Понятие об иерархическом анализе

Структурный, информационный и функциональный анализ систем методами, описанными в предыдущих лекциях, показал, что структуры большинства систем можно отнести к иерархическому типу, поэтому для исследования сложных систем применяются методы иерархического анализа. Отечественная и зарубежная практика исследования и разработок различных систем выявила, что наиболее результативным из современных методов системного анализа сложных организационных, экономических и технических систем является метод иерархического анализа, предложенный американским ученым Т. Саати и развитый в нашей стране профессорами А.В. Андрейчиковым и О.Н. Андрейчиковой (Волгоградский технический университет). Поэтому под иерархическим анализом будем понимать следующее.

Иерархический анализ системы – это метод исследования взаимоотношений и взаимодействия элементов системы и их воздействие на систему в целом на основе применения анализа иерархии.

Иерархический анализ мы будем далее применять в основном для оценки значимости процессов менеджмента качества и решения многокритериальных задач оптимизации систем в условиях неопределенности.

Метод анализа иерархии Т. Саати

Иерархический анализ систем проводится в последовательности, показанной на схеме рис.8.1

Рис.8.1. Схема анализа иерархии систем по методу Т. Саати

Построение иерархии

Формируется решаемая проблема (задача). Для решения этой проблемы строится иерархия, включающая цель, расположенную в вершине (фокус), промежуточные уровни (критерии, процессы) и альтернативы (искомые решения), формирующие самый низкий иерархический уровень. На рис.8.2 в качестве примера приведена иерархия, построенная с целью определения значимости основных процессов организации с точки зрения удовлетворения нужд и ожидания всех заинтересованных сторон.

Рис.8.2. Иерархия для оценки значимости процессов организации

По международному стандарту ИСО 9004:2000 степень удовлетворенности всех заинтересованных сторон является глобальным критерием эффективности системы качества любой организации. Поэтому на рис.8.2 первый уровень иерархии (фокус) имеет одну цель: Понятие об иерархическом анализе - student2.ru – эффективность и конкурентоспособность организации располагается на вершине иерархии (в фокусе), на втором (промежуточном) уровне располагаются заинтересованные стороны организации: Понятие об иерархическом анализе - student2.ru – потребители; Понятие об иерархическом анализе - student2.ru – работники; Понятие об иерархическом анализе - student2.ru – поставщики; Понятие об иерархическом анализе - student2.ru – владельцы; Понятие об иерархическом анализе - student2.ru – общество. На последнем (третьем) уровне иерархии располагаются альтернативы – основные группы (классы) существующих в организации процессов: Понятие об иерархическом анализе - student2.ru – подразделения; Понятие об иерархическом анализе - student2.ru – менеджмента качества; Понятие об иерархическом анализе - student2.ru – бизнес-процессов; Понятие об иерархическом анализе - student2.ru – безопасности труда; Понятие об иерархическом анализе - student2.ru – охраны окружающей среды. Целями третьего уровня являются удовлетворение нужд и ожиданий заинтересованных сторон, помещенных на втором уровне иерархии.

Рис.8.3. Иерархия задачи выбора оптимальной стратегии предприятия в области качества

Матрицы парных сравнений

Наши рекомендации