II.2. Метапредметные результаты
− Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.
− Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.
− Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
− Опыт использования методов решения проблем творческого и поиско-вого характера.
− Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
– Способность к использованию знаково-символических средств матема-тического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности.
− Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных Интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, органи-зации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и позна-вательными задачами, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
− Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к из-вестным понятиям), необходимых человеку для полноценного функциони-рования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.
− Овладение навыками смыслового чтения текстов.
− Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность
и право каждого иметь свое мнение, способность аргументировать свою точку зрения.
− Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении − готовность конструктивно их разрешать.
− Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщенного характера и роли в системе знаний.
− Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и от-ношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.
− Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
II.3. Предметные результаты
− Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по по-лучению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
– Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
– Овладение устной и письменной математической речью, основами ло-гического, эвристического и алгоритмического мышления, пространствен-ного воображения, счета и измерения, прикидки и оценки, наглядного пред-ставления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), ис-полнения и построения алгоритмов.
– Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значе-ния, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, ис-полнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие фор-мулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, рабо-
тать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и це-почками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
– Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
– Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамот-ности.
– Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.
III. Содержание курса математики 1−4 классы5
Числа и арифметические действия с ними (200 ч) Совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством.
Составление совокупности по заданному свойству (признаку). Выделение ча-сти совокупности.
Сравнение совокупностей с помощью составления пар: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на ¼ Порядок.
Соединение совокупностей в одно целое (сложение). Удаление части совокупности (вычитание). Переместительное свойство сложения совокуп-ностей. Связь между сложением и вычитанием совокупностей.
Число как результат счета предметов и как результат измерения величин. Образование, название и запись чисел от 0 до 1000000000000. Порядок
следования при счете. Десятичные единицы счета. Разряды и классы. Пред-ставление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Связь между десятичной системой записи чисел и десятичной системой мер.
Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения (>, <, =, ¹). Сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел. Знаки
арифметических действий (+, −, ∙ , : ). Названия компонентов и результатов арифметических действий.
Наглядное изображение натуральных чисел и действий с ними. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических
действий (между сложением и вычитанием, между умножением и делением).
5Прямым шрифтом обозначены разделы, полностью обеспечивающие требования ФГОС НОО к личностным, метапредметным и предметным результатам образования по математике, а курсивом − те разделы, которые учащиеся имеют возможность дополнительно освоить при обучении по данной програм-ме.
19
Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Частные случаи умножения и деления с 0 и 1. Невозможность деления на 0.
Разностное сравнение чисел (больше на..., меньше на ...). Кратное срав-нение чисел (больше в ..., меньше в ...). Делители и кратные.
Связь между компонентами и результатов арифметических действий. Свойства сложения и умножения: переместительное и сочетательное
свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания (правила умножения числа на сумму и суммы на число, числа на разность и разности на число). Правила вычитания числа из суммы и суммы из числа, деления суммы и разности на число.
Деление с остатком. Компоненты деления с остатком, взаимосвязь между ними. Алгоритм деления с остатком.
Оценка и прикидка результатов арифметических действий. Монеты и купюры.
Числовое выражение. Порядок выполнения действий в числовых вы-ражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выра-жения. Использование свойств арифметических действий для рационали-зации вычислений (перестановка и группировка слагаемых в сумме, мно-жителей в произведении и др.).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, прикидка результата, оценка достоверности, вычисление на калькуляторе).
Измерения и дроби. Недостаточность натуральных чисел для прак-тических измерений. Потребности практических измерений как источ-ник расширения понятия числа.
Доли. Сравнение долей. Нахождение доли числа и числа по доле. Процент.
Дроби. Наглядное изображение дробей с помощью геометрических фи-гур и на числовом луче. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и дро-бей с одинаковыми числителями. Деление и дроби. Нахождение части числа, числа по его части и части, которую одно число составляет от другого. Нахождение процента от числа и числа по его проценту.
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Пра-вильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Выделение целой части из неправильной дроби. Представление смешанного числа в виде неправиль-ной дроби. Сложение и вычитание смешанных чисел (с одинаковыми знамена-телями дробной части).
Текстовые задачи (130 ч)
Условие и вопрос задачи. Установление зависимости между величина-ми, представленными в задаче. Проведение самостоятельного анализа задачи. Построение наглядных моделей текстовых задач (схемы, таблицы, диаграммы, краткой записи и др.). Планирование хода решения задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом (по действиям с пояс-нением, по действиям с вопросами, с помощью составления выражения). Арифметические действия с величинами при решении задач. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Проверка решения задачи.
Задачи с некорректными формулировками (лишними и неполными данными, нереальными условиями). Примеры задач, решаемых разными спо-собами.
Выявление задач, имеющих внешне различные фабулы, но одинаковое математическое решение (модель).
Простые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сло-жение, вычитание, умножение, деление), содержащие отношения «больше (меньше) на ¼», «больше (меньше) в ¼»
Задачи, содержащие зависимость между величинами вида a = b ´ c: путь − скорость − время (задачи на движение), объем выполненной работы − производительность труда − время (задачи на работу), стоимость − цена товара − количество товара (задачи на стоимость)идр.
Классификация простых задач изученных типов.
Составные задачи на все 4 арифметические действия. Общий способ анализа и решения составной задачи.
Задачи на нахождение «задуманного числа». Задачи на нахождение чисел по их сумме и разности.
Задачи на приведение к единице.
Задачи на определение начала, конца и продолжительности события.
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Три типа за-дач на дроби. Задачи на нахождение процента от числа и числа по его про-центу.
Задачи на одновременное движение двух объектов (навстречу друг дру-гу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием).