Ханты-мансийского автономного округа - югры

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

Бюджетное учреждение высшего образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Сургутский государственный педагогический университет»

Факультет управления

Кафедравысшей математики и информатики

На правах рукописи

Тема

Нестандартные задачи как средство формирования исследовательских умений обучающихся в курсе алгебры 8 класса

Направление подготовки 050100 Педагогическое образование

профиль Математическое образование

Квалификация

Бакалавр

Исполнитель:Гончаров Герман Александрович, группа Б3051

________________________________________

(подпись)

Научный руководитель:Суханова, Н.В, к.п.н, доцент ____________________________

(подпись)

Заведующий кафедрой:Суханова, Н.В, к.п.н, доцент _________________________________

(подпись)

Дата допуска к защите «____» ________20___г.

Оценка _________________________________

Протокол № ___ от «____» _________ 20___г.

Председатель ГЭК ________/_______ _______

(подпись)(расшифровка подписи)

Сургут 2017

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты по заданной теме. 6

1.1. Особенности обучения алгебре в 8 классе, направленные на формирования исследовательских умений. 6

1.2. Различные подходы к определению нестандартной задачи и её дидактических функций в методике обучения и воспитания математике. 26

Выводы по первой главе. 47

Глава 2. Разработка комплекса нестандартных задач по некоторым темам курса алгебры 8 класса и его апробация. 49

2.1. Разработка системынестандартных задач по некоторым темам курса алгебры 8 класса. 49

2.2. Экспериментальная проверка эффективности системы нестандартных задач в курсе алгебры 8 класса, способствующей формированию исследовательских способностей обучающихся. 51

Выводы по второй главе. 52

Заключение. 53

Список используемой литературы.. 54

Введение

Система образования, являясь одним из главных социальных институтов любого государства, определяет, как нынешнее состояние, так и будущий прогресс общества и страны в целом. В государственной программе РФ «Развитие образования на 2013-2020 гг.» одной из задач значится «модернизация образовательных программ, внедрениесовременных стандартов общего образования, обновление содержания». В этом направлении многое уже сделано, и принятые федеральные государственные стандарты общего среднего и полного образования активно осваиваются педагогами и учащимися.

Целью современного образования является, в первую очередь, развитие свойств личности, необходимых человеку для осуществления социально-значимой деятельности. Так, ожидаемыми результатами образования согласно принятым федеральным государственным стандартам старшей школы является выпускник, обладающий наряду с другими следующими личностными характеристиками («портрет выпускника школы»):

· креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно

познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и

творчества для человека и общества;

· владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

· мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

· готовый к сотрудничеству;

· способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность.

Как показывает практика, успешность человека в обществе определяется способностью грамотно планировать, предсказывать результаты и находить эффективные средства проверки правильности и значимости своей деятельности и, безусловно, способностью качественно осуществлять, внедрять результаты и анализировать последствия своей деятельности на благо общественного прогресса. Все вышеперечисленные действия в точности соответствуют логике проведения любого научного исследования, а обычно человек сталкивается с такого рода деятельностью ещё на школьной скамье. Таким образом, необходимость формирования и развития исследовательских умений учащихся является одной из первостепенных задач современного образования.

Вопросу развития исследовательских умений личности посвящен ряд работ психологической направленности, среди которых исследования Е.В. Амахиной, Т.А. Егоровой, А.Н. Поддъякова, Е.М. Раздульевой, А.В. Савенкова, Н. Л. Стефанова, Далингер В.А и др. Существует большое количество исследований, посвященных проблеме диагностики и развития исследовательских умений, однако, она остается не до конца решенной. Среди ученых нет единого мнения относительно структуры, критериев оценки и уровней развития исследовательских умений.

Все вышеуказанное доказывает актуальность выбранной темы исследования.

Поставленная цель данной выпускной квалификационной работы –обосновать возможности комплекса нестандартных задач по алгебре, для формирования исследовательских умений обучающихся 8 класса.

Объект исследования: средства формирования исследовательских умений школьников 8 класса при обучении алгебре.

Предмет исследования - нестандартные задачи по алгебре, направленные на формирование исследовательских умений обучающихся 8 класса.

Для раскрытия темы была сформулирована проблема: каким должен быть комплекс нестандартных задач, способствующий формированию исследовательских умений обучающихся 8 класса при обучении алгебре?

Гипотеза исследования: формирование исследовательских умений школьников будет успешным, если при обучении алгебре в 8 классе использовать разработанный комплекс нестандартных задач.

В соответствии с поставленной целью и для проверки сформулированной гипотезы определили следующие частные задачи:

· выделить особенности обучения алгебре в 8 классе, направленные на формирования исследовательских умений обучающихся;

· выявить различные подходы к определению нестандартной задачи и её дидактических функций в методике обучения и воспитания математике;

· разработать комплекс нестандартных задач по некоторым темам курса алгебры 8 класса;

· провести апробацию разработанного комплекса нестандартных задач в курсе алгебры 8 класса, способствующего формированию исследовательских умений обучающихся.

Методы исследования:анализ, синтез, обобщение, эксперимент.

Результаты проведенного исследования докладывались на студенческой научной конференции (Сургут, 25 апреля 2017 г.).

Выводы по первой главе

В данной главе, исходя из анализа различных подходов к пониманию структуры исследовательской деятельности, формулируется определение ис­следовательских умений, рассматриваемых затем по отношению к общеобра­зовательной школе. Производится классификация исследовательских уме­ний, согласующаяся со свойствами математики как науки. Описываются ме­ханизмы педагогических воздействий, направленных на формирование ис­следовательских умений учащихся, обосновывается их адекватность и согласованность с актуальными дидак­тическими концепциями и подходами.

В этой главе рассмотрено определение нестандартной задачи, цель их использования, функции. Какие задачи относят к нестандартным. Рассмотрены требования, предъявленные к нестандартным задачам. Сформулированы методические условия применения нестандартных задач в курсе математики.

Нестандартные задачи по своему содержанию должныудерживать учащегося на определенном уровне когнитивной и творческойактивности. Этот результат достигается лишь в том случае, если они будутэту активность стимулировать и управлять ею, а тем самым формировать.

Учащийся может сознательно участвовать в учебном процессе, если онспособен самостоятельно находить способы решения нестандартных задач.

Для этого начинать обучение по каждой из тем следует с овладения общим принципом решения нестандартных задач.

Выводы по второй главе

Заключение

Список используемой литературы

1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Фоменко В.Т. Новодидактика. Книга1.Методология и технологииразвивающегообучения: в поискахразвивающегоресурса [Текст] / И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков, В.Т. Фоменко. М.: Изд-во«КРЕДО», 2013. - 162 с.

2. Алферьева М.К. Практико-ориентированныйподход в обученииинформа-тике. – Саратов, 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://saratov.ito.edu.ru/ 2013/section/206/92368/

3. Амахина Е.В. Структурно-динамическая модель исследовательскихспособностей и умений [Текст] / Е. В. Амахина // ИзвестияРоссийскогогосударственногопедагогическогоуниверситетаимени А.И.Герцена. Аспирантскиететради [Текст]. - СПб., 2007. - N 13(36). - С.161-168.

4. Андреева М.П. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. - 88 с.

5. Биянова Е. Б. Педагогическиеусловияорганизацииисследовательскойдеятельностиучащихсяосновнойшколы: автореф. Дис. Канд. Пед. Наук –Ижевск, 2011. - 21 с.

6. Гаврилина О. В. Основныекомпонентыструктурыисследовательскихматематическихуменийстаршеклассников [Текст] / О. В. Гаврилина // Молодойученый. —2012. —№12. —С. 34-39.

7. Гордиенко О.В., КулаеваГ.М.Компетентностно-ориентированныезаданиякаксредстводиагностикисформированностипрофессиональныхкомпетенцийстудентов // Педагогическоеобразование в России. – 2015. – № 5. – С. 93-98.

