Методика развития дошкольников представлений о
Форме и геометрических фигурах
ПЛАН
1. Анализ программных задач.
2. Методика решения каждой задачи:
а) предварительная работа;
б) особенности наглядного материала;
в) методика обучения;
г) этапы усложнения;
д) дидактические игры и упражнения.
Анализ программных задач
1. Учить различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Учить приемам обследования их осязательно-двигательным путем.
2. Познакомить с признаками плоских геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, овала.
3. Учить различать и называть объемные геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, конус, пирамиду, призму, параллелепипед.
4. Познакомить с различными видами:
а) треугольников;
б) четырехугольников;
в) многоугольников.
5. Учить определять форму окружающих предметов.
6. Учить моделировать геометрические фигуры, узоры, картинки (рисовать, выкладывать из палочек, составлять из других геометрических фигур).
Методика формирования умения различать и называть плоские геометрические фигуры (задача 1)
Предварительная работа
В процессе игр со строительным материалом, конструкторами, геометрической мозаикой у детей происходит накапливание опыта, обогащение восприятия. Под руководством взрослых они овладевают способами обследования предметов осязательно-двигательным путем, учатся правильно называть некоторые формы фигуры.
Наглядный материал
Модели геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника (демонстрационные и раздаточные).
Строительный материал, конструкторы, геометрическая мозаика.
Плоские предметы с ярко выраженной формой: круглой — пуговица, монета, блин; квадратной — платок, салфетка; треугольной — косынка и др.
Методика обучения
Начинаем работу во II младшей группе.
Последовательность изучения геометрических фигур:
1. Визуальное узнавание и называние.
2. Обследование осязательно-двигательным путем.
3. Взаимное наложение.
4. Выделение некоторых элементов (стороны, углы) и свойств.
5. Словесное описание.
6. Разнообразная деятельность с фигурами.
Фрагмент 1:
—Это квадрат. Повторите.
—Положите перед собой. Что это?
—Обведите пальчиком.
—У квадрата есть стороны.
—Покажите стороны.
—Что вы показываете?
—Сколько сторон у квадрата? (Много или четыре.)
—У квадрата есть углы.
—Покажите углы. Что вы показываете?
—Сколько углов у квадрата? (Много или четыре.)
Замечание: при показе стороны надо проводить пальцем вдоль ее протяженности (это отрезок). При показе углов проводим пальцем, обозначая стороны угла. В старшей группе можно познакомить с вершинами, показав на них пальцем (это точка).
Фрагмент 2:
—Это круг. Повторите.
—Положите перед собой. Что это?
—Обведите пальчиком.
—У круга есть углы и стороны? (Нет.)
Замечание: с кругом и квадратом лучше знакомить в сравнении. Постоянно меняем наглядный материал, чтобы ребенок не воспринял математический термин как название показанной игрушки.
Фрагмент 3:
—Это треугольник. Повторите.
—Положите перед собой. Что это?
—Обведите пальчиком.
—У треугольника есть стороны.
—Покажите стороны.
—Что вы показываете?
—Сколько сторон у треугольника? (Много или три.)
—У треугольника есть углы.
—Покажите углы. Что вы показываете?
- Сколько углов у треугольника? (Много или три.)
Замечание: вначале лучше использовать равносторонние треугольники.
Если ребенок считает, можно задать вопрос: «Почему треугольник так называется?».
Усложнения
1. Сначала рассматриваем фигуры одного цвета и величины, отличающиеся только по форме.
2. Рассматриваем фигуры разные по форме, цвету, величине, учим их группировать по указанному признаку.
3. Определяем форму плоских предметов с ярко выраженной конфигурацией.
4. Выкладываем сериационные ряды из трех фигур.
Дидактические игры
«Путешествие мышки»:
- мышка обежала полянку и вернулась домой (круг)
- мышка взобралась на стол, побежала по столу, упала на пол и вернулась домой (квадрат)
- мышка взобралась на горку, скатилась с горки и вернулась домой (треугольник)
«Найди свой домик», «Подбери ключ к замочку».
«Гаражи». (На полу обручи —- гаражи, дети — машины. В гаражах и у машин номера — модели геометрических фигур. Дети имитируют движение машин, по сигналу едут в свой гараж в соответствии с символом, обсуждают, куда и почему приехали. Воспитатель незаметно меняет фигуры в обручах);
«Чего не стало?», «Что изменилось?» (Дети обсуждают и запоминают расположение геометрических фигур, закрывают глаза. Воспитатель убирает одну фигуру или меняет местами две фигуры. Дети определяют, что произошло);
«Чудесный мешочек» (Дети на ощупь определяют форму фигуры или достают заданную фигуру) и др.