Модуль 1. Система работы с персоналом

Управление персоналом

Программа дисциплины и учебно-методические рекомендации

Для специальности 080504.65- «Государственное и муниципальное управление»

Факультет социологии и управления

Курс 3, семестр 6

Всего часов (включая самостоятельную работу) - 145

Составители: канд. экон. наук, доцентВ.Н. Летунов

канд. пед. наук, доцент Ю.С. Рулёва

Рязань 2011

Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» в соответствии с планом изданий на 2011 год.

Управлениеперсоналом: программа дисциплины и учебно-методические рекомендации / сост. В.Н. Летунов, Ю.С. Рулёва; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2011. – 57 с.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Предназначена для студентов и всех интересующихся данной проблемой.

Ключевые слова: управление персоналом, оценка персонала, мотивация,

управление конфликтом.

Учебно-методическое издание

Управление персоналом

Программа дисциплины

и учебно-методические рекомендации

Составители

Летунов Владимир Николаевич

Рулёва Юлия Сергеевна

Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Государственное и муниципальное управление»

  СД.04 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Управление человеческими ресурсами как интегральный компонент общего процесса управления; основы управления человеческими ресурсами; индивид на работе; мотивация и ответственность; планирование человеческих ресурсов; набор и селекция персонала; формы занятости и работа по контракту; оценка персонала; интервьюирование при приеме на работу; подготовка персонала; управление карьерой; основы вознаграждающего управления; отношения в организации; участие персонала в управлении; коммуникации организации. Объективные и субъективные причины возникновения конфликтов; типология конфликтов; конфликты в общественной и индивидуальной деятельности, национально-этнические конфликты, конфликты в сфере управления, мировоззренческие и нормативно-ценностные конфликты; форма, структура и динамика конфликтов; пути и средства предупреждения и разрешения конфликтов; роль конфликтов в социально-экономическом развитии; социальные и психологические мотивы конфликтов; управление конфликтом.  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебной дисциплины "Управление персоналом" разра­ботана в соответствии с решениями Правительства России по соци­ально-экономическому развитию страны, совершенствованию образова­ния в области управления, а также с требованиями Государственных образовательных стандартов. Программа составлена с учетом опыта разработки аналогичных документов в РАГС при Президенте Российской Федерации, Академии ФСИН России, в Академии экономики и права (г. Москва), Современном гуманитарном университете (г. Москва), Нижегородском институте менеджмента и бизнеса, а также управленческих и специальных дисциплин, изучаемых в РГУ им. С.А. Есенина.

Современный этап развития экономики России характеризуется ростом безработицы и незанятости трудоспособного населения, не­хваткой высококвалифицированных менеджеров и специалистов универ­сального типа, изменением требований к персоналу организации и кадровой политики. Значительное число руководителей различного уровня управления, менеджеров и специалистов кадровых служб испы­тывают дефицит профессиональных знаний и умений в области управ­ления персоналом.

Современные концепции управления организацией ос­нованы на отношении к персоналу как к стратегическому ресурсу, ключевому фактору конкурентоспособности орга­низации. От интересов, поведения, качества деятельности персонала, от степени его включенности в инновационные процессы зависит эффективность деятельности организа­ции, а конечном итоге - скорость и эффективность вхождения российской экономики в мировой цивилизованный рынок.

Целью изучения дисциплины«Управление персоналом» является приобретение студентами теоретических знаний, формирование умений и навыков по вопросам, имеющим ключевое значение для специалис­тов в области государственного и муниципального управления в широком смысле слова (функционирование систем управления персоналом в раз­личных организациях, планирование кадровой работы, технологии управления персоналом и его развитием в ры­ночной среде, управление поведением персонала), а также формирование практических умений и навыков управления персоналом.

В процессе изучения дисциплины «Управление персона­лом» студенты должны приобрести следующие умения и навыки:

- выбора приоритетов кадровой политики организации;

- обоснования количественной и качественной потреб­ности в персонале;

- использования современных технологий управления персоналом при осуществлении функций отбора персона­ла, организации профессиональной ориентации и трудовой адаптации, управления деловой карьерой, управления мо­тивацией трудового поведения, высвобождения персонала.

- рациональной организации труда руководителей и спе­циалистов;

Место дисциплины в профессиональной подготовке вы­пускника. С учетом комплексного характера управления персоналом предполагается проведение лекционных и семинарских занятий в тесной взаимосвязи с содержанием других социальных и гуманитарных наук, в первую очередь с такими дисциплинами как «Теория управления», «Теория орга­низации», «Организационное поведение».

Программа дисциплины «Управление персоналом» со­ставлена в соответствии с государственным образователь­ным стандартом высшего профессионального образова­ния по специальности «Государственное и муниципальное образование».

Основными видами учебных занятий являются: лекции, семинарс­кие занятия, решение практических ситуаций.

При изучении дисциплины осуществляются следующие мероприятия текущего контроля знаний студентов: конт­рольные опросы, письменные работы, тестирование.

В качестве итогового контроля, в соответствии с учебным планом, предусмотрены контрольная работа и экзамен.

Общая направленность и структура преподавания дисциплины "Управление персоналом" характеризуется ее содержанием и темати­ческим планом для изучения.Общий объём работы студента составляет 145 часов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине « Управление персоналом» (очная форма обучения)

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Аудит. часов Количество часов по видам занятий Самост. работа
лекции семинар. и практ. занятия
Модуль I. Система работы с персоналом персоналом
1. Понятие и сущность управления персоналом  
2. Персонал как система  
3. Кадровая политика
4. Определение и покрытие потребности в персонале  
5. Деловая оценка работников организации и внешних претендентов на вакантную должность
6. Расстановка персонала  
7. Управление адаптацией персонала  
8. Организация систем обучения персоналом  
Итого по I-му модулю
Модуль II. Организация работы с персоналом рсоналом
9. Философия организации  
10. Структура персонала  
11. Регламентация управления
12. Научная организация труда персонала  
13. Основы лидерства  
14. Формирование коллектива  
15. Методы управления персоналом
16. Коммуникации и этикет  
17. Эффективность работы персонала  
Итого по II – му модулю
Модуль III. Управление персоналом в системе государственной и муниципальной службы
18. Управление персоналом государственной службы государственной службы  
19. Управление организационным поведением государственных служащих
20. Нравственные отношения в системе управления персоналом
21. Психологическая совместимость персонала
22. Мотивация персонала и социальная защита кадров государственной службы
Итого по III- му модулю
Модуль IV. Конфликтология
23. Характеристика и источники конфликтов - - -
24. Развитие конфликта - - -
25. Предупреждение конфликтов - - -
26. Разрешение конфликтов - - -
27. Технология управления конфликтами - - -
28. Организационный механизм управления конфликтами и стрессами - - -
29. Роль руководителя в управлении конфликтами - - -
Итого по IV – му модулю - - -
Всего по курсу

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 3. Кадровая политика

Типы власти в обществе и стили руководства.

Сущность кадровой политики организации и ее особенности на современном этапе. Факторы, определяющие кадровую политику организации. Основные направления и элементы кадровой политики. Этапы формирования кадровой политики организации. Документы, в которых находит отражение кадровая политика организации.

Зарубежный и отечественный опыт разработки кадро­вой политики.

Тема 13. Основы лидерства

Сущность и отношения лидерства. История и природа лидерства. Типы отношений лидерства. Основные отличия лидерства и управления, лидера и менеджера.

Основные концепции лидерства и их краткое содержание: теория лидерских качеств; концепция лидерского поведения; концепция ситуационного лидерства.

Особенности работы с «трудным» руководителем. Типы «трудных» руководителей. Технология обращения с «трудным» руководителем. Особенности взаимоотношений мужчин-начальников и женщин-подчиненных.

Основные требования к лидеру коллектива.

Модуль YI. Конфликтология

Тема 24. Развитие конфликта

Структура конфликтной ситуации. Конфликтное пространство. Временные рамки и масштабы противостояния. Сущность и содержание структурной и процессуальной моделей описания конфликта. Карта конфликта. Основные элементы структуры конфликтной ситуации: непосредственные участники конфликта, предмет конфликта.

Динамика, этапы и фазы конфликтной ситуации. Основные стадии развития конфликта. Примерная схема возникновения, развития и взаимосвязи элементов конфликта, как структуры и процесса.

Конфликтная ситуация и инцидент – основные фазы предконфликтной стадии. Взаимосвязь фаз и этапов на конфликтной стадии. Сущность циклического развития конфликта на конфликтной стадии. Фазы послеконфликтной стадии: ослабление противостояния, подведение итогов, оценка результатов.

Профессиограмма

Свойства личности Профессия
Терпимость                  
Искренность                  
Самоконтроль                  
Педантизм                  
Воля                  
Любознательность                  
Интуиция                  
Аналитический склад ума                  
Способность к выполнению рутинной работы                  
Экономическое чутье                  
Способность к лидерству                  
Коммуникабельность                  
Самообладание                  
Внимательность                  
Память                  
Богатство воображения                  

Обозначения:

+ + - наличие определенных свойств личности необходимо в ярко выраженной форме;

+ - требуется;

0 - не является необходимым;

1 - руководитель организации;

2 - индивидуальный предприниматель;

3 - руководящий государственный служащий;

4 - главный бухгалтер;

5 - специалист по сбыту и продажам;

6 - специалист по рекламе;

7 - консультант по управлению;

8 - научный работник;

9 - преподаватель.

Литература

Основная

1. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. – М.: Проспект, 2011. С. 13-15, 54-68, 169-197.

2. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учеб. для вузов. 3-е изд. Н. Новгород: НИМБ, 2001. 47-96.

3. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента: Практ. пособие. 3-е изд., исправ. и доп. М.: Дело, 2001. 20-45.

Дополнительная

4. Волгин А.П. и др. Управление персоналом в условиях рыночной экономики (опыт ФРГ). М.: Дело, 1992.

5. Маслова В.М. Управление персоналом: учебник для бакалавров / В.М. Маслова. – М.: Издательство Юрайт, 2012.

6. Управление персоналом организации: Учеб. / Под ред. А.Я. Киба­нова. 4-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2011.

7. Фёдорова Н.В. Управление персоналом организации: учебник /Н.В. Фёдорова, О.Ю. Минченкова. – М.: КНОРУС, 2011.

Тема 5. Деловая оценка работников организации и внешних претендентов на вакантную должность

Вопросы для обсуждения:

1. Методы изучения и оценки кадров на предприятии и в организациях.

2. Технология изучения и оценивания внешних претендентов на вакантную должность (рабочее место). Направления деятельности центров оценки.

3. Социально-психологическая задача оценки.

Практическое задание 1.

1. При самостоятельной подготовке к занятиям изучить раздел «Порядок проведения аттестации».

2. Составить письменную аттестацию на одного из студентов учебной группы. Выбор студента определяется преподавателем или самостоятельно.

3. Устно доложить текст аттестации и выводы по ней.

Литература

Основная

1. Бухалков М.И. Управление персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА- М, 2005. С. 30-45.

2. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. – М.: Проспект, 2011. С. 81-95.

3. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учеб. для вузов. 3-е изд. Н. Новгород: НИМБ, 2001. С. 97-130.

4. Маслова В.М. Управление персоналом: учебник для бакалавров / В.М. Маслова. – М.: Издательство Юрайт, 2012. С. 309-335.

Дополнительная

5. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента: Практ. пособие. 3-е изд., исправ. и доп. М.: Дело, 2001.

