Исследование однофазной цепи с последовательным

Лабораторная работа №1

ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОФАЗНОЙ ЦЕПИ С ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ

СОЕДИНЕНИЕМ РЕЗИСТОРА, КАТУШКИ ИНДУКТИВНОСТИ И

КОНДЕНСАТОРА

1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Исследование явления резонанса напряжений и условий его воз­никновения в неразветвленной цепи переменного тока с последова­тельным соединением Р, L,С.

При этом необходимо:

- снять показания приборов при изменении значения емкости в цепи;

- рассчитать параметры электрической цепи до резонанса и в момент резонанса;

- построить кривые I,ν0, νL, cosφ=f(C)

- составить отчет.

2. КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Известно, что при подключении к зажимам цепи с последовательным соединением элементов R,L,С (рис. 1.1) синусоидального напряжения в ней потечет синусоидальный ток, мгновенное значение которого равно i =Im∙ sinω∙t. Для простоты начальная фаза тока Ψi=0$

ω=2π∙f,

где f- частота источника питания промышленной частоты. f=50 Гц.

Реактивные сопротивления цепи определятся как

ΧL= ω∙L=2π∙f;Χc= исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru ; Χ= ΧL- ΧC.

Если ХL > ХС, то в цепи преобладает индуктивная нагруз­ка, а угол сдвига фаз между током в цепи и напряжением

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru

будет положительным, т.е. напряжение, подведенное к цепи, будет опережать ток в цепи.

Если ХС> ХL , то в цепи преобладает емкостная нагрузка и угол сдвига фаз между током в цепи и приложенным напряжением будет отрицательным, т.е. приложенное напряжение будет отставать по фа­зе от тока в цепи.

В частности, когда ХL= ХСсдвига фаз между током и напряжением цепи будет равен нулю,т.е. ток в цепи и приложенное напряжение совпадает по фазе.

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru

Равенство этих сопротивлений может быть достигнуто изменением емкости или индуктивности. В данной работе явление резонанса достигается изменением емкости конденса­тора до резонансного значения Срез. Резонанс в цепи с последова­тельным соединением элементов R,L,C называют резонансом напряже­ния.

Действующее значение тока в цепи определяется законом Ома:

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru ;где исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru

Ζ -полное сопротивление цепи; U - действующее значение напряжения, прикладываемое к цепи.

Напряжения на элементах цепи:

UR=I∙R; UL=I∙ω∙L=I∙XL ; UС=I исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru =I∙XС

Когда реактивные сопротивления становятся равными друг другу
ХL = ХCили 2π∙f∙L = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru наступает взаимная компенсация ХL и ХC(по фазе они противоположны) и возникает явление резонанса напряжений. В этом случае ток в цепи достигает своего максимального значения, определяемого Imax= исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru , где R-активное сопротивление цепи.

Из условия резонанса можно определить резонансную частоту ωp:

ωp∙L=1/ωp∙С

Делаем преобразование исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru LC=1; отсюда получаем ωp= исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru , или fp= исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru

Напряжения на реактивных элементах UL и UС могут оказаться больше напряжения U, приложенного к цепи. Это будет тогда, когда реактивные сопротивления ХL= ХCпревышают активное R, то есть

R<XLpp∙L=L исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru =ρ.

Величина ρ= исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru называется волновым характеристическим сопротивлением цепи.

Отношение напряжения на реактивных элементах цепи к напряже­нию на входе называется добротностью контура (цепи):

Qk= исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru

Явление резонанса напряжений достаточно опасно для электри­ческой цепи. Если заранее не учитывать явление резонанса напря­жений, то это мелет привести к авариям или повреждениям приборов и элементов цепи из-за резких "бросков" тока.

При анализе электрических цепей принято строить векторные диаграммы токов и напряжений ( рис.1.2;1.3,а,б,в ).

Если по горизонтали направить вектор общего для всех элемен­тов цепи тока I, то напряжение на активном сопротивлении R бу­дет совпадать по фазе с током, и его мгновенное значение будет определяться соотношением

UR=i·R

Если ток изменяется по синусоидальному закону I=Im·sinω·t ,то UR=R·Im·sinω·tили для действующего значения в комплексной форме:

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru К=R∙ исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru

Напряжение на катушке индуктивности

UL=L исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru =ω·L·Im·sin(ωt+ исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru или исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru L=jωLI,

а напряжение на конденсаторе

UC= исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru Im·sin(ω·t- исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru или исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru L=-j исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru I.

