Фильтр в виде «Форма шахматки»
Таблица, полученная в результате выполнения фильтра в виде «Форма шахматки», представляет собой шахматку, в которой по горизонтали и вертикали показаны сгруппированные значения параметров объектов, а в ячейках на их пересечении – значение агрегата либо для одного из этих параметров, либо для любого другого параметра.
Для фильтра в виде «Форма шахматки» используются все закладки окна фильтра. Список на закладке «Показ» заполняется автоматически при выборе параметров группировки и агрегатов.
Чтобы настроить шахматку, нужно задать группировку по двум параметрам класса и включить какой-либо агрегат для одного из этих параметров.
Параметры, показанные по вертикали и горизонтали, можно поменять местами, щелкнув по кнопке на панели инструментов Формы шахматки. Это разовая операция, чтобы вернуться к прежнему положению параметров, нужно заново выполнить фильтр (кнопка ).
Пример. Фильтр в виде «Форма шахматки»
Содержание фильтра: Показать список всех сотрудников, у которых отчество «Петрович», с количеством одинаковых имен по каждой фамилии.
Настройка фильтра. Создайте фильтр. Выберите справочник «Физические лица». Введите название фильтра «Пример фильтра в виде «Формы шахматки».
В окне фильтра на закладке «Условия» задайте фильтр для параметра «Отчество»:
· тип оператора: «Значение»;
· оператор сравнения: «=»;
· значение: «Петрович»;
· опция «Не» − выключена;
· опция «Потомки» − выключена.
На закладке «Группировка» включите группировку по параметрам «Фамилия» и «Имя».
На закладке «Агрегаты» включите агрегат «Количество» для параметра «Имя».
В окне свойств хранимого фильтра выберите вид результата «Форма шахматки».
На Рис. 10.7.1 показан результат выполнения хранимого фильтра в виде «Формы шахматки». По вертикали перечислены фамилии, а по горизонтали – имена всех физических лиц, у которых отчество «Петрович». В ячейке показано, сколько человек имеют одинаковые имена и фамилии.
Рис. 10.7.1
Глава 11. Отчеты
Отчеты – это отдельный класс элементов системы, дающий пользователю возможность автоматически формировать необходимые отчеты и документы.
Отчеты бывают двух видов: статические и динамические.
Статические отчеты – элементы класса «Отчеты Word»; в них осуществляется привязка к данным конкретных элементов системы. В результате выполнения статического отчета пользователь получает актуальные данные только об этих элементах. Статические отчеты показываются в дереве Навигатора в разделе «Отчеты». Вызвать отчет на выполнение можно из контекстного меню «Отчеты –> Выполнить» или по кнопке на панели инструментов.
Внимание: Во время формирования отчета (включая формирование HTML-навигатора) нельзя работать с MS Word, MS Excel, MS Outlook и другими приложениями, использующими MS Word, MS Excel и буфер обмена. Рекомендуется закрыть эти приложения.
Динамические отчеты – элементы класса «Отчеты объектов»; в этих отчетах осуществляется привязка к классу элементов. В результате выполнения динамического отчета пользователь получает информацию о том элементе, от которого вызван отчет. Справочник динамических отчетов открывается выбором пункта Главного меню «Отчеты –> Отчеты объектов». Отчет вызывается на выполнение от объекта в Навигаторе или из формы списка элементов класса по кнопке на панели инструментов «Отчеты» выбором названия отчета.
Внимание: Создание и редактирование отчетов рекомендуется производить с использованием Мастера отчетов.
Мастер отчетов (Рис. 11.2.1) позволяет быстро создавать отчеты с помощью пошаговых подробных инструкций. В отчете настраивается связь между параметрами объекта, данные которых должны быть выведены, и привязками отчета. Тип привязки указывает, какие правила для помещения данных в документ применять (Таблица 11.2.1). В шаблон отчетов вставляются привязки в виде «Полей кодов» и «Закладок» автоматически при Генерации шаблона или вручную с использованием меню «Вставить привязку» (см. п. 11.3). Подробнее о мастере отчетов см. п. 11.2.
Шаблон отчетаможет быть сформирован в формате шаблона «Microsoft Word» или «Microsoft Excel». Формат шаблона выбирается при создании отчета. Если изменить впоследствии формат шаблона отчета, настроенный ранее файл шаблона будет удален безвозвратно.
Свойства отчетов можно просматривать также в стандартном окне свойств. Подробнее о свойствах отчетов см. п. 11.6.
В базе данных есть набор отчетов по регламентирующей документации, которые хранятся в папке «Шаблоны отчетов» справочника «Отчеты объектов». Перед формированием отчетов можно изменить шаблон отчета (например, вывести название организации).
Внимание: Перед редактированием структуры данных и шаблона отчетов, поставляемых в базе данных, рекомендуется копировать их (например, в папку «Пользовательские отчеты») и работать с копией отчета. Активность шаблонного отчета при этом нужно будет отключить (в справочнике «Отчеты объектов» выключить опцию отчета «Активный»). Разработчик Business Studio оставляет за собой право перезаписывать отчеты при обновлении программы.
Для просмотра параметров классов, их системных названий и назначения, следует использовать справочник «Объектная модель» (Главное меню –> Справочники). Подробнее о справочнике объектной модели см. п. 11.1.
Объектная модель
Справочник «Объектная модель» (Главное меню –> Справочники) служит для просмотра классов системы, состава параметров классов и их назначения. Этот справочник необходим при работе с отчетами, из него пользователь может получить информацию для формирования привязок к данным.
Рис. 11.1.1
Окно объектной модели может быть открыта из окон свойств и списков с помощью клавиши F1. В этом случае происходит позиционирование на выделенном параметре класса.
Классы
Классы – это справочники, которые используются в базе данных. Справочником является множество всевозможных конечных объектов одного типа. Например, классы «Процессы», «Субъекты», «Объекты деятельности» и проч.
Элемент справочника, в свою очередь, может являться объектным параметром для объекта другого класса. Например, параметр Тип документа в классе «Бумажные документы» является объектным параметром, который ссылается на элемент класса «Типы документа».
Перечисления
Перечисления – это вид данных, который используется в параметрах в виде выпадающих списков. Перечисление ограничивает число возможных вариантов, оно не может пополняться в процессе работы с ним конечного пользователя. Например, в классе «Субъекты» значение параметра «Тип субъекта» является перечислением: Подразделение, Должность, Внешний субъект, Роль, Папка.
Элементы списков
Элементы списков – это справочники для хранения экземпляров (строк) параметров типа «Список». Список используется для реализации отношения «один-ко-многим». Список представляет собой набор объектов одного и того же класса (класса элементов списка). Например, в классе «Процессы» используется параметр-список Нормативно-справочные документы. Строки этого списка хранятся в классе элементов списков «БизнесМодель.СписокНСДПроцессов», каждая строка связана с конкретным процессом отношением «один-ко-многим».
Также элементы списков используются для хранения параметров типа «Структура». В этом случае реализуется отношение «один-к-одному». Элемент структуры содержит свой набор параметров. Например, все «Объекты деятельности» имеют параметр-структуру Параметры ФСА. Элементы структуры хранятся в виде строк класса элементов списков «БизнесМодель.СтоимостьОбъектовДеятельности», каждая строка связана с конкретным Объектом деятельности отношением «один-к-одному».