Пространственно-временные представления
Примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через и другие.
Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.
Геометрические фигуры и величины
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин.
К концу обучения по программе «Раз – ступенька, два – ступенька…»предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения (даются на двух уровнях).
Уровень А (планируемый минимум образования)
1) Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
2) Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
3) Умение находить части целого и целое по известным частям.
4) Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.
5) Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
6) Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
7) Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
8) Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
9) Умение соотносить цифру с количеством предметов.
10) Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.
11) Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.
12) Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.
13) Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
14) Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.
Уровень Б (желаемый уровень)
1) Умение продолжить заданную закономерность с 1 – 2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности. Умение самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность.
2) Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение использовать для записи сравнения знаки <, >, =.
3) Умение выполнять сложение и вычитание в пределах 10 на основе предметных действий.
4) Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков +, -,=.
5) Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.
6) Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему (вместимости), площади.
7) Умение практически измерять длину и объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.д.). Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.
8) Умение наряду с квадратом, кругом и треугольником, узнавать и называть прямоугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамиду, параллелепипед (коробку), куб, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
9) Умение по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.
Тематическое планирование по программе «Раз – ступенька, два – ступенька…»
Полугодие
№ занятия | Тема | Кол-во занятий |
1-3 | Вводное занятие. Диагностика | |
4-8 | Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. | |
9-11 | Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства. | |
Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале). | ||
Пространственные отношения: на, над, под. | ||
14-15 | Пространственные отношения: справа, слева. | |
Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале). | ||
Пространственные отношения: между, посередине. | ||
Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много. | ||
Число 1 и цифра 1. | ||
Пространственные отношения: внутри, снаружи. | ||
Число 2 и цифра 2. Пара. | ||
Представление о точке и линии. | ||
Представление об отрезке и луче. | ||
Число 3 и цифра 3. | ||
Представление о замкнутой и незамкнутой линиях. | ||
Представления о ломаной линии и многоугольнике. | ||
Число 4 и цифра 4. | ||
Представление об углах и видах углов. | ||
Представление о числовом отрезке. | ||
Число 5 и цифра 5. | ||
Пространственные отношения: впереди, сзади. | ||
Сравнение групп предметов по количеству (на наглядной основе). Обозначение отношений: больше – меньше. | ||
Временные отношения: раньше, позже. Упражнения по выбору детей. | ||
Новогодняя елка для ребят |
Полугодие
№ заня- тия | Тема | Кол-во занятий |
1-2 | Полугодовое тестирование | |
3-4 | Выявление математических представлений детей. | |
5-6 | Число 6 и цифра 6. | |
7-10 | Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | |
11-13 | Число 7 и цифра 7. | |
14-16 | Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | |
17-19 | Число 8 и цифра 8. | |
20-21 | Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | |
22-24 | Число 9 и цифра 9. | |
25-26 | Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки(большая клетка – маленькая клетка). | |
27-28 | Число 0 и цифра 0. | |
Число 10. Представления о сложении и вычитании чисел в пределах 10 на наглядной основе. | ||
Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание. | ||
31-32 | Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание. | |
33-34 | Работа с таблицами. | |
35 -38 | Упражнения по выбору детей. Диагностика и тестирование |
Программа дошкольной подготовки по курсу развития речи и подготовки к обучению грамоте.
Пояснительная записка.
Курс развития речи и подготовки к обучению грамоте для дошкольников 5-6 лет является начальным звеном непрерывного курса «обучение грамоте – русский язык – чтение и литература» для 1-11классов, который создается в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Общая цель программы – подготовить в ходе дошкольного и школьного развивающего обучения функционально-грамотную личность как показатель качественного обучения, обеспечить у школьника готовность к дальнейшему развитию, которая понимается как «…система свойств и качеств личности школьника, обеспечивающая потребность и возможность самостоятельного развития, прежде всего в рамках определенного возрастного периода и при переходе от одного возрастного периода к следующему» (А.А.Леонтьев. Педагогика здравого смысла.)
Одним из способов достижения этой цели видится создание непрерывных курсов. Непрерывность на границе «детский сад – школа» обеспечивает преемственность в обучении. В связи с этим одна из целей настоящей программы – описание первого, начального звена непрерывного курса русского языка и обеспечение преемственности с программами «Школа 2100» для начальной и средней школы.
Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе. При этом готовность к школьному обучению определяется не умением ребенка читать и писать, а тем, в какую деятельность эти умения включены. Поэтому развитие дошкольника ведется по четырем основным линиям, определяющим готовность к школьному обучению: 1) линия формирования произвольного поведения; 2) линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности; 3) линия перехода от эгоцентризма к умению видеть мир с точки зрения других людей; 4) линия мотивационной готовности (А.А.Леонтьев. Психология учения и обучения в дошкольном возрасте.).
Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок при чтении и письме.
Цель курса – всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Задачи обучения:
1) формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
2) развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
3) формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;
4) развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;
5) развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
6) развитие умений общения с взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека;
7) развитие умений говорения, слушания и чтения;
8) развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
9) Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка;
10) развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;
11) развитие звуковой культуры речи; расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
Решение этих задач осуществляется в процессе занятий по развитию речи и по подготовке к обучению грамоте. Занятия проводятся по учебнику-тетради «По дороге к Азбуке» ч.3,4, «Наши прописи», ч.1 и 2
Содержание курса «По дороге к Азбуке» ч.3, 4.
Основным содержанием при обучении является развитие звуковой культуры речи, звуко-слоговой анализ слов. Работа по слого-звуковому анализу слов сочетается с работой по развитию речи, которая ведется по всем направлениям, описанным выше.
Работа ведется по следующим направлениям:
- Звуки:
- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение
- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
- Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
- Слоги:
- понятие «слог», слоговой анализ слов;
- подбор слов на заданное количество слогов;
- выделение в словах первого и последнего слогов;
- подбор слов на заданный слог;
- составление прямых и обратных слогов;
- чтение слогов.
- Слова:
- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
- изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;
- выявление в словах повторяющихся слогов с последующим их добавлением к другим словам;
- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;
- последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
- Буквы:
- знакомство с буквами;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- согласные и гласные буквы;
- соотнесение букв и звуков.
В течение всего обучения проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные задания на:
- выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;
- выделение одинаковых предметов из группы предметов;
- выделение лишнего предмета;
- объединение различных предметов в группы;
- выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
Курс занятий построен по принципу «минимакса», т.е. детям дается знаний больше, чем они могут усвоить, и каждый ребенок усваивает столько материала, сколько ему необходимо по его индивидуальным способностям в соответствии с условиями развития.
Тематическое планирование занятий по курсу «По дороге к Азбуке» ч.3,4
1 полугодие | 2 полугодие | ||||
№ | ч.3 Тема | №. | ч.4 Тема | ||
1-3 | Вводное занятие. Диагностика. | 35-36 | Полугодовое тестирование | ||
Звуки и буквы | Звук {Л} | ||||
Слова. Звуки. | Звук {Л,} | ||||
Звук {А} | Дифференциация звуков {Л,} и {Й} | ||||
Звук {О} | Звуки {В} и {В,} | ||||
Звук {Э} | Дифференциация звуков{В}- {Ф}, {В,}и {Ф,}. Звонкие и глухие согласные | ||||
Звук {И} | Звук {Ч,} | ||||
Звук {Ы} | Звук {Щ,} | ||||
Звук {И-Ы} | Дифференциация звуков {Ч,}-{Щ,} | ||||
Звук {У} | Звуки {Б} и {Б,} | ||||
Гласные звуки. | Дифференциация звуков {Б} - {П}, {Б,} - {П,} | ||||
Звук {М} Согласные звуки. Слоги. | Звуки {Д}, {Д,} | ||||
Звук {М,} Твердые и мягкие согласные звуки. | Дифференциация звуков {Д}-{Т}, {Д,}- Т,} | ||||
Звук {Н} | Звук {С} | ||||