Для комплексных значений токов и напряжений векторная диаграмма на комплексной плоскости будет иметь вид, показанный на рис.1.2. А для действующих значений напряжений при различ­ных соотношениях реактивных элементов L и С векторные диаграм­мы представлены на рис 1.3,а,б,в.

3. ПРОГРАММА РАБОТЫ

1. Произвести измерение тока в цепи и напряжений на элементах R,L,C при изменении емкости конденсатора.

2. Отметить значения электрических величин при достиже­нии в цепи явления резонанса, когда ток достигает максимальной величины.

3. Построить векторные диаграммы тока и напряжений до ре­зонанса, когда преобладает индуктивная нагрузка, при наступле­нии резонанса и после резонанса, когда преобладает емкостная нагрузка.

4. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Электрическая схема лабораторной установки приведена на рис.1.4

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru

1. Установить движок ЛАТРа в крайнее левое положение.

2. Подать питание на лабораторный стенд, установив переклю­чатель В1 в положение "Вкл."'. Движком ЛАТРа установить входное напряжение на схему U=80 В.

3. Последовательно, набирая тумблерами на магазине емкостей значение C=0,2,4... Мкф, снять показания приборов и занести их в табл.1.1.

4. Настроить электрическую цепь в резонанс путем изменения емкости цепи. Определить значение резонансной емкости Срез. Измеренные величины при резонансе занести в табл.1.1. Момент резонанса, определить по достижению значения Imax - максимально­го тока в цепи.

5. Установку привести в исходное положение.

6. Рассчитать величины, указанные в табл. 1.1.
Расчеты производить по формулам;

а) емкостное сопротивление конденсатора

XC= исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru ,где f=50Гц; Xcp= исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru ;

б) сопротивление R1= исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru ;

в) индуктивное сопротивление цепи находится из условия резонанса

XL= Xcp= исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru ;

г) полное сопротивление катушки индуктивности

Ζk= исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru ;

д) активное сопротивление катушки индуктивности

Rk= исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru ;

е) активное сопротивление цепи

R=R1+Rk ;

ж) индуктивность цепи

L= исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru ;

з) угол сдвига фаз между током и напряжением в цепи

φ=arc tg исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru ;

и) напряжение на индуктивности

UL=I∙XL ;

7. Построить векторные диаграммы для случаев:

1. ХL > ХC

2. ХL = ХC

3. ХL < ХC

8. Построить графики зависимостей:

I,UL,UC, φ=f(c)

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru

5. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

1. Цель работы

2. Электрическая схема лабораторной установки

3. Таблица с результатами измерений и вычислений

4. Расчетные формулы вычислений

5. Векторные диаграммы для трех режимов работы цепи

6. Графики зависимости I,UL,UC,φ=f(C)

7. Краткие выводы

6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Сформулировать закон Ома для цепи с последовательным со­единением R,L,C,

2. По каким формулам определяются величины цепи?

3. Назовите условие резонанса напряжений в цепи.

4. Как определить резонансную частоту?

5. Почему при резонансе напряжений ток в цепи достигает мак­симального значения?

6. Чему равны угол сдвига фаз между напряжением и током и ко­эффициент мощности цепи при резонансе?

Лабораторная работа №2

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЗВЕЗДОЙ

1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Исследование трехфазной цепи при соединении потребителей звездой в различных режимах ее работы.

При этом необходимо:

- произвести измерения токов и напряжений в цепи при подклю­чении симметричной и несимметричной активной нагрузки;

- проверить соответствие между фазными и линейными величинами при подключении симметричной активной нагрузки;

- построить по опытным данным векторные диаграммы токов и напряжений при симметричной и несимметричной нагрузке фаз;

- установить влияние обрыва нулевого и линейного провода на работу трехфазной цепи.

2. КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

При соединении трехфазных приемников звездой концы фаз соеди­нены в один узел и образуют нулевую или нейтральную точку О' (рис.2.1). Если источник (генератор) трехфазной ЭДС тоже соеди­нен звездой, то у него концы фаз также соединены в один узел и образуют нейтральную или нулевую точку 0 генератора.

Обычно нулевые точки генератора и приемника соединяются "ну­левым" (его еще называют "нейтральным") проводом, в общем слу­чае обладающим сопротивлением исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru .

Начала фаз генератора соединяются с началами фаз приемника линейными проводами. При таком соединении фазные токи равны со­ответственно линейным токам, а ток в нулевом проводе

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru + исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru

Фазные напряжения генератора сдвинуты по фазе относительно друг друга на угол исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru или на 1/3 периода.

Комплексы линейных напряжений выражаются через комплексы фаз­ных напряжений:

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru ; исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru - исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru ; исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru - исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru (2.1)

Линейные напряжения (2.1) всегда сохраняют симметричный характер и практически всегда остаются постоянными, т.к. мощность генератора практически всегда больше мощности, потребляемой при­емником электрической анергии.

В такой трехфазной системе нагрузка может быть симметричной, когда исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru

и несимметричной, когда исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ruисследование однофазной цепи с последовательным - student2.ruисследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru

При таком соединении фаз интересно рассмотреть следующие слу­чаи.

Лабораторная работа №3

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТРЕУГОЛЬНИКОМ

1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Исследование трехфазной цепи типа треугольник в различных ре­жимах ее работы. При этом необходимо:

- провести измерения токов и напряжений в трехфазной цепи при соединении потребителей электроэнергии треугольником;

- проверить соответствие между линейными и фазными токами при подключении симметричной активной нагрузки;

- по опытным данным построить векторные диаграммы напряжений и токов при симметричной и несимметричной нагрузке фаз;

- установить влияние обрыва линейного провода на работу пот­ребителей.

2. КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

При соединении потребителей треугольником конец одной фазы соединяют с началом другой так, что все три фазы образуют замкну­тый треугольник (рис. 3.1).

При включении потребителей электроэнергии треугольником в трехфазную сеть обеспечивается полная независимость работы отдельных фаз друг от друга, так как к фазам подводятся напряжения, равные линейным. Эти напряжения можно считать равными и симметричными при разных токах в фазах потребителя исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ruисследование однофазной цепи с последовательным - student2.ruисследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru в пределах нормальной нагрузки (нормальная нагрузка устанавливается в определенных пределах относительно номинальной). Поэтому даже значительные изменения тока в одной из фаз практически не отражаются на напряжениях и токах в других фазах, В случае, если нагрузка всех фаз одинакова исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru (при исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru ), исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru то система фазных токов являемся симметричной.

Втрехфазной сети типа треугольник линейные (фазные) напряже­ния приемника также образуют симметричную систему. Поэтому они могут быть представлены на векторной диаграмме равносторонним треугольником (рис.3.2).

Токи в фазах нагрузки могут быть определены:

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru ; исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru ; исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru (3.1)

Линейные токи определяются по первому закону Кирхгофа для уз­лов А, В, С:

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru - исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru ; исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru - исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru ; исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru - исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru ; (3.2)

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru

При симметричной нагрузке фаз фазные сопротивления приемника равны:

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru ,

следовательно, по (3.1) и фазные токи одинаковы по величи­не (см.рис.3.2, а) :

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru

Видно, что векторы линейных токов образуют симметричную систему, и токи в линии равны друг другу

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru

Численное значение линейного и фазного токов связано между собой как

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru

При несимметричной нагрузке фаз приемника фазные сопротивле­ния не равны друг другу

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ruисследование однофазной цепи с последовательным - student2.ruисследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru

В связи с этим фазные токи (3.1) не будут образовывать сим­метричную систему. У них разные модули исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ruисследование однофазной цепи с последовательным - student2.ruисследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru и разные углы сдвига фаз между током и напряжением

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ruисследование однофазной цепи с последовательным - student2.ruисследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru

Значения линейных токов (3.2) тоже будут различны (см.рис.3.2,б):

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ruисследование однофазной цепи с последовательным - student2.ruисследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru

В практике эксплуатации трехфазных цепей бывают случаи обрыва одного из линейных проводов. При таком обрыве две фазы нагрузки, к которым подходил этот линейный провод, окажутся соединенными последовательно и под действием линейного напряжения. То есть при условии симметричной нагрузки фаз

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru = исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru

каждая из них окажется под напряжением, равным половине линейно­го. Режим же работы третьей фазы останется без изменений. Таким образом, соединение в треугольник исключает опасность появления повышенных напряжений на фазах потребителя при обрыве одного из линейных проводов.

