Виды и характеристики изнашивания.
При эксплуатации машин процессы, вызывающие повреждения и разрушения деталей, именуют вредными. Повреждение детали – это частичная потеря ею служебных свойств. Разрушение – это всякий протекающий в материале или на его поверхности процесс, приводящий к невозможности выполнения деталью заданных функций.
К вредным процессам относятся: изнашивание рабочих поверхностей деталей вследствие трения, разрушение и повреждение деталей под действием различных нагрузок (пластическое деформирование, излом, усталость металла, тепловое и электроэрозионное разрушение), под действием химически активных сред (химическая и электрохимическая коррозия), потеря сообщенных детали служебных свойств (размагничивание, потеря упругости) и др.
Изнашивание – это процесс постепенного изменения размеров и формы тела при трении, проявляющийся в отделении с поверхности трения материала и в его остаточной деформации. Результатом изнашивания является износ, который выражается обычно в единицах линейных величин, в отдельных случаях – в единицах массы.
Изнашивание деталей – одна из основных причин снижения срока службы машин. Изнашивание зависит от ряда факторов, в частности от условий трения.
Виды трения.Внешнее трение есть явление сопротивления относительному перемещению, возникающее между двумя телами в зонах соприкосновения поверхностей по касательным к ним. С целью упрощения терминологии внешнее трение далее именуется просто трением.
Различают трение покоя и движения. Трение покоя – это трение двух тел при предварительном смещении. Трение движения – это трение двух тел, находящихся в относительном движении.
В зависимости от вида относительного движения различают трение скольжения, трение качения и трение качения с проскальзыванием. Примерами трения качения с проскальзыванием являются трение между зубьями колёс в зубчатых передачах, трение шариков и роликов по поверхностям колец шарико- и роликоподшипников.
В зависимости от наличия между трущимися телами смазки различают трение сухое, граничное и жидкостное.
Сухое трение – это трение движения двух твёрдых тел без смазки на соприкасающихся поверхностях. Оно может быть получено в чистом виде в условиях абсолютного вакуума, т.е. при отсутствии воздействия окружающей среды. В практике к условиям сухого трения несколько приближается работа звеньев гусениц на песчаном сухом грунте.
Граничное трение – это трение движения двух твёрдых тел, имеющих на своих поверхностях незначительный слой смазочного материала (порядка 0,1 мкм), обладающего свойствами, отличающимися от объёмных свойств жидкостей при жидкостном трении.
Жидкостное трение – явление сопротивления относительному перемещению, возникающее между двумя трущимися телами, разделёнными слоем смазочного материала, в котором проявляются его объёмные свойства.
Основной характеристикой трения является его сила, т.е. сила сопротивления относительному перемещению двух тел при трении.
Виды изнашивания. Изнашивание подразделяется на три основные группы: механическое, молекулярно-механическое и коррозионно-механическое. Механическое изнашивание наблюдается при механическом взаимодействии материалов изделия; молекулярно-механическое изнашивание происходит в результате механического взаимодействия материалов и одновременного воздействия молекулярных или атомарных сил; коррозионно-механическое изнашивание происходит при трении материала, вступившего в химическое взаимодействие со средой.
Рассмотрим разновидности приведённых трёх групп процессов изнашивания.
Механическое изнашивание подразделяют на абразивное и усталостное.
Абразивное изнашивание – это процесс, при котором трущиеся поверхности разрушаются в результате царапающего или режущего действия твёрдых тел или частиц. Абразивные частицы могут попасть на поверхность материалов в результате неудовлетворительной фильтрации масла либо в результате твёрдых образований разрушенных микрообъёмов, а также могут быть продуктами окисления смазочных материалов. Скорость абразивного изнашивания составляет от 0,5 до 50 мкм/ч.
Разновидностью абразивного изнашивания является гидро- и газоабразивное изнашивание, когда износ происходит в результате воздействия на материал твёрдых частиц, увлекаемых, соответственно, потоком жидкости или газа. Гидроабразивному изнашиванию подвержены плунжеры и втулки топливных насосов дизелей, отверстия в корпусах и золотники гидрораспределителей, цилиндры гидросистем и др. Газоабразивному изнашиванию подвержены, например, детали воздухоочистителей двигателей.