6. Управление персоналом организации: Учеб. / Под ред. А.Я. Киба­нова. 4-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2011.

7. Фёдорова Н.В. Управление персоналом организации: учебник /Н.В. Фёдорова, О.Ю. Минченкова. – М.: КНОРУС, 2011.

Тема 6. Расстановка персонала

Вопросы для обсуждения:

1. Типовые модели служебной карьеры. Обоснуйте наиболее перспективный, по Вашему мнению, тип.

2. Основные формы и условия оплаты труда.

3. Сущность и содержание основных этапов движения персонала.

4. Основные процедуры увольнения персонала.

Практическое задание 1.

Составить личный план карьеры менеджера.

Исходные данные

Молодой специалист закончил высшее образовательное заведе­ние и поступил на работу в организацию. Ему необходимо сориентироваться в своей настоящей и будущей трудовой жизни.

Методические указания

Личный план карьеры - средство эффективного управле­ния своей деловой карьерой. Примерная структура лично­го плана карьеры руководителя следующая: работа; экономическое состояние; физическое состояние; социальное состояние (человеческие отношения); психологическое состояние; семейная жизнь. Рассмот­рим содержание личного жизненного плана карьеры ру­ководителя, который состоит из трех основных разделов: оценка жизненной ситуации, постановка личных конечных целей карьеры и частные цели и планы деятельности.

АНКЕТА

1. Оценка жизненной ситуации.

1.1. Работа.

Имею ли я четкую картину о своей работе и ее целях?

Помогает ли моя работа в достижении других жизнен­ных целей?

Каковы мои цели развития и продвижения по отноше­нию к работе?

Какую работу я хочу выполнять через 10 лет?

Есть ли у меня воодушевление и мотивация?

Что является для меня мотиватором сейчас? Через пять лет?

Каковы сильные и слабые стороны моей мотивации?

К каким мероприятиям я могу прибегнуть, чтобы убе­диться, что моя работа будет в ближайшие годы отвечать моим личным потребностям?

1.2. Экономическое состояние

Каково мое экономическое положение? Есть ли у меня личный бюджет - каков он, и придерживаюсь ли я его ра­мок?

Какие меры я могу в случае необходимости применять для улучшения экономическое положения?

1.3. Физическое состояние

Какова моя общая форма?

На чем основана моя оценка? (собственное представле­ние, тесты, и т.д.)

Бываю ли я регулярно на осмотрах у врача? В каком лечебном заведении необходимо подлечиться?

1.4. Социальное состояние - человеческие отношения.

Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других? Как я их учитываю?

Интересуют ли меня чужие заботы и проблемы?

Интересуют ли других мое мнение?

Навязываю ли я другим свои мысли и мнения?

Умею ли я слушать?

Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь?

Как это проявляется на практике?

Стремлюсь ли я развивать людей, с которыми общаюсь?

Как я забочусь о дружеских отношениях?

Как я могу развивать свои отношения обратной связи?

1.5. Психологическое состояние.

Каково мое психическое состояние?

На чем основана моя оценка? (собственное представле­ние, тесты, результат медицинского обследования).

Какие стрессоры беспокоят меня в настоящее время?

Не следует ли мне в настоящее время поменять работу?

Какие стрессоры могут ожидать меня в ближайшем бу­дущем?

Не следует ли мне поменять образ жизни, круг общения, хобби?

Нуждаюсь ли я в помощи психиатров?

1.6. Семейная жизнь.

Имеются ли у меня условия для создания семьи?

Следует ли завести еще одного ребенка?

Уделяю ли я достаточно внимания родителям, жене, детям?

Как лучше проводить досуг в кругу семьи?

Куда поехать на отдых?

Куда пойти учиться детям?

Как помочь детям, имеющим свою семью?

2. Постановка личных конечных целей карьеры.