8. Гусев В. А. Система исследовательскихуменийучащихся при реше-ниишкольныхгеометрических задач как основа функционирования ЕГЭ // Функциональныепространства. Дифференциальныеоператоры. Общаятопо-логия. Проблемыматематическогообразования: Тез. докл. IV Междунар. конф., посв. 90-летию со дня рождениячлена-корр. РАН, академикаЕвро-пейскойакадемии наук Л. Д. Кудрявцева. – М.: РУДН, 2013. – С. 518–522.

9. Егупова М.В.Практико-ориентированноеобучениематематике в школекак предмет методическойподготовки учителя. Монография. – М.: МПГУ, 2014.– 284 с.

10. Использованиепрактико-ориентированных заданий при обученииматематике с цельюразвитияматематическойграмотностишкольников[Электронный ресурс]. URL: http://collegy.ucoz.ru/publ/39-1-0-16692

11. Карпов А. О. Исследовательскоеобразование: ключевыеконцепты // Педагогика. – 2011. – №3. – С. 20–30.

12. Клековкин Г.А., Максютин А.А. Задачныйподход в обучениима-тематике. – М. –Самара: СФ ГОУ ВПО МГПУ, 2009. –184 с.

13. Менькова С. В. Исследовательскиеработышкольников в области математики // Педагогическиетехнологииматематическоготворчества:сборник статей участниковмеждународнойнаучно-практическойконферен-ции. – Арзамас: АГПИ, 2011. – С. 146–150.

14. Медведева, О.С. Психолого-педагогические основы обучения математике. Теория, методика, практика / О.С. Медведева. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 204 с.

15. Миронов, А.Н. Как построить урок в соответствии с ФГОС: пособие для учителя / А.Н Миронов. - Волгоград: Учитель, 2015 - 147 с.

16. Панкратова Л. В. О формированииисследовательскойкомпетент-ностишкольников в условияхсовременногоматематическогообразования // ВестникВятГГУ. Педагогика и психология. – 2011. – № 4 (3). – С. 84–90.

17. Куимова Е. И., Куимова К. А., Титова Е. И. Функции задач в обученииматематике // Молодойученый. — 2014. — №12. — С. 280-281.

18. Острикова Е. А. Психолого-педагогическиеосновыформированияисследовательскихумений и навыковшкольников [Текст] / Е. А. Острикова // Молодойученый. —2012. —№10. —С. 358-361.

19. Сабирова Ф.М. О механизме реализации практико-ориентированного подхода в преподавании дисциплин математического и естественно-научного цикла в педагогических вузах России. Инновации в современном мире Сборник статей Международной научно-практической конференции. Изд-во: Европейский Фонд Инновационного Развития. М. -2015. -С. 74-77.

20. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учеб. 5-е изд. , перераб. и доп. [Текст] / И.Ф. Харламов .- Мн. , 2011.- 344с.

21. Царева, С.Е. Методика преподавания математики / С.Е. Царева // Методическое пособие для учителей начальных классов. - М.: Академия, 2014. - 496 с.

22. Чекин, А. Л. Математика: учебное пособие / А.Л Чекин - Самара: ИД Федоров, 2012 - 256 с.

23. Дроздина, В. В. Механизм творчества решения нестандартных задач: учебное пособие / В. В. Дроздина, В. Л. Дильман. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 - 255 с.

24. Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике. Ч. I / под ред. Ю. М. Колягина. — М.: Просвещение, 1977.

Приложения

Приложение 1

Содержание

1. «Неполные квадратные уравнения».

2. «Формула корней квадратного уравнения».

3. «Решение задач с помощью квадратных уравнений».

4. «Теорема Виета».

5. «Решение дробных рациональных уравнений».

6. «Решение задач с помощью рациональных уравнений».

7. «Уравнения с параметром».

8. «Числовые неравенства».

9. «Свойства числовых неравенств».

10. «Сложение и умножение числовых неравенств».

11. «Погрешность и точность приближения».

12. «Пересечение и объединение множеств».

13. «Числовые промежутки».

14. «Решение неравенств с одной переменной».

15. «Решение систем неравенств с одной переменной».

16. «Доказательство неравенств».

Тема: «Теорема Виета»

Тема: «Числовые промежутки»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

Бюджетное учреждение высшего образования

Наши рекомендации