Полная аэродинамическая сила и ее проекции

Полная аэродинамическая сила и ее проекции

При расчете основных летно-технических характеристик самолета, а также его устойчивости и управляемости необходимо знать силы и моменты, действующие на самолет.

Аэродинамические силы, действующие на поверхность самолета (давление и трение), можно привести к главному вектору аэродинамических сил Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , приложенному в центре давления (рис. 1), и паре сил, момент которых равен главному моменту аэродинамических сил относительно центра масс летательного аппарата.

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru

Рис. 1. Полная аэродинамическая сила Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru и ее проекции в двумерном (плоском) случае

Аэродинамическую силу Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru обычно задают проекциями на оси скоростной системы координат Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru (ГОСТ 20058-80). При этом проекцию Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru на ось Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , взятую с обратным знаком, называют силой лобового сопротивления Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , проекцию Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru на ось Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru - аэродинамической подъемной силой Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , проекцию на ось Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru - аэродинамической боковой силой Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru . Эти силы могут быть выражены через безразмерные коэффициенты лобового сопротивления Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , подъемной силы Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru и боковой силы Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , соответственно:

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru ; Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru ; Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru ,

где Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru - скоростной напор, Н/м2; Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru - воздушная скорость, м/с; r - массовая плотность воздуха, кг/м3; S - площадь крыла самолета, м2. К основным аэродинамическим характеристикам относят также аэродинамическое качество

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru .

Аэродинамические характеристики крыла Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru зависят от геометри­ческих параметров профиля и крыла, ориентации крыла в потоке (угла атаки a и скольжения b), параметров подобия (чисел Рейнольдса Re и Маха Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru ),высоты полета H, а также от других параметров. Числа Маха Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru и Рейнольдса Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru являются безразмерными величинами и определяются выражениями

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , (2.12)

где a – скорость звука, n - кинематический коэффициент вязкости воздуха в м2/с, Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru – характерный размер (как правило полагают Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , где Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru – средняя аэродинамическая хорда крыла).Для определения аэродинамических характеристик самолета иногда исполь­зуются более простые, приближенные методы. Самолет рассматривается как совокупность отдельных частей: крыла, фюзеляжа, оперения, гондол двигателей и т.д. Определяются силы и моменты, действующие на каждую из отдельных частей. При этом используются известные результаты аналитических, численных и экспериментальных исследований. Силы и моменты, действующие на самолет, находятся как сумма соответствующих сил и моментов, действующих на каждую из его частей, с учетом их взаимного влияния.

Согласно предлагаемой методике, расчет аэродинамических харак­теристик крыла производится, если заданы некоторые геометрические и аэродинамические характеристики профиля крыла.

Выбор профиля крыла

Основные геометрические характеристики профиля задаются следующими параметрами. Хордой профиля называется отрезок прямой, соединенной две наиболее удаленные точки профиля. Хорда делит профиль на две части: верхнюю и нижнюю. Наибольший перпендикулярный хорде отрезок, заключенный между верхним и нижним обводами профиля, называется толщиной профиля c (рис. 2). Линия, соединяющая середины отрезков, перпендикулярных хорде и заключенных между верхним и нижним обводами профиля, называется средней линией. Наибольший перпендикулярный хорде отрезок, заключенный между хордой и средней линией профиля, называется кривизной профиля f. Если Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , то профиль называется симметричным.

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru

Рис. 2. Профиль крыла

b - хорда профиля; c - толщина профиля; f - кривизна профиля; Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru - координата максимальной толщины; Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru - координата максимальной кривизны

Толщину c и кривизну профиля f, а также координаты Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru и Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , как правило измеряют в относительных единицах Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru или в процентах Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru .

Выбор профиля крыла связан с удовлетворением различных требований, предъявляемых к самолету (обеспечение требуемой дальности полета, высокой топливной эффективности,крейсерской скорости Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , обеспечение безопасных условий взлета и посадки и др.). Так, для легких самолетов с упрощенной механизацией крыла следует обращать особое внимание на обеспечение максимального значения коэффициента подъемной силы, особенно на режиме взлета и посадки. Как правило, такие самолеты имеют крыло с большим значением относительной толщины профиля Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru % = 12 ¸ 15%.

Для дальних самолетов с высокой дозвуковой скоростью полета, у которых увеличение Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru на взлетно-посадочных режимах достигается благодаря механизации крыла, упор делается на достижение лучших характеристик на крейсерском режиме, в частности, на обеспечение режимов Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru [1,2].

Для нескоростных самолетов выбор профилей производится из серии стандартных (обычных) профилей NACA или ЦАГИ, которые при необходи­мости могут быть модифицированы на этапе эскизного проектирования самолета.

Так, профили NACA с четырехзначными обозначениями могут быть использованы на легких тренировочных самолетах, а именно для концевых сечений крыла и хвостового оперения. Например, профили NACA2412 (относительная толщина Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru % = 12%, координата максимальной толщины Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru % = 30%, относительная кривизна Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru % = 2%, координата максимальной кривизны Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru % = 40%) и NACA4412 ( Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru % = 12%, Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru % = 30%, Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru % = 4%, Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru % = 40%) имеют достаточно высокое значение Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru и плавные срывные характеристики в районе критического угла атаки Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru .

Пятизначные профили NACA (серии 230) обладают наибольшей подъемной силой из всех стандартных серий, но их срывные характеристики менее благоприятны.

Профили NACA с шестизначным обозначением ("ламинарные") имеют низкое профильное сопротивление в узком диапазоне значений коэф­фициента Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru . Эти профили очень чувствительны к шероховатости поверхности, загрязнениям, наростам [3].

Классические (обычные) профили, используемые на самолетах с малы­ми дозвуковыми скоростями, отличаются достаточно большими местными возмущениями (разряжениями) на верхней поверхности и, соответственно, небольшими значениями критического числа Маха Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru . Критическое число Маха является важным параметром, определяющим величину лобового сопротивления самолета (при Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru > Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru на поверхности летательного аппарата появляются области местных сверхзвуковых течений и дополнительное волновое сопротивление).

Активный поиск путей повышения крейсерской скорости полета (без увеличения сопротивления самолета) привел к необходимости изыскать спо­собы дальнейшего повышения Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru по сравнению с классическими скорост­ными профилями. Таким способом повышения Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru является уменьшение кривизны верхней поверхности, что приводит к снижению возмущений на значительной части верхней поверхности. При малой искривленности верхней поверхности сверхкритического профиля уменьшается доля создаваемой им подъемной силы. Для компенсации этого явления производится подрезка хвостового участка профиля путем плавного изгиба его вниз (эффект "закрылка"). В связи с этим, средняя линия суперкритических профилей имеет харак­терный S - образный вид, с отгибом вниз хвостового участка. Для суперкритических профилей, как правило, характерно наличие отрицательной кривизны в носовой части профиля. В частности, на авиасалоне МАКС 2007 в экспозиции ОАО ²Туполев² был представлен макет самолета ТУ-204-100СМ с усеченным крылом, что позволяет получить представление о геометрических характеристиках профиля в корневой части крыла. Из представленного ниже фото (рис. 3.) видно наличие у профиля ²брюшка² и достаточно плоской верхней части, характерных для суперкритических профилей. Сверх­критические профили по сравнению с обычными скоростными профилями позволяют повысить Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru примерно на Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru = 0,05 ¸ 0,12 или увеличить тол­щину на Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru % = 2,5 ¸ 5%. Применение утолщенных профилей позволяет увели­чить удлинение lкрыла на Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru = 2,5 ¸ 3 или уменьшить угол стреловид­ности c крыла примерно на Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru = 5 ¸ 10° при сохранении значения Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru .

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru

Рис. 3. Профиль крыла самолета ТУ-204-100СМ

Использование сверхкритических профилей в компоновке стреловид­ных крыльев является одним из основных направлений совершенствования аэродинамики современных транспортных и пассажирских самолетов [1].

Следует отметить, что при несомненном преимуществе сверхкритичес­ких профилей, по сравнению с обычными, некоторыми недостатками их яв­ляются повышение значения коэффициента момента Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru на пикирование и тонкая хвостовая часть профиля.

Исходные данные для расчета

Исходные данные для расчета определяются следующими характе­ристиками профиля и крыла. Аэродинамические характеристики обычных профилей можно найти в работах [4, 6, 7, 8]. Некоторые сведения по аэродинамическому проектированию крыльев современных дозвуковых самолетов изложены в работах [1, 3, 9]. Метод расчета аэродинамических характеристик сверхзву­ковых самолетов можно найти в учебных пособиях [10, 11].

Переход от аэродинамических характеристик крыла к характеристикам самолета можно выполнить, используя методику [1, 3, 11].

1. Параметры профиля задаются следующими величинами (при числе Маха Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru = 0,2 и некотором значении числа Рейнольдса Re¥ = Re1):

- тип профиля (обычный, суперкритический);

- относительная кривизна Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru или Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru % ;

- относительная толщина Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru или Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru %;

- угол нулевой подъемной силы Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , град;

- критический угол атаки Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , град;

- максимальный коэффициент подъемной силы Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru ;

- минимальный коэффициент лобового сопротивления Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru ;

- производная коэффициента подъемной силы по углу атаки Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru .

Например, для профиля NACA 4412 имеем Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru % = 12%; Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru % =30%; Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru % = 4%; Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru ; Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru ; Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru =5,5 1/рад; Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru =1,52; Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru = 0,0068; Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru =13°.

2. Параметры крыла:

- корневая хорда крыла Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , м;

- концевая хорда крыла Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , м;

- удлинение крыла Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru ;

- сужение крыла Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru ;

- угол крутки концевого сечения крыла Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , град;

- угол стреловидности Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , град;

- размах крыла Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , м.

Параметры потока задаются на режиме крейсерского полета величинами:

- число Маха Мкрейс;

- скорость звука a, м/с;

- коэффициент кинематической вязкости n, м2/с;

- высота полета Н.

3. С помощью формулы Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru (по заданному углу Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru ) определяются углы стреловидности Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru по линии 0,5 хорды (m = 0,5) и Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru по линии максимальных толщин (m = Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru = Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru (%)/100). Расчет этих углов производится после определения угла

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru .

5. Задаются числа Маха, например,

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru = 0,2; 0,85.

6. Вычисляются значения чисел Рейнольдса

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru ,

где Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , [м];

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , 1/м; H - высота полета в км. Формула Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru справедлива при Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru км.

7. Расчет зависимостей Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru и Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru производится для серии заданных углов атаки a в диапазоне Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , град, где Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru - угол нулевой подъемной силы крыла, Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru - критический угол атаки крыла. Величины Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru и Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru - определяются в процессе расчета (см. п.3.2 и п.3.3).

Шаг по углу атаки определяется выражением

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru ,

где Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru - число расчетных точек. Таким образом, расчет производится при следующих значениях угла атаки

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru - угол атаки в градусах Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru .

При расчетах без использования компьютера минимальное количество углов атаки, для которых задается расчет, равно трем: Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru (определение угла Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru в п.3.5).

Подъемной силы крыла

Коэффициент аэродинамической подъемной силы крыла Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru зави­сит от геометрических и аэродинамических характеристик профиля, геометрических параметров крыла, угла атаки α, критериев подобия Re и M. Рассмотрим методику определения Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru для изолированного крыла с учетом вышеперечисленных параметров.