2.1. Целями моей карьеры являются:

1)____________________________________________

2)____________________________________________

3)____________________________________________

2.2. Моя карьера должна осуществляться до 20__г.

самое позднее _________________________________

2.3. Какие факторы способствуют достижению моей карьеры?

_____________________________________________________

2.3.1. А какие препятствуют?

_______________________________________________________

2.4. Каковы наиболее критические пункты в достижении моей карьеры? Что я могу сделать в этом плане?

________________________________________________________

2.5. Что мне нужно задействовать для достижения моей карьеры: время, деньги, здоровье и т.д.?

__________________________________________________________

2.5.1. Готов ли я задействовать эти факторы или мне нужно изменить свои цели?

_____________________________________________________________

3. Частные цели и планы деятельности, способствующие достижению моей карьеры.

Разработку мероприятий по достижению поставленных жизненных целей можно выполнять по таблице 1.

Таблица 1

БЛАНК ОТВЕТОВ

                             
                             
                           
                             
                           
                         
                       
                   
                 
               
             
           
         
       
   

Когда заполните весь бланк, подсчитайте, сколько раз в бланке встречается каждое утверждение. Полученные суммы впишите в клетки, выделенные жирными линиями. Эти операции дают вам возможность определить предпоч­тение по всем утверждениями. Далее подсчитайте суммы баллов по пяти шкалам:

1 шкала Материальное положение Подсчитывается сумма по позициям 4,8,13
2 шкала Потребность в безопасности Подсчитывается сумма по позициям 3, 6,10
3 шкала Потребность в межличностных связях Подсчитывается сумма по позициям 2, 5,15
4 шкала Потребность в уважении со стороны Подсчитывается сумма по позициям 1, 9,12
5 шкала Потребность в самореализации Подсчитывается сумма по позициям 7,11,14

Завершающей процедурой будет построение соб­ственного профиля удовлетворенности потребностей по пяти шкалам. Необходимо полученные выше суммы от­ложить на каждой шкале. На графике указаны три зоны:

• Полная удовлетворенность - от 0 до 13баллов;

• Частична удовлетворенность - от 13 до 26 баллов;

• Полная неудовлетворенность - от 26 до 39 баллов. Тест можно использовать для оценки мотивационного климата организации. Для этого по методике случайной выборки оцениваются выбранные совокупности (0,1 - 0,5% опрашиваемых, если оценивается климат крупной ком­пании, 3 - 5%, если оценивается организация численностью до 100 человек). Данные оценки должны помочь руко­водству в деятельности по управлению организацией.

Литература

Основная

1. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. – М.: Проспект, 2011. С. 562-582.

2. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учеб. для вузов. 3-е изд. Н. Новгород: НИМБ, 2001. С. 455-502.

3. Маслова В.М. Управление персоналом: учебник для бакалавров / В.М. Маслова. – М.: Издательство Юрайт, 2012. С. 190-217.

Дополнительная

4. Управление персоналом: Учебник / Общ. Ред. А.И. Турчинова. – М.: Изд-воРАГС, 2003.

5. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации: Учебное пособие / В.Н. Федосеев, С.Н. Капустин. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.

Примерная тематика рефератов

1. Принципы и методы управления персоналом.

2. Система наук о труде и персонале.

3. Принципы построения системы управления персоналом.

4. Методы анализа и построения системы управления персоналом.

5. Методология и методика кадровых процессов.

6. Особенности кадровой политики организации в рыночной системе.

7. Особенности занятости женщин.

8. Удовлетворение потребностей в персонале в организациях развитых зарубежных стран.

9. Методы прогнозирования потребностей в человеческих ресурсах.

10. Компьютерные модели планирования потребности в персонале. Сущность и значение.

11. Трудовая адаптация персонала и цели организации.

12. Требования, обеспечивающие эффективность программ обучения.

13. Служебно-профессиональное продвижение в зарубежных странах.

14. Содержание выбора карьеры в организации.

