Электромагнитные (индукуционные) лаги. Принцип действия индукционного преобразователя. Источники погрешностей. Способы снижения.

Индукционные лаги. Их действие основано на свойстве электромагнитной индукции.

Согласно этому свойству при перемещении проводника в магнитном поле в проводнике индуктируется э.д.с., равная скорости его перемещения.

С помощью специального магнита под днищем судна создаётся магнитное поле. Объём воды под днищем, на который воздействует магнитное поле лага, можно рассматривать как множество элементарных проводников электрического тока, в которых индуктируется э.д.с.: значение такой э.д.с. позволяет судить о скорости перемещения судна.

Индукционный преобразователь-это датчик, который вырабатывает сигнал, равный скорости судна относительной воды.

Важно помнить- эти лаги измеряют не скорость судна относительно окружающего его водного пространства, а скорость потока воды, омывающего индукционный преобразователь. Поэтому показания лага могут отличаться от относительной скорости судна из-за целого ряда причин, связанных с характеромобтекания его корпуса.Характер обтекания корпуса судна зависит от множества факторов, основными из которых являются геометрия его днища, степень обрастания корпуса, наличие углов крена и дифферента, маневрирование судна, плавание на мелководье.

С целью повышения точностиизмерений производится осреднение полученных результатов на определенном интервале времени.ПоэтомуВ схемы лагов включён фильтр, усредняющий их показания.при измерении судном скоростилаг фиксирует это изменение с некоторым запаздыванием.

Обрастание корпусаи ИП может привести к изменению поправки лага на 2,5% в год

Точность работы лага существенно зависит от качества его регулировки.

Все ошибки устраняются 1. путем калибровки лага и установки рабочего нуля. 2.путем его масштабирования

Методику регулировки конкретного типа лага можно найти в его документации.

35. Влияние движения судна на гирокомпас. Поле угловых скоростей. Анализ формулы. Способы учета скоростной девиации. Понятие о критической широте гирокомпаса, примеры.

Судно во время плавания может изменять параметры своего движения (курс и скорость), что приводит к появлению ускорений и обусловленных ими сил инерции. В результате чувствительный элемент гирокомпаса подвергается воздействию моментов сил инерции, которые выводят его из положения равновесия. Погрешности, появляющиеся при маневрировании судна вследствие указанных выше причин, называются инерционными.

Инерционная девиация первого рода – это угол, на который отклонится главная ось гиросферы в результате действия сил инерции, вызванных маневрированием, на устройство.

Инерционная девиация второго рода – это угол, на который отклоняется главная ось гиросферы при маневрировании судна в результате действия сил инерции на устройство, обеспечивающее демпфирование незатухающих колебаний гиросферы.

Поскольку движение судна происходит по земной сфере у нас появятся некоторые угловые скорости. Поле угловых скоростей- совокупнсоть всех угловых скоростей, которую воспринимает компас на судне.

Основные закономерности скоростной девиации:

-Возникновение скоростной девиации обуславливается наличием у судна северной составляющей скорости движения.

-Девиация зависит от скорости судна.

-Зависимость девиации от широты, поэтому особенно резкое увеличение ее зна­чения происходит в широтах выше 60°.

В гирокомпасах класса «Standard» опре­деление величины производится с помощью таблицы скоростной де­виации. Далее эта девиации учитывается как поправка гирокомпаса.

В гирокомпасах более сложных моделей («St-20», «St-22», «Gyrostar») вычисление производится в навигационном микропроцессоре с последующим устранением ее из показаний всех принимающих курса (репитеров) цифрового типа. На случай выхода из строя указанного микропроцессора к перечисленным типам гирокомпа­сов также прилагаются таблицы скоростной девиации.

Термин «критические широты» возник в планетарной геологии в связи с обнаруженной особенностью пространственного расположения крупных форм рельефа поверхности - протяженных горных систем и высоких горных хребтов. Оказалось, что большинство этих структур располагаются вблизи параллелей ± 35°, ± 62° и ± 90°. Первая попытка объяснения принадлежит Вероне. Он предположил, что прецессионные движения земной оси, вызываемые Луной и Солнцем, создают напряжения в теле Земли по обе стороны от параллелей ± 35°, что совместно с приливным замедлением вращения Земли и приводит к появлению «критических широт.При движении судна вдоль параллели к западу в высоких широтах гирокомпас перестанет быть курсоуказателем, так как это произойдет в так называемой критической широтеС точки зрения физики при указанных условиях наблюдается факт «ос­тановки» Земли т.е. плоскость истинного горизонта не вращается и главная ось гирокомпаса равновесного положения не имеет.



Наши рекомендации