Звук {Н,} | Звук {С,} | ||||
Звук {П} | Звук {Ц} | ||||
Звук {П,} | Дифференциация звуков {Ц}- {С}, {Ц}- {Ч,} | ||||
Звук {Т} | Звуки {Г} и {Г,} | ||||
Звук {Т,} | Дифференциация звуков {Г} - {К}, {Г,} - {К,} | ||||
Звук {К} | Звук {З} | ||||
Звук {К,} | Звук {З,} | ||||
Звук {Х} | Дифференциация звуков {С}- {З}, {С,}- {З,}. Свистящие согласные звуки | ||||
Звук {Х,} | Звук {Ш} | ||||
Звук {К-Х}, {К,-Х,} | Звук {Ш}-{С}, {Ш}-{Щ,} Дифференциация звуков | ||||
Звук {Ф} | Звук {Ж} | ||||
Звук {Ф,} | Звук {Ж}-{З}, {Ж}-{Ш} Шипящие согласные звуки | ||||
Звук {Й} | Звук {Р} | ||||
Звук {ЙО}. Дружные звуки. | Звук {Р,} | ||||
Звук {ЙУ} | Дифференциация звуков {Р}- {Л}, {Р,}- {Л,} | ||||
Звук {ЙА} | Страна Азбука | ||||
Звуки {ЙЭ}, {ЙО}, {ЙУ}, {ЙА}. | 66-68 | Закрепление и отработка ранее изученного | |||
Новогодняя елка | 69-72 | Диагностика и тестирование, анкетирование | |||
Тематическое планирование занятий по курсу подготовка к обучению письму («Наши прописи», ч.1 и 2 )
1 полугодие | 2 полугодие | ||
№ зан. | ч.1 Тема | № зан. | ч.2 Тема |
1-2 | ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Звуки и буквы. Диагностика. | 35-36 | Полугодовое тестирование |
3 -4 | Слова. Звуки. Звук { А}, буква А | 37-38 | Звуки {Л},{Л,}Буква Л. Слоги. |
5-6 | Звук {О}Звук {Э}Буквы О, Э, А. | 39-40 | Звуки {В} и {В,}Буквы В. |
7-8 | Звуки {И},{Ы} Буквы Ы, И, А, О, Э. | 41-42 | Звуки {В}, {В,}, {Ф}, {Ф,}. Буквы В, Ф. Слоги. |
9-10 | Звук {У} Гласные звуки и буквы. | 43-44 | Звуки{Ч,}, {Щ,}. Буквы Ч, Щ. |
11-12 | Звуки {М} и {М,} Буква М | 45-46 | Звуки{Ч,}, {Щ,}. Буквы Ч, Щ. |
13-14 | Звуки {Н}, {Н,} Буквы Н, М. Согласные звуки и буквы. Слоги. | 47-48 | Звуки {Б}, {П}, {Б,},{П,}. Буквы Б, П. Звуки {Д}, {Т}, {Д,}, {Т,}. Буквы Д, Т. |
15 -16 | Звуки {П}, {П,} Буквы П, Н, М, гласные буквы. | 49-50 | Звуки {С}, {С,}.Буква С. |
17-18 | Гласные звуки и буквы (А, О, У, И, Ы, Э). Согласные звуки и буквы (М, Н, П). | 51-52 | Звуки {Ц}, {С}, {Ч,} Буквы Ц, Ч.. |
19-20 | Звуки {Т}, {Т,} Буквы П, Т, Н, М. | 53-54 | Звуки {Г}, {К}, {Г,}, {К,}Буквы Г, К. |
21-22 | Звуки {К}, {К,} Буквы К, Т. Слоги с буквами К, Т. | 55-56 | Звуки {Г}, {К}, {Г,}, {К,} Буквы Г, К. Звуки {З}, {З,},{С}, {С,} Буквы З, С. |
23-24 | Звуки {Х}, {Х,} Буквы Х, К, Н, Т, П, М. | 57-58 | Звуки {З}, {З,}, {С}, {С,} Буквы З, С. |
25-26 | Звуки {Х}, {Х,} Буквы Х, К, Н, Т, П, М. | 59-60 | Звук {Ш}, Буква Ш. |
27-28 | Звуки {Ф}, {Ф,} Буквы Ф. Слоги с буквой Ф. Согласные буквы. | 61-62 | Звуки {Ш}, {Ж}, {З}. Буква Ж. |
29-30 | Звук {Й} Буквы Й и И. Буква Ё. | 63-64 | Звуки {Р}- {Р,}. Буквы Р. |
31-33 | Звуки {ЙУ}, {ЙО}, {ЙА}. Буквы Ю, Ё, Я. Слоги. | 65-66 | Звуки {Р}- {Л}, {Р,}- {Л,}. Буквы Р, Л. |
Новогодняя елка. | 67-72 | Повторение звуков и букв Закрепление и отработка ранее изученного Диагностика и тестирование, анкетирование |
Методическое обеспечение.
Приложение 1.
Тестирование 1 полугодие «Раз ступенька, два ступенька»
Расшифровка: задание выполнено правильно, без ошибок – 3 | задание выполнено менее 50 %, есть з и более ошибок - 1 |
задание выполнено правильно, есть 1-2 ошибки – 2 | задание не выполнено - 0 |
Итого:
Высокий уровень: 15 – 11;
Средний уровень: 10 – 6;
Низкий уровень: 5 и ниже
ФИО | Задание 1 Подбери подходящую цифру, а остальные зачеркни | Задание 2 Пронумеруй игрушки справо налево, напиши порядковый номер игрушки | Задание 3 Дорисуй в пустых половинках недостающие точки | Задание 4 Игра «Парашю-тисты» Соедини пример с ответом | Задание 5 Реши выражения по картинке | Итого | |
Группа 1 | |||||||
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. | |||||||
6. | |||||||
7. | |||||||
8. | |||||||
9. | |||||||
10. | |||||||
11. | |||||||
12. | |||||||
13. | |||||||
14. | |||||||
15. |
Приложение 2.