Разновидность механического изнашивания – кавитационное изнашивание поверхности при относительном движении твёрдого тела в жидкости в условиях кавитации, т.е. при нарушении сплошности потока жидкости с образованием кавитационных (воздушных) пузырей, которые уменьшаются в объёме с большой скоростью и затем разрываются. Это приводит к гидравлическому удару жидкости о поверхность детали с образованием разрушений в виде каверн диаметром от 0,2 до 1,2 мм.
Усталостное изнашивание поверхности трения или отдельных её участков является следствием многократного деформирования микрообъёмов материала, приводящего к возникновению трещин и отделению с поверхностного слоя частиц материала. Основной показатель усталостного изнашивания – глубина деформируемого слоя на поверхности трения.
Усталостное изнашивание возможно как при трении качения, так и при трении скольжения и зависит от удельного давления в сопряжении, свойств материала детали и частоты циклов нагрузки. При чистом качении наблюдается контактная усталость, которая проявляется в образовании местных очагов разрушения в виде осповидных углублений (питтинг). При трении скольжения образуется износ, связанный с усталостной природой разрушения. В таких сопряжениях, как зубчатые передачи, опоры качения, кулачок – ролик, могут иметь место оба вида разрушения, т.к. в этих парах наблюдаются и качение и скольжение.
Молекулярно-механическое изнашиваниеподразделяют на адгезионное и избирательный перенос.
Адгезионное изнашивание происходит в связи с возникновением на отдельных участках контактирующих поверхностей молекулярных (адгезионных) взаимодействий, силы которых превосходят прочность связей поверхностного слоя материала с основным материалом детали. Проявление атомно-молекулярных связей зависит от свойств материалов контактирующих поверхностей. К адгезионному изнашиванию склонны пары с металлическими поверхностями. Адгезионное изнашивание выражается в глубинном выравнивании материала и переносе его с одной поверхности на другую, что приводит, как правило, к заеданию деталей. Износ при заедании может возникнуть в зубчатой паре или в опорах качения при высоких контактных нагрузках и отсутствии смазки.
Изнашиваниев условиях избирательногопереноса также характеризуется атомарными явлениями в зоне контакта и наблюдается, например, при трении металлополимерных пар, когда полимер переносится на поверхность металла, образуя на ней мономолекулярный слой. Образование в данном случае прослойки благоприятно сказывается на фрикционных характеристиках пары и приводит к резкому уменьшению интенсивности изнашивания.
Коррозионно-механическое изнашиваниеподразделяют на окислительное и изнашивание при фреттинг-коррозии.
Окислительное изнашиваниевозникает при наличии на поверхностях трения защитных плёнок, образовавшихся в результате взаимодействия материала детали с кислородом. Согласно исследованиям Б. И. Костецкого, существуют три формы окислительного износа: первая образуется в результате удаления с поверхности трения ультрамикроскопических химически адсорбированных плёнок; вторая – при удалении микропленок твёрдых растворов и эвтектик химических соединений кислорода и металла; третья – в результате периодического образования и отслаивания крупных слоев химических соединений кислорода и металла. Окислительное изнашивание – это установившийся стационарный процесс динамического равновесия разрушения и восстановления оксидных плёнок.
Следует отметить, что возникновение оксидных плёнок не исключает, а ускоряет усталостное разрушение материала, т.к. в результате взаимодействия кислорода и металла образуются слои с повышенной хрупкостью, ускоряющей разрушение материала. Окислительному изнашиванию подвержены шейки коленчатых и распределительных валов, поршневые пальцы и втулки опоры качения. Скорость окислительного изнашивания составляет от 0,05 до 0,1 мкм/ч.
Изнашивание при фреттинг-коррозиипроисходит в процессе малых относительных колебательных перемещений контактирующих металлических поверхностей в результате периодических деформаций или вибраций элементов конструкции. При фреттинг-коррозии наблюдаются схватывание, абразивное изнашивание и усталостно-коррозионные явления. Этот вид изнашивания характерен для поверхностей деталей в неподвижных соединениях, воспринимающих вибрационные нагрузки (например, наружные поверхности наружных колец шарико- и роликоподшипников, поверхности отверстий в корпусах подшипников, в заклёпочных соединениях, работающих при вибрационной нагрузке, и др.). Фреттинг-коррозия может возникать при сухом трении и в условиях смазки.