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru

3. ПРОГРАММА РАБОТЫ

1. Провести опыт при одинаковой активной нагрузке в фазах приемника (определить токи и напряжения при симметричной нагрузке).

2. Провести опыт при неодинаковой нагрузке фаз приемника (определить токи и напряжения при несимметричной нагрузке).

3. Определить соотношения между линейными и фазными парамет­рами цепи (для токов и напряжений).

4. Провести опыт при отключении (обрыве) одного из линейных проводов (исследовать влияние обрыва линейного провода на режим работы трехфазной цепи).

4. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Схема лабораторной установки представлена на рис.3.3.

1. Пакетный выключатель В1 поставить в положение “Вкл.”. На все три фазы приемника будет подано напряжение.

2. Выключателями ламп (активная нагрузка) Kl...К5 установить одинаковые показания амперметров АAB, ABC, АCA, т.е. сделать наг­рузку фаз приемника симметричной (одинаковой).

3. Переносным вольтметром V контролировать (при равенстве токов фаз) фазные (линейные) напряжения.

4. Замеренные данные занести в табл.3.1 в графу "Активная сим­метричная нагрузка".

5. Выключателями ламп нагрузки установить в фазах приемника разные нагрузки, включив произвольное количество ламп, т.е. сде­лать разные показания амперметров в фазах. Переносным вольтметром замерить фазные (линейные) напряжения. Показания приборов запи­сать в графу 3 табл.3.1.

6. Выключателями ламп К1...К5 установить одинаковые токи в фа­зах нагрузки (активная, симметричная нагрузка). Размыканием ключа К отключить линейный провод от нагрузки. Переносным вольтметром контролировать фазные и линейные напряжения нагрузки. Показания приборов записать в табл.3.1 в графу "Активная нагрузка с обрывом линейного провода".

7. Привести лабораторную установку в исходное положение.

8. По полученным данным проверить соотношение между линейными и фазными величинами.

9. В выбранном масштабе построить векторные диаграммы токов и напряжений.

10. Составить отчет о проделанной работе.

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru

5. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

1. Цель работы.

2. Электрическая схема лабораторной установки.

3. Таблица наблюдаемых величин.

4. Векторные диаграммы для исследованных режимов работы схемы.

5. Краткие выводы.

6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие соотношения существуют между линейными токами и нап­ряжениями при соединении фаз приемника треугольником в случае симметричной нагрузки?

2. Как изменяются значения линейных и фазных токов при обрыве одного из линейных проводов при равномерной нагрузке?

3. Как измерить активную мощность приемника, фазы которого соединены треугольником при симметричной и несимметричной нагруз­ках?

Лабораторная работа №4

Лабораторная работа №5

С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ

1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Исследование способов регулирования скорости двигателя постоянного тока параллельного возбуждения; снятие рабочих ха­рактеристик двигателя.

При этой необходимо:

- снять механическую характеристику двигателя;

- экспериментально подтвердить возможность регулирования скорос­ти вращения двигателя путем изменения тока возбуждения и измене­ния подводимого напряжения питания.

2. КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Цепи якоря и обмотка возбуждения у двигателя с параллельным возбуждением соединены между собой параллельно (рис.5.1). Обмот­ка возбуждения ОВ двигателя с параллельным возбуждением имеет большое число витков из тонкого провода и, благодаря этому, обла­дает значительным сопротивлением.

В этом случае ток возбуждения IB во много раз меньше тока якоря IЯ (IВ = (0,05-0,01) IЯ), а подводимое напряжение питания U одно и то же.

Следовательно, ток возбуждения IВ такого двигателя не зависит от тока якоря IЯи от нагрузки двигателя (механического момента на валу двигателя).

Двигатели постоянного тока с параллельным возбуждением обла­дает весьма ценными качествами, основными из которых является следующие:

- значительный пусковой момент, позволяющий осуществлять ток двигателя при полной нагрузке;

- жесткая скоростная характеристика, то есть практически постоянная скорость при изменении нагрузки в широких пределах;

- возможность широкого и плавного регулирования скорости.

