Причина возникновения травматизма
Проблема травматизма является острой во всех видах спорта, особенно в каратэ. Именно молодые люди, стараясь как можно скорее добиться высоких результатов, недостаточно усилий прикладывают для изучения и совершенствования техники движений, пренебрегают принципами постепенного повышения нагрузок, оптимизации соотношения объема и интенсивности нагрузки. Некоторые молодые спортсмены чрезмерно используют фармакологические средства как для стимуляции мышечной деятельности, так и для быстрого восстановления организма. Такой путь действительно может за короткое время привести к значительным результатам. Однако опорно-двигательный аппарат не всегда успевает подготовиться к повышенным требованиям для достижения высоких целей за короткий срок (Болотов В. М., 2010; Еганов А. В., 2006; 2008).
Проблема снижения травматизма, на наш взгляд, является своевременной и актуальной. Причины возникновения травматизма могут быть обусловлены организационными недостатками, методическими и индивидуальными особенностями спортсменов. Наиболее типичными ошибками тренеров и спортсменов, приводящими к травмам, являются:
– неблагоприятные санитарно-гигиенические условия;
– неправильная организация занятий;
– недостаточная технико-тактическая подготовленность;
– недочеты и ошибки в методике проведения занятий (недостаточно эффективная разминка, нерациональное чередование нагрузок, сверхвысокая интенсивность работы, отсутствие восстановительных средств);
– уровень материально-технического обеспечения;
– нарушение правил врачебного контроля;
– качество судейства;
– уровень подготовки тренера-преподавателя.
Целенаправленная работа по устранению этих ошибок способна свести спортивный травматизм к минимуму.
Хорошо продуманный и точно спланированный учебно-тренировочный процесс заранее исключает многие опасные ситуации и тем самым обеспечивается высокая степень безопасности на занятиях (таблица 10). Предупреждение спортивного травматизма есть комплекс организационно-методических мероприятий, направленных на постоянное совершенствование материально-технического обеспечения, улучшение условий проведения учебно-тренировочных мероприятий и соревнований, постоянное повышение квалификации врачей и тренерско-преподавательского состава (Еганов А. В., 2008, с. 240). Решение проблемы предупреждения травматизма заключается в совершенствовании техники и методики тренировки.
Таблица 10 – Типичные ошибки в методике тренировки, вероятность
получения травмы и меры ее предупреждения (по данным Д. Харре, 1971, переработано)
Профилактика спортивного травматизма требует прежде всего детального изучения причин и обстоятельств, вызвавших травму. Важным моментом предупреждения травм являются правильные действия при резком ухудшении самочувствия (болевые ощущения, утомление, потеря контроля над ситуацией, хронические очаги инфекций, индивидуальные особенности организма, возможные перерывы в занятиях) (Болотов В. М., 2010; Еганов А. В., 2006; 2008).
5.2 Правила поведения и требования безопасности на занятиях
1 Занятия должны проходить строго по расписанию.
2 Тренер до начала занятий должен проверить готовность спортивного зала состояние освещения, целостность выключателей, пол зала на отсутствие щелей, чистоту, сухость, состояние стен зала на отсутствие выступов, закрытие приборов отопления сеткамиили щитами, состояние вентиляции, наличие необходимого спортивного инвентаря и медицинской аптечки.
3 Занимающиеся должны быть в спортивной форме и однотипной обуви (кеды, спортивные тапочки).
4 На одежде отсутствуют застежки, металлические предметы, которые могут привести к травмам (кулоны, сережки, кольца и другие предметы).
5 Занятия должен проводить тренер, имеющий высшее образование и опыт по проведению подобных занятий.
6 Ученики входят в зал в присутствии тренера.
7 Необходим инструктаж спортсменов по технике безопасности, правилам игры, порядку выполнения упражнений.
8 Нельзя выполнять физические упражнения без предварительной разминки.
9 Во время соревнований занимающиеся должны подчиняться установленным правилам, не нарушать их.
10 На занятиях выполняются только те физические упражнения, которые разрешены.
11 Во время занятий не должно быть посторонних лиц, а также предметов, которые могут стать причиной травмы.
12 Занятия заканчиваются организованно по команде тренера-преподавателя.
13 По окончании занятий ученики убирают за собой спортивный инвентарь и оборудование.
При выполнении физических упражнений требуется исключительная дисциплина и строгое выполнение требований тренера (Болотов В. М., 2010).