I. Понятие организационной структуры.
Структура управления организации – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.
Элементы структуры – отдельные работники слудбы подразделения.
На разновидности структуры управления влияют:
1. Размеры производственной деятельности компании (крупная, средняя, мелкая).
2. Производственный профиль (один вид продуктов или широкий выбор).
3. Сфера деятельности (ориентация на местный, национальный или междунарожный уровни).
4. Масштабы зарубежной деятельности (наличие дочерних предприятий).
5. Характер объединения компании (концерн, финансовая группа и т.д.).
II. Типы структур.
Тип структуры зависит от полномочий по принятию решений в организации:
1. Централизованные – организации, в которых руководство оставляет за собой большую часть полномочий для принятия важных решений.
2. Децентрализованные организации – в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления и управляющие среднего звена имеют очень высокие полномочия в конкретных областях деятельности.
Структура управления:
1. Иерархическая – высокая степень разделения труда, развитая иерархическое управление, наличие многочисленных правил и норм поведения персонала, жёсткое разделение функций и т.д.
2. Органическая (Адаптивная) – отсутствие иерархии, смена лидеров по обстоятельствам, изменённая система норм и ценностей, временное закрепление функций за группами и т.д.
Виды структур управления.
1. Линейная структура управления – иерархическая; простейшая структура управления, отражает двухуровневое разделение труда: руководитель – исполнитель.
Достоинства: согласованность действий руководителей и подчинённых; простота управления, быстрая обратная связь; чётка выраженная ответственность руководителя; оперативность принятия решения.
Недостатки: необходимость всесторонней подготовки руководителей; отсутствие функциональных специалистов, перегрузка руководителей.
2. Линейно-функциональная структура управления – иерархическая; сочетает в себе линейные и функциональные принципы организации, взаимодействует между производственными и управленческими элементами систем.
При такой структуре управления всю полноту власти берёт на себя линейный руководитель, возглавляющий коллектив. В его подчинении находится исполнитель вспомогательного отделения, который помогает ему: руководитель предприятия – руководитель подразделения (заместитель директора по функциям) – исполнитель.
Достоинства: высокая компетентность специалистов; исключение дублирования функций; освобождение руководителей от глубокого анализа проблем;
Недостатки: чрезмерная заинтересованность в выполнении целей и задач «своих» подразделений; трудности коммуникаций; недостаточно чёткая ответственность: готовящие решение не участвуют в его реализации.
3. Матричная структура управления – органическая; временно созданная структура управления для решения конкретных задач. Смысл – собрать в одну команду квалифицированных работников.
Назначают руководителя проекта, который концентрируется на нём. Когда проект завершён, команда распускается. Руководитель программы не работает непосредственно с подчинёнными ему специалистами, которые подчинены линейным руководителям, а в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейный руководитель решает, кто и как будет выполнять ту или иную работу: руководитель предприятия – руководитель проекта (программы) – линейный руководитель – исполнитель.
Достоинства: гибкость; усиление контроля за выполнением задач; сокращение нагрузки на руководителей среднего звена; повышение личной ответственности за невыполнение работы.
Недостатки: Сложность организации; соперничество между руководителями программ; трудность приобретения навыков, необходимых для новой работы; сложность при расстановке приоритетов.
Лекция №6
Мотивация и потребности.
Мотивация – процесс побуждения работающего к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей через достижение организацией своих целей. В сём развитии мотивация прошла 4 этапа:
1. Метод «кнута и пряника» - т.е. система поощрений и наказаний за результаты труда, в независимости от личных способностей (до XX века).
2. Методы психологии – школа управленческих отношений (начало XX века).
3. Содержательные теории и мотивации – основа потребности (40-50 г. XX века).
4. Процессуальные теории – основанные на восприятии своих возможностей.
Ступени мотивации.
1. Возникновение потребности.
2. Возникновение мотивов.
3. Поиск типа поведения.
4. Осуществление действия.
5. Получения вознаграждения.
6. Удовлетворение потребности.
Формы стимулов.
Стимул – это побуждение к действию или причина поведения человека.
Формы стимулов:
1. Принуждение – увольнение, замечание, выговор.
2. Моральное поощрение – удовлетворение духовных и нравственных потребностей: благодарность, звание, публикации, награды и т.д.
3. Материальное поощрение – заработная плата, премия, льготные кредиты, бесплатное медицинское обслуживание.
4. Самоутверждение – творческое развитие личности, получение второго образования, авторское написание книги.