В тех случаях, когда авиационный электрический привод, где электродвигатель является исполнительным элементом, должен обла­дать указанными качествами, применение двигателей постоянного то­ка с параллельным возбуждением становится весьма желательным (например, в электролебедке вертолета, работающего с внешней подвеской, при выпуске (уборке) шасси, закрылков, интерцепторов, тормозных щитков и т.д.).

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru

Важной характеристикой, позволяющей оценить технические воз­можности электродвигателя, является его механическая характе­ристика, представляющая собой зависимость скорости вращения якоря двигателя n от вращающего момента Мн при постоянном питающем нап­ряжении (U = const):

n = f (МН).

Данная зависимость позволяет также определить мощность на ва­лу двигателя при изменении момента нагрузки от нуля при холостом ходе до предельно допустимой величины (рис.5.2) .

Ток якоря при работе двигателя равен IЯ= ( U – ЕЯ )/ RЯ.

Так как электродвижущая сила ЕЯЕΦN, то чистота вращения двигателя

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru

где Се - постоянный для данного электродвигателя коэффициент;

Ф - магнитный поток полюсов статора электродвигателя (созда­ется обмоткой возбуждения О.В.)

Rя- активное сопротивление якорной обмотки (на рис.5.1 обозначена " М ").

Вращающий момент на валу двигателя можно определить по формуле:

МН = СМ IЯ Ф,

где СМ – СЕ·60/2π - величина постоянная для данного электродвигателя.

Так как

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru ,

формулу скорости двигателя можно записать в следующем виде:

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru .

Если принять, что Ф=const, уравнение скорости можно представить в следующем упрощенном виде: n=А-В·МН, где А и В постоянные коэффициенты, введенные для упрощения записи уравнения для n.

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru ; исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru

Полученное упрощенное уравнение для скорости вращения двига­теля показывает, что механическая характеристика n = f (МН) в ви­де n = А - В·МН графически представляет собой прямую, несколько наклоненную к оси абсцисс МН (рис.5.2). Угол наклона механической характеристики будет тем больше, чем больше значение сопротивле­ния, включенного в цепь якоря. Такой вид механической характе­ристики свидетельствует о том, что она имеет жесткий характер, то есть скорость вращения якоря двигателя практически остается постоянной от холостого хода двигателя (без нагрузки на валу) до предельно допустимой нагрузки. Очевидно, что указанные двига­тели с параллельным возбуждением целесообразно применять в тех системах ВС и аэропорта, где по условиям работы необходимо доби­ваться постоянства скорости отработки механизма (выпуск шасси и других взлетно-посадочных средств ВС, подъемные устройства и транспортеры в аэропорту и т.п.).

Важным качеством электродвигателя является возможность регу­лирования скорости в широком диапазоне. Регулирование скорости вращения якоря двигателя осуществляется тремя способами:

- изменением тока возбуждения IВ;

- изменением подводимого напряжения U;

- изменением сопротивления в цепи якоря двигателя RЯ (измене­нием величины тока в цепи якоря IЯ).

Изменение указанных параметров меняет вид механической харак­теристики, то есть наклон характеристики по отношению к осям ко­ординат. Если, например, уменьшить ток возбуждения IВ (т.е. изме­нить магнитный поток, создаваемый ОВ в сторону уменьшения), то механическая характеристика становится менее жесткой (рис.5.3 , характеристика 2).

Если изменять напряжение, например, в сторону уменьшения, то характеристики (рис.5.4) будут идти параллельно основной 1, но пойдут, ниже ее (характеристики 2...4).

Если изменить сопротивление цепи якоря, например, в сторону увеличения (тем самым уменьшить ток в цепи якоря IЯ), характе­ристика становится менее жесткой (рис 5.6).

Исследование способов регулирования скорости вращения якоря двигателя n сводится к тому, чтобы при неизменном моменте на валу двигателя (например МН = М1) изменить один из параметров (IВ или U), который приводит к изменению скорости вращения.

Из графиков, приведенных на рисунках (5.3...5.5) видно, что изменение магнитно­го потока вызывает изменение скорости вращения якоря (то есть при уменьшении -

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru

тока возбуждения IВ = Ф, как показано на рис.5.3, за­медляются обороты двигателя). При уменьшении подводимого напряже­ния скорость вращения якоря двигателя уменьшается (рис.5.4). Уве­личение сопротивления IВ цепи якоря двигателя приводит к уменьше­нию скорости вращения n (рис.5.5).

