Методика развития дошкольников представлений о

Форме и геометрических фигурах

ПЛАН

1. Анализ программных задач.

2. Методика решения каждой задачи:

а) предварительная работа;

б) особенности наглядного материала;

в) методика обучения;

г) этапы усложнения;

д) дидактические игры и упражнения.

Анализ программных задач

1. Учить различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Учить приемам обследования их осязательно-двигательным путем.

2. Познакомить с признаками плоских геометрических фи­гур: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, овала.

3. Учить различать и называть объемные геометрические фи­гуры: шар, куб, цилиндр, конус, пирамиду, призму, параллеле­пипед.

4. Познакомить с различными видами:

а) треугольников;

б) четырехугольников;

в) многоугольников.

5. Учить определять форму окружающих предметов.

6. Учить моделировать геометрические фигуры, узоры, кар­тинки (рисовать, выкладывать из палочек, составлять из других геометрических фигур).

Методика формирования умения различать и называть плоские геометрические фигуры (задача 1)

Предварительная работа

В процессе игр со строительным материалом, конструкторами, геометрической мозаикой у детей происходит накапливание опыта, обогащение восприятия. Под руководством взрослых они овладевают способами обследования предметов осязательно-двигательным путем, учатся правильно называть некоторые формы фигуры.

Наглядный материал

Модели геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника (демонстрационные и раздаточные).

Строительный материал, конструкторы, геометрическая мо­заика.

Плоские предметы с ярко выраженной формой: круглой — пуговица, монета, блин; квадратной — платок, салфетка; тре­угольной — косынка и др.

Методика обучения

Начинаем работу во II младшей группе.

Последовательность изучения геометрических фигур:

1. Визуальное узнавание и называние.

2. Обследование осязательно-двигательным путем.

3. Взаимное наложение.

4. Выделение некоторых элементов (стороны, углы) и свойств.

5. Словесное описание.

6. Разнообразная деятельность с фигурами.

Фрагмент 1:

—Это квадрат. Повторите.

—Положите перед собой. Что это?

—Обведите пальчиком.

—У квадрата есть стороны.

—Покажите стороны.

—Что вы показываете?

—Сколько сторон у квадрата? (Много или четыре.)

—У квадрата есть углы.

—Покажите углы. Что вы показываете?

—Сколько углов у квадрата? (Много или четыре.)

Замечание: при показе стороны надо проводить пальцем вдоль ее протяженности (это отрезок). При показе углов прово­дим пальцем, обозначая стороны угла. В старшей груп­пе можно познакомить с вершинами, показав на них пальцем (это точка).

Фрагмент 2:

—Это круг. Повторите.

—Положите перед собой. Что это?

—Обведите пальчиком.

—У круга есть углы и стороны? (Нет.)

Замечание: с кругом и квадратом лучше знакомить в сравне­нии. Постоянно меняем наглядный материал, чтобы ребенок не воспринял математический термин как название показанной иг­рушки.

Фрагмент 3:

—Это треугольник. Повторите.

—Положите перед собой. Что это?

—Обведите пальчиком.

—У треугольника есть стороны.

—Покажите стороны.

—Что вы показываете?

—Сколько сторон у треугольника? (Много или три.)

—У треугольника есть углы.

—Покажите углы. Что вы показываете?

- Сколько углов у треугольника? (Много или три.)

Замечание: вначале лучше использовать равносторонние тре­угольники.

Если ребенок считает, можно задать вопрос: «Почему треугольник так называется?».

Усложнения

1. Сначала рассматриваем фигуры одного цвета и величины, отличающиеся только по форме.

2. Рассматриваем фигуры разные по форме, цвету, величине, учим их группировать по указанному признаку.

3. Определяем форму плоских предметов с ярко выраженной конфигурацией.

4. Выкладываем сериационные ряды из трех фигур.

Дидактические игры

«Путешествие мышки»:

- мышка обежала полянку и вернулась домой (круг)

- мышка взобралась на стол, побежала по столу, упала на пол и вернулась домой (квадрат)

- мышка взобралась на горку, скатилась с горки и вернулась домой (треугольник)

«Найди свой домик», «Подбери ключ к замочку».

«Гаражи». (На полу обручи —- гаражи, дети — машины. В га­ражах и у машин номера — модели геометрических фигур. Дети имитируют движение машин, по сигналу едут в свой гараж в со­ответствии с символом, обсуждают, куда и почему приехали. Воспитатель незаметно меняет фигуры в обручах);

«Чего не стало?», «Что изменилось?» (Дети обсуждают и за­поминают расположение геометрических фигур, закрывают гла­за. Воспитатель убирает одну фигуру или меняет местами две фигуры. Дети определяют, что произошло);

«Чудесный мешочек» (Дети на ощупь определяют форму фи­гуры или достают заданную фигуру) и др.

Наши рекомендации