Понятие об иерархическом анализе
Структурный, информационный и функциональный анализ систем методами, описанными в предыдущих лекциях, показал, что структуры большинства систем можно отнести к иерархическому типу, поэтому для исследования сложных систем применяются методы иерархического анализа. Отечественная и зарубежная практика исследования и разработок различных систем выявила, что наиболее результативным из современных методов системного анализа сложных организационных, экономических и технических систем является метод иерархического анализа, предложенный американским ученым Т. Саати и развитый в нашей стране профессорами А.В. Андрейчиковым и О.Н. Андрейчиковой (Волгоградский технический университет). Поэтому под иерархическим анализом будем понимать следующее.
Иерархический анализ системы – это метод исследования взаимоотношений и взаимодействия элементов системы и их воздействие на систему в целом на основе применения анализа иерархии.
Иерархический анализ мы будем далее применять в основном для оценки значимости процессов менеджмента качества и решения многокритериальных задач оптимизации систем в условиях неопределенности.
Метод анализа иерархии Т. Саати
Иерархический анализ систем проводится в последовательности, показанной на схеме рис.8.1
Рис.8.1. Схема анализа иерархии систем по методу Т. Саати
Построение иерархии
Формируется решаемая проблема (задача). Для решения этой проблемы строится иерархия, включающая цель, расположенную в вершине (фокус), промежуточные уровни (критерии, процессы) и альтернативы (искомые решения), формирующие самый низкий иерархический уровень. На рис.8.2 в качестве примера приведена иерархия, построенная с целью определения значимости основных процессов организации с точки зрения удовлетворения нужд и ожидания всех заинтересованных сторон.
Рис.8.2. Иерархия для оценки значимости процессов организации
По международному стандарту ИСО 9004:2000 степень удовлетворенности всех заинтересованных сторон является глобальным критерием эффективности системы качества любой организации. Поэтому на рис.8.2 первый уровень иерархии (фокус) имеет одну цель: – эффективность и конкурентоспособность организации располагается на вершине иерархии (в фокусе), на втором (промежуточном) уровне располагаются заинтересованные стороны организации: – потребители; – работники; – поставщики; – владельцы; – общество. На последнем (третьем) уровне иерархии располагаются альтернативы – основные группы (классы) существующих в организации процессов: – подразделения; – менеджмента качества; – бизнес-процессов; – безопасности труда; – охраны окружающей среды. Целями третьего уровня являются удовлетворение нужд и ожиданий заинтересованных сторон, помещенных на втором уровне иерархии.
Рис.8.3. Иерархия задачи выбора оптимальной стратегии предприятия в области качества
Матрицы парных сравнений