональному оперированию знаковыми системами, пространственным представлениям, запоминанию и воображению.

Формирование культуры математической речисводится к устранению ошибок, речевых недостатков, таких как неточность и бедность речи, употребление лишних слов, неправильный порядок слов в предложении и т.п.

Работа по формированию культуры математической речи имеет большое значение еще и потому, что речевые процессы теснейшим образом переплетены с процессами мыслительными.

Выпускная квалификационная работа

Формирование культуры математической речи младших школьников на уроках математики

Выполнена студенткой 35 группы

Татьяной Шишовой

отделения начальных классов и дошкольного образования

Основная профессиональная образовательная

программа по специальности

050146 преподавание в начальных классах

Руководитель Давыдова Э.В.

Болотное, 2015

СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………………………...2

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

1Теоретические основы Формирование культуры математической речи младших школьников на уроках математики……………………………..

1.1 Психолого-педагогические основы формирования речи………………….

1.2Сущность процесса развития математической речи учащихся в процессе обучения математике…………………………………………………………….

1.3Основные направления в работе учителя по формированию математической речи учащихся начальных классов…………………

2 Опытно – практическая работа по формирование культуры математической речи младших школьников на уроках математики………

2.1 Подготовительные мероприятия к опытно – практической работе……….

2.2 Обобщение эффективных приемов в работе учителя при формировании культуры математической речи учащихся в процессе обучения математике……………………………………………………………………….

2.3 Анализ и оценка результативности опытно – практической работы...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В Концепции модернизации российского образования отмечено, что «школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования жизненных установок личности».Гуманитарный потенциал математики связан, прежде всего, с методологией научного поиска в математике и с историей математики. Он включает в себя ведущие идеи и понятия математики, связь с другими науками и практикой (математическое моделирование), методы научного познания, специфику творческой математической деятельности, культуру мышления, математический язык.

Под математическим языком понимается совокупность всех средств, с помощью которых можно выразить математическое содержание. К таким средствам относятся математические термины, символы, схемы, графики.

При гуманитарной ориентации обучения математике язык математики выступает в качестве одной из главных целей обучения. Знакомство с ним является мощным средством развития личности. Обучение математике, наряду с обучением русскому языку, играет большую роль в формировании у младших школьников языковой культуры,в том числе культуры математической речи. []

На наш взгляд, культура математической речи – это ее признаки и свойства, система которых говорит о её коммуникативном совершенстве, совокупность навыков и знаний ребенка, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение математического языка на уроках, позволяет раскрыть содержание и смысл математических понятий (отрезок, луч, прямая, число, десяток и др.).

Работа по формированию культуры математической речи имеет большое значение еще и потому, что речевые процессы теснейшим образом переплетены с процессами мыслительными. Л.С. Рубинштейн писал: «Речь – это не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служат не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя её, мы сплошь и рядом её формируем. Речь здесь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь, не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается».[]

Методически умелое использование математического языка обеспечивает сознательность учения, ускоряет развитие мышления как совокупности логических операций, способности к дедуктивным рассуждениям, рациональному оперированию знаковыми системами, пространственным представлениям, запоминанию и воображению.

Общение на математическом языке как конечная цель обучения младших школьников предполагает формирование математической грамотности, т.е. способностей ученика распознавать проблемы, которые могут быть решены средствами этой науки; формулировать их на языке математики; решать проблемы, используя математические методы; анализировать методы решения; интерпретировать, формулировать и записывать результаты решения.[]

Развитию речи учащихся постоянно уделялось внимание в методических исследованиях по различным школьным дисциплинам. На важность и специфику развития мышления и речи при обучении математике неоднократно указывали А.Я.Хинчин, Б.В.Гнеденко, И.А.Гибш, М.В.Потоцкий, А.М.Пышкало, А.Д.Семушин, А.А.Столяр, А.И. Фетисов, С.И.Шварцбурд, Дж.Икрамов.

Именно на уроках математики учащийся должен привыкать к краткой, четкой, логически обоснованной речи. Именно математика приучает к тому, что даже в обычной речи следует избегать слов и фраз, которые не несут смысловой нагрузки.[]

Для овладения математическими знаниями существенно важно не только хорошее владение обычной речью, но и математической терминологией, символикой. Понимание математического материала находит внешнее выражение в правильной, хорошо развитой (устной и письменной) математической речи. Вообще, понимание, являясь мыслительным процессом, видом, стороной мышления, теснейшим образом связано с речью. Развитие речи учащихся (устной и письменной) осуществляется в процессе понимания ими соответствующего материала и на основе этого понимания. В то же время понимание становится возможным лишь на определенной речевой основе.[]

Проблема исследования: низкий уровень сформированности культуры математической речи младших школьников на уроке математики, проявляющийся в неумении адекватно понять или выразить содержащуюся в том или ином предложении информацию.

Объект исследования: процесс обучения математике в начальных классах.

Предметисследования:формирование культуры математической речи младших школьников при обучении математике.

Цель исследования:выявить особенности методики формирования культуры математической речи учащихся в процессе обучения математики.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования культуры математической речи учащихся в процессе обучения математике.

2. Определить основные направления в работе учителя по формированию культуры математической речи учащихся.

3. Разработать комплекс заданий, направленный на формирование культуры математической речи учащихся в процессе обучения математике.

Гипотеза исследования:уровень сформированности культуры математической речи учащихся повысится, если:

- в процессе обучения математике использовать комплекс математических заданий, направленный на формирование базовых коммуникативных качеств математической речи учащихся;

-систематически включать в структуру урока диалоговые формы взаимодействия между учителем и учащимися;

-систематически использовать монологическую речь (объяснения) учителя в качестве образца для устной и письменной математической речи учащихся;

-систематически организовывать самостоятельную работу учащихся с письменными обучающими математическими текстами.

Методы исследования:изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования,наблюдение, беседа,изучение и анализ письменных работ учащихся.

Наши рекомендации