15. Анализ зарубежных философий менеджмента.

16. Роль социальной структуры в управлении персоналом организации.

17. Контрактная форма организации труда и найм персонала без трудового договора: общее и особенное.

18. Тайм Менеджер: концепция, основные элементы и функции.

19. Основные концепции ситуационного лидерства.

20. Социальные группы в управлении персоналом.

21. Анализ методов управления персоналом.

22. Эффективные коммуникации.

23. Дипломатический этикет: сущность и содержание.

24. Основные методы оценки эффективности работы персонала.

25. Конфликты потребностей, интересов и ценностей: общее и особенное.

26. Взаимозависимость стрессов и конфликтного поведения людей.

27. Методики измерения и оценки психологической совместимости.

28. Применение положений теорий мотивации в деятельности организаций.

29. Неэкономическое стимулирование в зарубежных странах.

30. Система управления персоналом в государственной службе.

31. Управление организационным поведением государственных служащих.

32. Подсистема нравственных отношений в системе управления персоналом государственной службы.

33. Основные черты и функции конфликта.

34. Последовательность, взаимодействие и взаимообусловленность событий при возникновении конфликтов.

35. Взаимосвязь стрессов и конфликтного поведения.

36. Картографический метод выявления структуры конфликта.

37. Взаимосвязь фаз и этапов конфликтной стадии.

38. Методика урегулирования конфликтов.

39. Сущность и содержание процесса улаживания конфликта.

40. Технология управления процессом протекания конфликта.

41. Место управления конфликтами и стрессами в системе управления персоналом организации.

42. Руководитель в управлении конфликтами.

43. Регулирование социально-трудовых отношений персонала организации.

44. Стратегическое управление персоналом организации.

45. Формирование и продвижение корпоративной культуры в организации.

46. Связи с общественностью в управлении персоналом.

47. Оценка результатов работы по управлению персоналом.

48. Управление поведением персонала.

49. Организационные формы управленческих контактов.

50. Стратегия и тактика работы с подчинёнными.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Из каких основных частей состоит производственный персонал?

2. Какие группы входят в управленческий персонал?

3. Назовите основные подсистемы работы с персоналом?

4. Назовите главные нормативные документы предприятия.

5. Каковы принципиальные особенности управления персоналом в США и Японии?

6. Какие документы Вы бы использовали для формирования кадровой полити­ки Вашего предприятия?

7. Каковы недостатки либерального стиля руководства?

8. Какой стиль Вы выберете, если нужно быстро достичь конкретных целей и Вы знаете пути и средства?

9. Каковы типичные отрицательные качества российского работника?

10. Назовите пять наиболее важных, по вашему мнению, принципов работы с персоналом?

11. Назовите три основных способа подбора персонала на предприятии.

12. Назовите основные элементы модели рабочего места.

13. Для чего необходим резерв кадров, и из каких источников он формируется?

14. Какие методы оценки персонала дают приемлемые результаты и имеют ми­нимальные затраты средств?

15. Из каких четырех этапов состоит аттестация персонала?

16. Что обеспечивает рациональную расстановку персонала на предприятии?

17. Назовите типовые модели служебной карьеры. Какую Вы предпочтете для себя?

18. Какой оптимальный возраст и сроки занятия должности директора?

19. Какие Вам известны условия и формы оплаты труда персонала?

20. Назовите этапы движения персонала.

21. Назовите основные формы профессионального продвижения рабочих?

22. Какие основные процедуры увольнения персонала?

23. Назовите основные критерии адаптации нового сотрудника?

24. Что необходимо сделать руководителю для успешного прохождения "нович­ком" испытательного срока?

25. Назовите основные этапы адаптации молодых специалистов?

26. Какова роль наставничества и консультирования в адаптации персонала?

27. Для чего необходимо консультирование в становлении молодых руководи­телей?

28. Какие задачи должен решить каждый руководитель при вступлении в должность.

29. По какому показателю образование России отстает от высокоразвитых стран?

30. Чем отличается профессиональная подготовка от повышения квалификации?

31. Чем отличается переподготовка кадров от повышения квалификации?

32. Назовите основные элементы философии организации?

33. Какие исходные документы необходимы для разработки философии органи­зации?

34. Из каких разделов состоит примерная философия организации?

35. В какой структуре руководитель реализует все функции управления на своем уровне?

36. Какая структура допускает несколько административных связей подчинен­ности?

37. В чем преимущество матричного метода распределения функций управления?

38. Назовите основные роли, возникающие в любом коллективе.

39. Что показывает социальная структура коллектива? Из каких частей она состоит?

40. Какая часть трудового коллектива обеспечивает прогресс и действует на основе самомотивации?

41. Какие исходные показатели необходимы для составления штатного расписания?

42. Какие основные виды регламентов Вам известны?

43. Из каких обязательных разделов состоят Правила внутреннего трудового распорядка?

44. Чем принципиально отличаются друг от друга философия организации и Правила внутреннего трудового распорядка?

45. Из каких разделов состоит положение о подразделении?

46. В чем главное отличие положения о подразделениях и должностной инст­рукции?

47. Из каких пяти разделов состоит должностная инструкция? Назовите исход­ные документы для ее разработки?

48. Что пока сдерживает массовое распространение ТМ для служащих и спе­циалистов?

49. Что такое ключевые области ТМ?

50. Для чего необходимо нормирование труда в сфере производства и управ­ления?

51. Что такое лидерство и на каких четырех типах отношений оно базируется?

52. Почему демократический, ориентированный на человека стиль руководства не всегда оказывается более эффективным по сравнению с авторитарным.

53. В чем заключаются особенности концепции ситуационного лидерства?

54. Какие существуют виды социальных групп?

55. Что такое коллектив?

56. Назовите 7 стадий развития коллектива?

57. Назовите основные этапы выбора руководителя?

58. В чем разница между мотивом и стимулом?

59. Что такое потребности человека?

60. В чем разница между материальными и духовными потребностями?

61. В чем разница между работниками, описываемыми теориями "X", "У" и "Z"?

62. Объясните сущность социальной теории мотивации поведения человека на основе пирамиды Маслоу.

63. Какую роль в мотивации играет вознаграждение? Назовите формы вознагра­ждения.

64. В чем особенности процессуальной теории мотивации? Поясните на основе теории ожиданий Врума?

65. Портер и Лоулер в своей теории пришли к заключению, что результатив­ность труда вызывает удовлетворение работой. Каковы последствия этого вывода для практики управления?

66. Что такое качество трудовой жизни?

67. Назовите группы показателей, влияющих на качество трудовой жизни.

68. Назовите основные принципы оплаты труда персонала.

69. Из каких основных частей складывается оплата труда работника предпри­ятия?

70. Какие Вам известны системы оплаты труда?

71. Какие формы и уровень оплаты руководящего персонала приняты в зару­бежных компаниях?

72. Какие стимулы и рычаги находятся в основе экономических методов управления?

73. Какие отношения управления регулируются с помощью социологических методов?

74. На что направлены психологические методы управления (объект воздействия)?

75. Назовите основные способы психологического воздействия на людей.

76. Что такое эффективные коммуникации?

77. Укажите основные этапы переговоров и краткие рекомендации по их прове­дению.

78. Назовите основные процедуры телефонных переговоров?

79. Что включает дипломатический этикет?

80. Назовите основные правила светского этикета в гостиной и за столом.

81. Назовите три основных подхода к оценке эффективности работы персонала.

82. Назовите недостатки уравнительной системы оплаты труда.

83. Назовите универсальные и специфические функции сис­темы управления персоналом государственной службы.

84. Какова организационная структура системы управления персоналом государственной службы?

85. Пе

Наши рекомендации