Зависимость коэффициента подъемной силы Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru от угла атаки Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru в общем случае можно поде­лить на две области. Первая область Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru характеризуется безотрыв­ным обтеканием и линейной зависимостью Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru от Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru (коэффициент подъемной силы прямо пропорционален углу атаки). Вторая область характеризуется тем, что по мере увеличения угла атаки (при Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru ) и расширении области отрыва потока (это так называемый диффузорный отрыв потока) рост коэффициента подъемной силы замедляется и достигает максимума при критическом угле атаки крыла, а затем уменьшается. Здесь Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru - угол атаки крыла, при котором начинается интенсивный срыв потока и который называется допустимым углом атаки или углом тряски. Угол атаки, соответствующий Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , называется критическим углом атаки Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru . Отметим, что в данной работе угол Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru определяется из условия гладкого сопряжения линейной и нелинейной областей кривой Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru . Характер зависимости нелинейной части от угла атаки для упрощения выбран в виде квадратичного полинома, что не всегда соответствует действительности. В следствие этого, значения угла Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru могут оказаться заниженными, особенно для больших чисел Маха.

3.1. Расчет производной коэффициента подъемной силы по углу атаки Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru (на линейном участке) для числа Рейнольдса Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru производится по формулам [3]:

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , (1)

где

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru .

3.2. Расчет нулевого угла атаки крыла Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru .С учетом крутки крыла угол Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ruопределяется из следующих выражений [4]:

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru ,

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , (2)

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru . (3)

Здесь Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru- слагаемое, зависящее от крутки крыла, которое определено для случая равномерной крутки по размаху крыла. С точки зрения получения максимального аэродинамического качества K рекомендуется угол крутки концевого сечения взять Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru » - 4° (если Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru < 0, то аэродинамический угол атаки концевого сечения меньше корневого).

3.3. Расчет критического угла атаки крыла Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru :

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , (4)

где

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru ;

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru ;

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru ;

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , если Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru ;

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru при Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru .

3.4. Расчет максимального значения коэффициента подъемной силы Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru крыла (для числа Рейнольдса Re1) с учетом сжимаемости можно приближенно определить по формулам:

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , (5)

где

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru ,

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru .

3.5. Расчет угла окончания линейного участка Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru из условия гладкого сопряжения линейного и нелинейного участка:

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , град, (6)

где

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru .

3.6. Расчет коэффициента подъемной силы Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru (на линейном и нелинейном участках).

Предварительно определяем коэффициент Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , учитывающий влияние числа Рейнольдса на коэффициент подъемной силы [3, 5]. Расчет производится после определения параметра t с помощью выражения

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru ,

где F - угол схода (угол между верхней и нижней поверхностями) хвостовой кромки профиля. Приближенное значение F можно вычислить по формуле

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru в радианах.

Здесь Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru и Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru - координаты верхней и нижней поверхностей профиля при Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru = 0,9.

Для четырех – и пятизначных профилей NACA можно использовать более простую формулу:

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru .

Коэффициент, Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru можно рассчитать по формуле

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru ,

где Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru ,

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru .

Здесь принято, что переход ламинарного к турбулентному режиму течения в пограничном слое происходит около передней кромки [3]. Формулу для Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru можно использовать в диапазоне чисел Рейнольдса Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru . При ориентировочных расчетах можно полагать Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru .

Коэффициент подъемной силы крыла на линейном участке Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru (для числа Рейнольдса Re1) определяется выражением

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , (7)

где углы Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , a измеряются в градусах.

Определим теперь Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru на нелинейном участке при Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru (для числа Рейнольдса Re1). При диффузорном отрыве потока можно принять [5]:

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru ,

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru ,

где Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru .

С учетом влияния числа Рейнольдса окончательно получим выражение для зависимости коэффициента подъемной силы Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru крыла для данного угла атаки a

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru ;

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru

и выражение для производной коэффициента подъемной силы

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru .

Полная аэродинамическая сила и ее проекции

При расчете основных летно-технических характеристик самолета, а также его устойчивости и управляемости необходимо знать силы и моменты, действующие на самолет.

Аэродинамические силы, действующие на поверхность самолета (давление и трение), можно привести к главному вектору аэродинамических сил Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , приложенному в центре давления (рис. 1), и паре сил, момент которых равен главному моменту аэродинамических сил относительно центра масс летательного аппарата.

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru

Рис. 1. Полная аэродинамическая сила Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru и ее проекции в двумерном (плоском) случае

Аэродинамическую силу Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru обычно задают проекциями на оси скоростной системы координат Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru (ГОСТ 20058-80). При этом проекцию Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru на ось Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , взятую с обратным знаком, называют силой лобового сопротивления Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , проекцию Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru на ось Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru - аэродинамической подъемной силой Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , проекцию на ось Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru - аэродинамической боковой силой Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru . Эти силы могут быть выражены через безразмерные коэффициенты лобового сопротивления Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , подъемной силы Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru и боковой силы Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , соответственно:

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru ; Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru ; Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru ,

где Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru - скоростной напор, Н/м2; Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru - воздушная скорость, м/с; r - массовая плотность воздуха, кг/м3; S - площадь крыла самолета, м2. К основным аэродинамическим характеристикам относят также аэродинамическое качество

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru .

Аэродинамические характеристики крыла Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru зависят от геометри­ческих параметров профиля и крыла, ориентации крыла в потоке (угла атаки a и скольжения b), параметров подобия (чисел Рейнольдса Re и Маха Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru ),высоты полета H, а также от других параметров. Числа Маха Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru и Рейнольдса Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru являются безразмерными величинами и определяются выражениями

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , (2.12)

где a – скорость звука, n - кинематический коэффициент вязкости воздуха в м2/с, Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru – характерный размер (как правило полагают Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , где Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru – средняя аэродинамическая хорда крыла).Для определения аэродинамических характеристик самолета иногда исполь­зуются более простые, приближенные методы. Самолет рассматривается как совокупность отдельных частей: крыла, фюзеляжа, оперения, гондол двигателей и т.д. Определяются силы и моменты, действующие на каждую из отдельных частей. При этом используются известные результаты аналитических, численных и экспериментальных исследований. Силы и моменты, действующие на самолет, находятся как сумма соответствующих сил и моментов, действующих на каждую из его частей, с учетом их взаимного влияния.

Согласно предлагаемой методике, расчет аэродинамических харак­теристик крыла производится, если заданы некоторые геометрические и аэродинамические характеристики профиля крыла.

Выбор профиля крыла

Основные геометрические характеристики профиля задаются следующими параметрами. Хордой профиля называется отрезок прямой, соединенной две наиболее удаленные точки профиля. Хорда делит профиль на две части: верхнюю и нижнюю. Наибольший перпендикулярный хорде отрезок, заключенный между верхним и нижним обводами профиля, называется толщиной профиля c (рис. 2). Линия, соединяющая середины отрезков, перпендикулярных хорде и заключенных между верхним и нижним обводами профиля, называется средней линией. Наибольший перпендикулярный хорде отрезок, заключенный между хордой и средней линией профиля, называется кривизной профиля f. Если Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , то профиль называется симметричным.

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru

Рис. 2. Профиль крыла

b - хорда профиля; c - толщина профиля; f - кривизна профиля; Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru - координата максимальной толщины; Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru - координата максимальной кривизны

Толщину c и кривизну профиля f, а также координаты Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru и Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , как правило измеряют в относительных единицах Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru или в процентах Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru .

Выбор профиля крыла связан с удовлетворением различных требований, предъявляемых к самолету (обеспечение требуемой дальности полета, высокой топливной эффективности,крейсерской скорости Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru , обеспечение безопасных условий взлета и посадки и др.). Так, для легких самолетов с упрощенной механизацией крыла следует обращать особое внимание на обеспечение максимального значения коэффициента подъемной силы, особенно на режиме взлета и посадки. Как правило, такие самолеты имеют крыло с большим значением относительной толщины профиля Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru % = 12 ¸ 15%.

