Различия в понятиях регламента и нормирования управленческого труда государственной и муниципальных служащих РФ.
Существующие сейчас должностные регламенты государственных служащих
Существующие сейчас должностные регламенты государственных служащих — это описание функционала каждой конкретной должности, то есть должностные обязанности государственного служащего на замещаемой должности. По-моему, наличие такого регламента — скорее плюс, так как в случае возникновения каких-либо проблем можно руководствоваться этим документом.
Второй аспект регламентации состоит в разработке госорганами административных регламентов исполнения государственных функций или услуг. Эти регламенты направлены на совершенствование деятельности госорганов по оказанию государственных функций или услуг населению и организациям, включая рационализацию деятельности исполняющих их государственных служащих.
Нормирование труда
Статья 159. Общие положения
1. Нормирование труда - это процесс установления необходимых затрат труда и его результатов, оптимальной численности работников различных категорий и групп, их удельных соотношений в общей численности персонала организации, необходимых соотношений между численностью работников и количеством единиц орудий труда (машин, механизмов, приборов, установок и проч.).
Коллективный труд, основанный на разделении и кооперации трудовых функций (работ), объективно требует измерения количества и качества труда, потребного для производства тех или иных благ (оказания услуг), организации труда участников производственного процесса, а также определения доли участия каждого из них и размера вознаграждения за труд.
Количественная и качественная мера труда или необходимые затраты рабочего времени на выполнение заданного объема работ (функций, услуг) при достигнутых в организациях организационно-технических условиях определяется путем установления нормы труда в качестве синонима меры труда.
В современных условиях повышается значимость выполнения нормами труда их основных функций - меры труда, меры вознаграждения за труд, эталона эффективности организации производства, труда и управления, критерия оценки уровня производительности труда, цены и качества труда.
Усиливается роль нормы труда как меры трудовой деятельности каждого работника, его интенсивности труда, что свидетельствует об экономическом и социальном значении установления равнонапряженных норм трудовых затрат.
Функция нормы труда как меры оплаты его выходит за рамки государственного регулирования во внебюджетной сфере экономики, становится прерогативой организации. При этом возрастает роль норм труда как средства распределения конечных результатов (прибылей) любого производства (по созданию материальных благ, оказанию услуг и др.) и стимулирования трудовой деятельности работников путем установления и внедрения комплексно обоснованных норм затрат труда (см. комментарий к ст. 160 ТК РФ).
РЕГЛАМЕНТ
(франц. reglement, от regie - правило)
1) правила, устанавливающие, регулирующие порядок и время проведения мероприятий и действий, осуществления деятельности, ограничивающие их определенными пределами. Например, регламент проведения собраний, совещаний, конференций. Установление и контроль за соблюдением таких правил называется регламентацией;
2) название некоторых актов международных конгрессов и конференций.
Нормирование управленческого труда
Для нормирования управленческого труда применяют расчетные методы, основанные на использовании нормативов и норм времени, численности и управляемости (числа подчиненных), и исследовательские методы, основанные на изучении и оценке организации и затрат труда.
Нормативы выражают закономерности, характе-ризующие зависимость нормируемых величин от изменения совокупности влияющих на них факторов. Нормативы могут быть рассчитаны на несколько вариантов выполнения одного и того же вида работ в различных условиях. Нормы выражают конкретные значения нормируемых величин на конкретную работу, выполняемую в определенных, рациональных для данного случая условиях.
Нормы и нормативы времени отражают затраты труда на выполнение определенной работы (операции) в единицах времени — человеко-часах, человеко-днях. Используются для нормирования машинописных работ, копирования, размножения документов, некоторых видов бухгалтерских, плановых работ и т. п.
Нормы и нормативы управляемости (числа подчиненных) определяют количество работников (подразделений), которыми может успешно управлять один руководитель (орган управления) в соответствующих условиях. Используются для расчета числа руководителей (органов) управления, для установления рационального количества ступеней управления.
Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
Каждое управленческое решение должно отвечать следующим требованиям:
-иметь ясную цель, поскольку в противном случае принятие обоснованных рациональных решений невозможно;
-быть своевременным, т.е приниматься тогда, когда реализация этого решения может привести к поставленной цели. Своевременность решения определяется тем на какой стадии оно принимается: в самом начале, когда конфликт только еще зарождается и его можно устранить без больших хлопот и затрат; в период когда конфликт назрел, приобрел острые формы, и уже неизбежны крупные потери и издержки; на стадии развития конфликта, когда уже ничего не изменить, и поэтому остается только подсчитать убытки и наказать виновных;
-быть обоснованным, т.е. иметь всестороннюю сбалансированность по срокам, ресурсам и целям;
-быть законным, т.е соответствовать требованиям нормативных правовых актов;
-быть непротиворечивым, т.е. всесторонне согласованным с предшествующими решениями, с внутренними и внешними обстоятельствами;
-быть экономичным, т.е. иметь высокие конечные результаты при наименьших затратах;
-быть понятным исполнителям без каких-либо дополнительных уточнений и разъяснений.