Большую практическую ценность представляют так называемые рабочие характеристики двигателя, определяющие зависимость IЯ, МН, n от выходной мощности на РМ на валу двигателя IЯ, МН, n = f(РМ).

В зависимости от вида рабочих характеристик осуществляется выбор двигателя для авиационного привода, например, выпуска шасси, закрылков и т.п. Эти характеристики могут быть получены эмпирически (опытным путем), если известна механическая характе­ристика двигателя.

3. ПРОГРАММА И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Изучить схему для исследования двигателя постоянного тока параллельного возбуждения (рис.5.6). Ознакомиться с лабораторным стендом, для чего определить место установки на стенде измери­тельных приборов, пускорегулирующей аппаратуры электродвигателя и электромагнитного тормоза.

2. С помощью автотрансформатора (ЛАТРа) установить напряже­ние 70 В по вольтметру РU1(UДВ).

3. Путем регулировки реостатом R1 установить ток в обмотке возбуждения IВ = 0,4 А.

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru

4. Убедиться визуально на установке и по показанию цифрового указателя числа оборотов о работе двигателя.

5. Снять механическую характеристику двигателя: для его с помощью реостата R2 изменять момент нагрузки двигателя от 0 до 500 г∙см через каждые 100 г∙см.

Данные измерений записать в табл.5.1.

6. Исследовать способы регулирования скорости вращения якоря двигателя при постоянном моменте (МН = 200 г∙см):

- изменением тока возбуждения от 0,4 А до 0,2 А через 0,05 А;

- изменением подводимого напряжения от 70 В до 50 В через каждые 5 В ( ток в обмотке возбуждения при этом поддерживать постоянным IВ = const = 0,4 А с помощью реостата R1).

Данные измерений записать в табл.5.2.

7. Выключить двигатель, обесточить установку.

8. Используя данные измерений в табл.5.1 вычислить полезную (выходную) мощность на валу двигателя по расчетной формуле:

Р2 = 1,082·10-5MН∙n ,

где Р2 - выходная мощность двигателя, Вт;

1,082·10-5 - постоянный коэффициент двигателя;

МН - механический момент на валу двигателя, г∙см;

n - обороты якоря двигателя, об/мин.

Рассчитать полную потребляемую мощность двигателя из электри­ческой сети:

Р1 = U (IЯ + IВ),

где Р1 - потребляемая мощность двигателя, Вт;

U - напряжение питания двигателя, В;

IЯ - ток в обмотке якоря, А;

IВ -токвобмотке возбуждения, А;

Определить коэффициент полезного действия (КПД) двигателя:

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru ,

где η - коэффициент полезного действия;

P21 - соответственно мощность на выходе ( на валу ) и на входе двигателя , Вт.

Данные вычислений записать в табл.5.1.

9.По данным проведенных исследований построить на графиках механическую и рабочие характеристики двигателя: n = f(МН); IЯ = f(P2); МН = f(P2); η = f(P2); n = f(P2).

10.Составить отчет о проделанной работе.

4. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

1. Цель работы.

2. Электрическая схема установки.

3. Таблицы с данными измерений и вычислений.

4. Графики механической и рабочих характеристик двигателя.

5. Выводы.

6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Из каких элементов состоит электродвигатель постоянного тока.

2. Принцип работы электродвигателя постоянного тока.

3. Технические данные электродвигателя,

4. Объяснить порядок исследования двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением по принципиальной схеме лабораторной установки.

5. Почему изменяется скорость вращения двигателя при измене­нии тока якоря IЯ, питающего напряжения U и тока возбуждения IВ?

6. Почему механическую характеристику двигателя называют "жесткой"?

7. Можно ли изменить направление вращения якоря двигателя (осуществить "реверс") и каким образом?

8. Для каких целей применяются такие электродвигатели на воздушных судах?

9. Для чего необходимо знать механическую и рабочие характе­ристики электродвигателей перед их установкой на ВС?

исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru исследование однофазной цепи с последовательным - student2.ru

Лабораторная работа N6

Лабораторная работа №1

ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОФАЗНОЙ ЦЕПИ С ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ

Наши рекомендации