Понятие и виды стратегий. Стратегический прогноз.
Во взглядах на виды стратегий в научной литературе существует большой разброс мнений. Стратегии подразделяются на стратегии роста, стратегии стабилизации, стратегии выживания. Как правило, разрабатывается несколько альтернативных стратегий, одна из которых становится рабочей и является основой для стратегического планирования, построения организационных концепций, составления плана действий и механизма реализации.
Обычно организация имеет не одну, а несколько стратегий на основные случаи жизни. Главная из них – генеральная стратегия, отражающая способы осуществления миссии организации. Для отдельных особых случаев разрабатываются специальные стратегии, например стратегия банкротства. Основными рабочими стратегиями являются так называемые функциональные, которые отражают пути достижения специфических целей организации, стоящих перед ее отдельными подразделениями и службами. К функциональным относятся: стратегия маркетинга, стратегия производства, стратегия НИОКР, финансовая стратегия. В научной литературе также выделяется социальная стратегия, экологическая стратегия .
В основе разработки стратегии находится прогноз, т.е. система аргументированных представлений о направлениях развития в будущем состоянии организации и ее окружения. Стратегический прогноз включает краткую структурированную характеристику объекта прогнозирования, механизма его функционирования, системы ограничений, подробное описание и интерпретацию сценариев, будущих проблемных ситуаций. Многовариантность прогнозов предполагает составление нескольких сценариев (обычно 2-3), каждый из которых, как правило, разрабатываться в трех вариантах: оптимистичном, в надежде на благоприятные условия; реалистичном, исходящим из нормальных, средних условий; пессимистичном, предполагающем, что дела у организации могут пойти совсем плохо.
39.Технология подготовки и принятия решения.
Принятие решений в управлении представляет собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда стадий. Технология подготовки и принятия решения включает 4 стадии:
-определение проблемы и выяснение ее причин;
-установка цели;
-разработка альтернативных вариантов решения проблемы;
-выбор наилучшего варианта.
Обнаружение проблемы – это осознание факта существования некоторого отклонения от ожидаемого хода событий. Источниками, из которых руководитель узнает о существовании проблемы, могут быть личные наблюдения, документы, средства массовой информации, общественное мнение и др.
На практике при выявлении крупных проблем, решение которых нельзя откладывать, чаще всего руководитель вместе со специалистами постоянно следит за контрольными индикаторами, которые сигнализируют, когда положение на управляемом объекте достигает или даже превышает предельные экстремальные значения. В государственном и муниципальном управлении используются следующие индикаторы:
-соотношение денежных доходов и расходов населения;
-доля (10 или 20%) полярных групп населения в присвоении общих доходов;
-доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума;
-средняя продолжительность жизни мужчин и женщин и их динамика;
-доля безработных среди экономически активного населения;
-соотношение роста производительности труда и средней денежной зарплаты;
-структура использования календарного рабочего времени;
-доля производственных инвестиций в ВВП или национальном доходе.
Определение проблемы есть процесс установления масштаба и причин проблемы тогда, когда она уже обнаружена.
Когда проблема определена требуется постановка целей, которые будут служить основой для будущего решения. Руководитель должен спросить себя: "Какого результата я желаю достичь этим решением?".
Альтернативные решения – это два или более вариантов решения проблемы. Они помогают предотвратить выбор первого попавшего решения и найти наилучшее возможное решение. Альтернативные варианты необходимо рассматривать вместе.
Выбор альтернативы является вершиной процесса принятия решения. Некоторые руководители не любят этот этап и пытаются избежать его или переложить на иное лицо, так как принимающий решение вынужден брать ответственность за будущий курс действий и их последствия. Следует помнить, что хороший анализ альтернатив резко сужает рамки выбора. На этой стадии руководитель должен задать себе вопрос "Является ли это решение наилучшим?". Ожидаемый эффект каждого варианта должен быть просчитан вместе с оценкой вероятности того, что этот эффект будет получен.
Существуют и иные взгляды на этапы принятия управленческого решения. В частности, М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури выделяют и описывают следующие шаги в процессе управленческого решения:
-постановка цели решения;
-установление критериев решения;
-выработка альтернатив;
-сравнение альтернатив;
-определение риска;
-оценка риска;
-принятие решения.
Схему процесса подготовки и принятия решения можно представить следующим образом: c. 212 Основ управленческой деятельности
На процесс принятия решения оказывают влияние следующие факторы:
-организационная структура;
-распределение полномочий в организации;
-участие работников в принятии решений;
-личностные качества руководителя;
-уровень риска, время и изменяющееся окружение;
-информационные и поведенческие ограничения.
При принятии решения следует учитывать, что человек больше дорожит собственным решением, чем спущенным извне. Этот фактор особо учитывается в японских компаниях. Принятию решений здесь предшествует длительное, тщательное и всестороннее изучение проблем во всех инстанциях, подразделениях и звеньях. Если у работника создается впечатление, что ему приказывают, как автомату, то это считается грубейшей управленческой ошибкой, подрывающей "социальную гармонию" на предприятии.
Подготовка и принятие управленческих решений, как функция управления.
Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди
имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих
разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким
образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но
непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели,
альтернативы и решения.
Управленческое решение – это творческий акт, направленный на устранение
проблем, которые возникли на субъекте управления (организация, фирма и
т.д.). Описать математическим языком творческий процесс невозможно. Но
основные принципы технологии принятия решения уже давно разработаны. Данный
процесс лежит в основе планирования деятельности организации. План - это
набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для
достижения организационных целей.
Подготовка управленческих решений в современных организациях нередко
отделена от функции их принятия и предусматривает работу целого коллектива
специалистов. В «классической» теории управления она, как правило, является
функцией штабных служб.
Процесс осуществления решения связан с реализацией специального плана,
который представляет собой совокупность мероприятий, направленных на
достижение целей и сроков их реализации. Разработка такого плана –
прерогатива соответствующих служб в аппарате управления. Однако сегодня к
его разработке привлекаются те, кто будет его реализовывать, то есть
непосредственные исполнители.