Для дальних самолетов с высокой дозвуковой скоростью полета, у которых увеличение Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru на взлетно-посадочных режимах достигается благодаря механизации крыла, упор делается на достижение лучших характеристик на крейсерском режиме, в частности, на обеспечение режимов Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru [1,2].

Для нескоростных самолетов выбор профилей производится из серии стандартных (обычных) профилей NACA или ЦАГИ, которые при необходи­мости могут быть модифицированы на этапе эскизного проектирования самолета.

Так, профили NACA с четырехзначными обозначениями могут быть использованы на легких тренировочных самолетах, а именно для концевых сечений крыла и хвостового оперения. Например, профили NACA2412 (относительная толщина Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru % = 12%, координата максимальной толщины Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru % = 30%, относительная кривизна Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru % = 2%, координата максимальной кривизны Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru % = 40%) и NACA4412 ( Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru % = 12%, Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru % = 30%, Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru % = 4%, Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru % = 40%) имеют достаточно высокое значение Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru и плавные срывные характеристики в районе критического угла атаки Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru .

Пятизначные профили NACA (серии 230) обладают наибольшей подъемной силой из всех стандартных серий, но их срывные характеристики менее благоприятны.

Профили NACA с шестизначным обозначением ("ламинарные") имеют низкое профильное сопротивление в узком диапазоне значений коэф­фициента Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru . Эти профили очень чувствительны к шероховатости поверхности, загрязнениям, наростам [3].

Классические (обычные) профили, используемые на самолетах с малы­ми дозвуковыми скоростями, отличаются достаточно большими местными возмущениями (разряжениями) на верхней поверхности и, соответственно, небольшими значениями критического числа Маха Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru . Критическое число Маха является важным параметром, определяющим величину лобового сопротивления самолета (при Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru > Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru на поверхности летательного аппарата появляются области местных сверхзвуковых течений и дополнительное волновое сопротивление).

Активный поиск путей повышения крейсерской скорости полета (без увеличения сопротивления самолета) привел к необходимости изыскать спо­собы дальнейшего повышения Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru по сравнению с классическими скорост­ными профилями. Таким способом повышения Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru является уменьшение кривизны верхней поверхности, что приводит к снижению возмущений на значительной части верхней поверхности. При малой искривленности верхней поверхности сверхкритического профиля уменьшается доля создаваемой им подъемной силы. Для компенсации этого явления производится подрезка хвостового участка профиля путем плавного изгиба его вниз (эффект "закрылка"). В связи с этим, средняя линия суперкритических профилей имеет харак­терный S - образный вид, с отгибом вниз хвостового участка. Для суперкритических профилей, как правило, характерно наличие отрицательной кривизны в носовой части профиля. В частности, на авиасалоне МАКС 2007 в экспозиции ОАО ²Туполев² был представлен макет самолета ТУ-204-100СМ с усеченным крылом, что позволяет получить представление о геометрических характеристиках профиля в корневой части крыла. Из представленного ниже фото (рис. 3.) видно наличие у профиля ²брюшка² и достаточно плоской верхней части, характерных для суперкритических профилей. Сверх­критические профили по сравнению с обычными скоростными профилями позволяют повысить Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru примерно на Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru = 0,05 ¸ 0,12 или увеличить тол­щину на Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru % = 2,5 ¸ 5%. Применение утолщенных профилей позволяет увели­чить удлинение lкрыла на Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru = 2,5 ¸ 3 или уменьшить угол стреловид­ности c крыла примерно на Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru = 5 ¸ 10° при сохранении значения Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru .

Полная аэродинамическая сила и ее проекции - student2.ru

Рис. 3. Пр

Наши рекомендации