Модуль I. Система работы с персоналом

Тема 2. Персонал как система

Вопросы для обсуждения:

1. Рынок труда и его особенности.

2. Структура занятости населения.

3. Политика организации в области занятости.

4. Система управления персоналом, ее место в общей системе управления организацией.

5. Недостатки существующей российской системы управления персоналом, пути развития системы.

6. Подходы к управлению персоналом в США и Японии.

Литература

Основная

1. Бухалков М.И. Управление персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА- М, 2005. С.9-15.

2. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учеб. для вузов. 3-е изд. Н. Новгород: НИМБ, 2001. С. 7-28.

3. Маслова В.М. Управление персоналом: учебник для бакалавров / В.М. Маслова. – М.: Издательство Юрайт, 2012. С.78-107.

Дополнительная

4. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. – М.: Проспект, 2011.

5. Волгин А.П. и др. Управление персоналом в условиях рыночной экономики (опыт ФРГ). М.: Дело, 1992.

6. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии: Очерки. М.: Наука, 1989.

7. Управление персоналом организации: Учеб. / Под ред. А.Я. Киба­нова. 4-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2011.

Тема 3. Кадровая политика

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность и содержание кадровой политики.

2. Достоинства и недостатки различных стилей управления.

3.Типичные положительные и отрицательные качества российского работника, учитываемые при разработке кадровой политики.

4. Особенности кадровой политики в России.

5. Основные принципы работы с персоналом.

Литература

Основная

1. Маслова В.М. Управление персоналом: учебник для бакалавров / В.М. Маслова. – М.: Издательство Юрайт, 2012. С.111-122.

2. Бухалков М.И. Управление персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА- М, 2005. С. 18-25.

3. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. – М.: Проспект, 2011. С. 39-53.

4. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учеб. для вузов. 3-е изд. Н. Новгород: НИМБ, 2001. С. 29-46.

Дополнительная

5. Управление персоналом организации: Учеб. / Под ред. А.Я. Киба­нова. 4-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2011.

6. Управление персоналом: Учебник / Общ. Ред. А.И. Турчинова. – М.: Изд-воРАГС, 2003.

7. Фёдорова Н.В. Управление персоналом организации: учебник /Н.В. Фёдорова, О.Ю. Минченкова. – М.: КНОРУС, 2011.

Тема 4. Определение и покрытие потребности в персонале

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие, сущность и значение планирования персонала в организации.

2. Методика расчета потребности персонала различных категорий.

Практические задания

Практическое задание 1.

Для расширения производства организация выделяет участок по сборке нового изделия. Трудоемкость данной работы составляет 72680 нормо-часов. Определить дополнительную потребность численности слесарей-сборщиков на год, если планируемая им производительность труда составляет 115%.

Практическое задание 2.

В текущем году предприятие, занимающееся реализацией продуктов питания имело 5 коммерческих агентов и объем реализации 2,5 млн. руб. В планируемом году предприятие рассчитывает увеличить объём реализации до 3,0 млн. руб. Определить необходимое количество торговых агентов, используя метод экстраполяции.

Практическое задание 3.

Специализированное предприятие занимается разработкой и установкой пользовательских программ для различных учреждений. В текущем году число учреждений, находящихся на обслуживании, было 12. Общее число производительных часов, отработанных на обслуживании, - 300. Численность производственных работников (программистов) – 45, а непроизводственных – 7.

Используя метод скорректированной экстраполяции, произвести расчет численности работников на следующий год, если предлагается:

1. Увеличить производительность труда программистов по обслуживанию на 10%.

2. Эффективность использования рабочего времени увеличить на 5%.

3. Портфель заказов остается без изменения.

4. Количество производственных и непроизводственных работников не изменяется.

Практическое задание 4.

Научно-обоснованный подбор кадров позволяет избежать главной и широко распространенной ошибки – субъективной оценки кандидата, сильного влияния первого впечатления о человеке на последующее решение о приеме его на работу.

Прежде чем подобрать кандидата на вакантную должность, необходимо детально и точно представить его модель, т.е. составить профессиограмму – перечень требований, предъявляемых к кандидату данной профессии, специальности, должности. Для составления профессиограммы используют методы профессиографии – технологии изучения требований профессии к личностным качествам и психофизиологическим характеристикам, социально-психологическим показателям, природным задаткам и способностям, деловым качествам, профессиональным знаниям и умениям, состоянию здоровья человека. Профессиография рекомендует в процессе подбора персонала производить оценку основных индивидуальных социально-психологических свойств личности с целью создания психологического портрета для прогнозирования поведения кандидата в определенной социальной среде.

На основании предложенного фрагмента профессиограммы (табл. 1) необходимо заполнить матрицу соответствующими обозначениями (на пересечении предлагаемых свойств личности и профессий). При заполнении матрицы надо учитывать, что свойства личности определяются для конкретной профессии: если Вы считаете, что для данной профессии это свойство личности требуется в ярко выраженной форме, то ставите в соответствующей клеточке два плюса, если просто требуется, то – один плюс, а если не требуется – 0.

Таблица 1

Профессиограмма

Свойства личности Профессия
Терпимость                  
Искренность                  
Самоконтроль                  
Педантизм                  
Воля                  
Любознательность                  
Интуиция                  
Аналитический склад ума                  
Способность к выполнению рутинной работы                  
Экономическое чутье                  
Способность к лидерству                  
Коммуникабельность                  
Самообладание                  
Внимательность                  
Память                  
Богатство воображения                  

Обозначения:

+ + - наличие определенных свойств личности необходимо в ярко выраженной форме;

+ - требуется;

0 - не является необходимым;

1 - руководитель организации;

2 - индивидуальный предприниматель;

3 - руководящий государственный служащий;

4 - главный бухгалтер;

5 - специалист по сбыту и продажам;

6 - специалист по рекламе;

7 - консультант по управлению;

8 - научный работник;

9 - преподаватель.

Литература

Основная

1. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. – М.: Проспект, 2011. С. 13-15, 54-68, 169-197.

2. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учеб. для вузов. 3-е изд. Н. Новгород: НИМБ, 2001. 47-96.

3. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента: Практ. пособие. 3-е изд., исправ. и доп. М.: Дело, 2001. 20-45.

Дополнительная

4. Волгин А.П. и др. Управление персоналом в условиях рыночной экономики (опыт ФРГ). М.: Дело, 1992.

5. Маслова В.М. Управление персоналом: учебник для бакалавров / В.М. Маслова. – М.: Издательство Юрайт, 2012.

6. Управление персоналом организации: Учеб. / Под ред. А.Я. Киба­нова. 4-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2011.

7. Фёдорова Н.В. Управление персоналом организации: учебник /Н.В. Фёдорова, О.Ю. Минченкова. – М.: КНОРУС, 2011.

Тема 5. Деловая оценка работников организации и внешних претендентов на вакантную должность

Вопросы для обсуждения:

1. Методы изучения и оценки кадров на предприятии и в организациях.

2. Технология изучения и оценивания внешних претендентов на вакантную должность (рабочее место). Направления деятельности центров оценки.

3. Социально-психологическая задача оценки.

Практическое задание 1.

1. При самостоятельной подготовке к занятиям изучить раздел «Порядок проведения аттестации».

2. Составить письменную аттестацию на одного из студентов учебной группы. Выбор студента определяется преподавателем или самостоятельно.

3. Устно доложить текст аттестации и выводы по ней.

Литература

Основная

1. Бухалков М.И. Управление персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА- М, 2005. С. 30-45.

2. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. – М.: Проспект, 2011. С. 81-95.

3. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учеб. для вузов. 3-е изд. Н. Новгород: НИМБ, 2001. С. 97-130.

4. Маслова В.М. Управление персоналом: учебник для бакалавров / В.М. Маслова. – М.: Издательство Юрайт, 2012. С. 309-335.

Дополнительная

5. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента: Практ. пособие. 3-е изд., исправ. и доп. М.: Дело, 2001.

6. Управление персоналом организации: Учеб. / Под ред. А.Я. Киба­нова. 4-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2011.

7. Фёдорова Н.В. Управление персоналом организации: учебник /Н.В. Фёдорова, О.Ю. Минченкова. – М.: КНОРУС, 2011.

Тема 6. Расстановка персонала

Вопросы для обсуждения:

1. Типовые модели служебной карьеры. Обоснуйте наиболее перспективный, по Вашему мнению, тип.

