Раздел 4. Урок математики в начальных классах

Студент должен:

Знать:

- цели и задачи урока;

- способы организации деятельности учащихся при знакомстве с новыми понятиями;

- виды контроля и самоконтроля (пооперационный, итоговый), методические приемы их организации;

Уметь:

- устанавливать связь ранее изученного материала с новым;

- подбирать или самостоятельно составлять различные учебные задания;

- использовать различные способы организации деятельности учащихся при выполнении этих заданий;

- конструировать проблемные ситуации;

- четко формулировать цели проверки;

- использовать различные методы проверки.

Организация обучения математики: планирование учебного процесса по математики, формы организации обучения, урок математики и требования к нему, методы обучения, средства обучения. Цели и задачи урока. Взаимосвязь его этапов. Вариативность структуры. Способы организации деятельности учащихся при подготовки к изучению нового (устные упражнения, математический диктант, дидактическая игра, практическая работа и др.). Активизация деятельности учащихся при знакомстве с новыми понятиями и способами действий (создание проблемных ситуаций, наводящие вопросы, игровые ситуации, наблюдение, сравнение, обобщение). Закрепление знаний, умений и навыков. Виды контроля и самоконтроля (пооперационный, итоговый). Методические приемы, их организации. Оценка знаний, умений и навыков учащихся. Фронтальная, индивидуальная, групповая форма организации деятельности учащихся на уроке. Внеклассная работа по математике. Организация домашней работы. Особенности обучения математики в малокомплектной школе.

Раздел 5. Обобщающее повторение

Студент должен

иметь представление:

- обо всех понятиях, рассматриваемых в содержании курса методики обучения математике;

знать:

- программные требования курса математики начальной школы;

- принцип развивающего обучения;

- формы и методы изучения материала курса математики начальной школы;

- различные подходы к изучению материала (стабильные и альтернативные про-

граммы и учебники);

уметь:

- выбирать методические приемы изучения материала начального курса матема­тики и обосновывать свой выбор;

- проводить организацию урока на высоком методическом уровне.

Содержание учебного материала для обобщающего повторения с целью осуще­ствления подготовки к итоговой государственной аттестации определяется про­граммой методики преподавания начального курса математики и рассматривает во­прос Примерный тематический план учебной дисциплины.

Экзаменационные вопросы по методике преподавания

Начального курса математики

  1. Способы определения понятий в начальном курсе математики. Ознакомление учащихся с геометрическими фигурами: точкой отрезком, многоугольником, прямоугольником, квадратом. Обучение учащихся распознаванию этих фигур.
  2. Приёмы ознакомления младших школьников с высказываниями, содержащими квантор

общности (свойствами действий и геометрических фигур, правилами).

  1. Использование индуктивных рассуждений и аналогии в начальном обучении математике. Примеры дедуктивных умозаключений из начального курса математики.
  2. Методика формирования понятия «задача» в начальном курсе математики.
  3. Методика формирования понятий «больше на», «меньше на» в начальном курсе математики. Примеры простых задач с этими отношениями и методика обучения их решению.
  4. Методика формирования понятий «больше в…», «меньше в…» в начальном курсе математики. Примеры простых задач с этими отношениями и методика обучения их решению.
  5. Использование приёма классификации при обучении математике в начальных классах.
  6. Методика обучения решению задач с прямо пропорциональными и обратно

пропорциональными величинами.

9. Методика формирования понятия выражения в начальном курсе математики. Обучение нахождению значения выражений, содержащих более двух действий. Методика изучения числовых равенств и неравенств.

10. Формирование представлений об уравнении в начальном курсе математики.

11. Формирование у младших школьников представление о счёте, порядковом и количественном натуральном числе, последовательности и названии чисел натурального ряда.

12. Методика формирования у младших школьников понятий «меньше» и «больше» для

натуральных чисел.

13. Ознакомление учащихся начальных классов со смыслом сложения. Типы ситуаций с предметными действиями, раскрывающих конкретный смысл сложения.

14. Ознакомление учащихся начальных классов со смыслом вычитания. Типы ситуаций с предметными действиями, раскрывающих конкретный смысл вычитания.

15.Методика ознакомления учащихся начальных классов с умножением.

16.Методика ознакомления учащихся начальных классов с делением.

17.Методика ознакомления учащихся со случаями умножения и деления с нулями единицей.

18.Методика изучения свойств сложения в начальном курсе математики. Использование этих свойств при освоении устных приёмов сложения чисел.

19.Методика изучения правил вычитания в начальном курсе математики, их использование для устных приёмов вычитания чисел.

20.Методика изучения правил деления в начальном курсе математики и их использование для устных приёмов деления в пределах сотни.

21.Знакомство с понятием «деление с остатком» в начальном курсе математики. Обучение младших школьников приёмам деления с остатком.

22.Методика изучения свойств умножения в начальном курсе математики. Использование этих свойств при формировании устных приёмов умножения в пределах сотни.

23.Методика изучения нумерации чисел в пределах сотни и миллиона.

24.Методика изучения алгоритма письменного сложения.

25.Методика изучения алгоритма письменного вычитания.

26.Методика изучения алгоритма письменного умножения.

27.Методика изучения алгоритма письменного деления.

28. Методика формирования представлений о величинах (длине, массе, времени) в начальном курсе математики.

29.Методика формирования представлений о длине отрезков. Ознакомление с единицами длины и их соотношением.

30.Методика формирования у младших школьников представлений о площади и её измерения. Ознакомление с единицами площади и их соотношением.

31.Методика изучения долей и дробей в начальном курсе математики.

1. Условия подготовки и процедура проведения -

преподаватели, отвечающие за подготовку выпускников к государственным экзаменам Е.Р. Стеценко (педагогика), Валюх М.Н. (психология),

В.М. Алимов, Т.Л. Дубровина, Л.М. Лескова, И.Захарова

ГОС СПО по специальности 050709 Преподавание в начальных классах. Примерные программы МО РФ.

Разрабатывается программа (точный перечень всех тем, необходимых для подготовки студентов, в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников).

Перечень вопросов и практических задач (превышает количество вопросов и практических задач, необходимых для составления экзаменационных билетов).

Экзаменационные билеты (содержание до студентов не доводится).

Форма экзаменов - устная. Консультации проходят соответственно Положению (расписание консультаций прилагается).

Наши рекомендации