2. Основные формы и условия оплаты труда.

3. Сущность и содержание основных этапов движения персонала.

4. Основные процедуры увольнения персонала.

Практическое задание 1.

Составить личный план карьеры менеджера.

Исходные данные

Молодой специалист закончил высшее образовательное заведе­ние и поступил на работу в организацию. Ему необходимо сориентироваться в своей настоящей и будущей трудовой жизни.

Методические указания

Личный план карьеры - средство эффективного управле­ния своей деловой карьерой. Примерная структура лично­го плана карьеры руководителя следующая: работа; экономическое состояние; физическое состояние; социальное состояние (человеческие отношения); психологическое состояние; семейная жизнь. Рассмот­рим содержание личного жизненного плана карьеры ру­ководителя, который состоит из трех основных разделов: оценка жизненной ситуации, постановка личных конечных целей карьеры и частные цели и планы деятельности.

АНКЕТА

1. Оценка жизненной ситуации.

1.1. Работа.

Имею ли я четкую картину о своей работе и ее целях?

Помогает ли моя работа в достижении других жизнен­ных целей?

Каковы мои цели развития и продвижения по отноше­нию к работе?

Какую работу я хочу выполнять через 10 лет?

Есть ли у меня воодушевление и мотивация?

Что является для меня мотиватором сейчас? Через пять лет?

Каковы сильные и слабые стороны моей мотивации?

К каким мероприятиям я могу прибегнуть, чтобы убе­диться, что моя работа будет в ближайшие годы отвечать моим личным потребностям?

1.2. Экономическое состояние

Каково мое экономическое положение? Есть ли у меня личный бюджет - каков он, и придерживаюсь ли я его ра­мок?

Какие меры я могу в случае необходимости применять для улучшения экономическое положения?

1.3. Физическое состояние

Какова моя общая форма?

На чем основана моя оценка? (собственное представле­ние, тесты, и т.д.)

Бываю ли я регулярно на осмотрах у врача? В каком лечебном заведении необходимо подлечиться?

1.4. Социальное состояние - человеческие отношения.

Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других? Как я их учитываю?

Интересуют ли меня чужие заботы и проблемы?

Интересуют ли других мое мнение?

Навязываю ли я другим свои мысли и мнения?

Умею ли я слушать?

Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь?

Как это проявляется на практике?

Стремлюсь ли я развивать людей, с которыми общаюсь?

Как я забочусь о дружеских отношениях?

Как я могу развивать свои отношения обратной связи?

1.5. Психологическое состояние.

Каково мое психическое состояние?

На чем основана моя оценка? (собственное представле­ние, тесты, результат медицинского обследования).

Какие стрессоры беспокоят меня в настоящее время?

Не следует ли мне в настоящее время поменять работу?

Какие стрессоры могут ожидать меня в ближайшем бу­дущем?

Не следует ли мне поменять образ жизни, круг общения, хобби?

Нуждаюсь ли я в помощи психиатров?

1.6. Семейная жизнь.

Имеются ли у меня условия для создания семьи?

Следует ли завести еще одного ребенка?

Уделяю ли я достаточно внимания родителям, жене, детям?

Как лучше проводить досуг в кругу семьи?

Куда поехать на отдых?

Куда пойти учиться детям?

Как помочь детям, имеющим свою семью?

2. Постановка личных конечных целей карьеры.

2.1. Целями моей карьеры являются:

1)____________________________________________

2)____________________________________________

3)____________________________________________

2.2. Моя карьера должна осуществляться до 20__г.

самое позднее _________________________________

2.3. Какие факторы способствуют достижению моей карьеры?

_____________________________________________________

2.3.1. А какие препятствуют?

_______________________________________________________

2.4. Каковы наиболее критические пункты в достижении моей карьеры? Что я могу сделать в этом плане?

________________________________________________________

2.5. Что мне нужно задействовать для достижения моей карьеры: время, деньги, здоровье и т.д.?

__________________________________________________________

2.5.1. Готов ли я задействовать эти факторы или мне нужно изменить свои цели?

_____________________________________________________________

3. Частные цели и планы деятельности, способствующие достижению моей карьеры.

Разработку мероприятий по достижению поставленных жизненных целей можно выполнять по таблице 1.

Таблица 1

Наши рекомендации