Мощность и режимы работы двигателя
12. Взлетный режим (время непрерывной работы не более 5 мин.):
а) мощность, л. с. 1900—2%
б) обороты коленчатого вала, об/мин 2600
в) давление воздуха за нагнетателем, ммрт. Ст 1250—25
г) удельный расход топлива, г/л.с.-час 325—350
13. Номинальный режим на расчетной высоте:
а) расчетная высота (без учета влияния
скоростного напора), м 1600
б) мощность, л. с. 1630—2%
в) обороты коленчатого вала, об/мин. 2400
г) давление воздуха за нагнетателем, ммрт. ст. 1020±10
14. Номинальный режим у земли:
а) мощность, л. с. 1530—2%
б) обороты коленчатого вала, об/мин. 2400
в) давление воздуха за нагнетателем, ммрт. ст. 1020±10
г) удельный расход топлива, г/л.с.-час 285—315
15. Режим эксплуатационный 0,9 номинального у земли при температуре наружного воздуха +15°С
а) мощность, л. с. 1380—2%
б) обороты коленчатого вала, об/мин. 2300
в) давление воздуха за нагнетателем, мм рт. ст. 940±10
г) удельный расход топлива, г/л.с.-час 260—280
16. Крейсерские режимы работы двигателя на земле при температуре воздуха на входе в дроссельную коробку +15°С:
Режим работы двигателя (от номинала) | Мощность л/с | Обороты коленчатого вала | Давление за нагнетате-лем Рк мм рт.ст. | Удельный расход топлива г/л.с.-час | Часовой расход топлива кг/ч |
Крейсерский режим 0,75 | 850±10 | 225—240 | 260—280 | ||
Крейсерский режим 0,65 | 835±10 | 200—210 | 199—209 | ||
Крейсерский режим 0,6 | 820±10 | 200—210 | 184—193 |
17. Пределы оборотов коленчатого вала:
а) максимально допустимое число оборотов в
течение не более 30 сек.,об/мин. 2700
б) минимальное число оборотов, об/мин. 500—600
18. Температура головок цилиндров, измеряемая термопарами под задней свечой цилиндров № 2 и 5;
а) минимально допустимая для хорошей приемистости120°С
б) рекомендуемая для длительной работы 160—180°С, но не более 225°С
в) максимально допустимая для кратковременной
работы на взлете и наборе высоты в течение не
более 15 мин. (в том числе на взлете не более 5 мин.) 250°С
Топливо и основные агрегаты системы питания двигателя топливом
19. Сорт топлива Бензин Б-95/130 с октановым
числом не ниже 95(ГОСТ
1012—54).Заменитель Б-
100/130
20. Бензиновый насос БНК-10КТ, коловратный,
левого вращения с
передаточным числом 1 : 1
21. Насос непосредственного впрыска топлива НВ-82 правого вращения
с передаточным числом 1:6 и
14 насосными элементами
22. Начало впрыска топлива в цилиндр в градусах 30°+3-2после вмт в такте вса-
поворота коленчатого вала (устанавливается по цилин-дру № 4)
23. Тип регулятора смеси РС-24М
24. Давление топлива на входе в насосе НВ-82:
а) на малом газе, кг/см2 Не менее 1,0
б) на режимной работе, кг/см2 1,5—2
25. Форсунка впрыска топлива ФБ-10КТ по 1 на цилиндр
Система смазки
26. Сорт масла для летней и зимней эксплуатации Минеральное МК-22 или
МС-20 (ГОСТ 1013—49)
27. Масляный насос, тип, количество, направле- Два насоса: один насос
ние вращения и передаточное число к немуМШ-6СВ (задний), шесте-реночного типа с откачивающей и нагнетающей сту-пенями (установлен на задней крышке) с переда-точным числом 1,125 : 1, правого вращения. Второй насос ПМН-Т (передний) с нагне-тающей и откачивающей ступенями (установлен на носке картера), с переда-точным числом 1,19:1, правого вращения
28. Давление масла на эксплуатационных (режимах работы двигателя при температуре входящего масла 40—90°С, кг/см2:
а) в заднем маслонасосе Не менее 5,5
б) в магистрали подача к винту 40—43
в) в носке картера (на входе в регулятор) Не менее 4,0
г) в переднем маслонасосе Не менее 4,5
29. Минимальное давление масла на малом газе
(при n=600 об/мин) в заднем маслонасосе, кг/см2 Не менее 3,0
30. Прокачка масла через двигатель на номинальном
режиме при температуре входящего масла в
двигатель 65°С,кг/мин 40—70
31.Температура масла на входе в двигатель при замере в заднем масляном насосе,
а) рекомендуемая 65°С
б) минимальная 40°С
в) максимально допустимая для длительной работы 80°С
г) максимально допустимая в течение
не более 10 мин 90°С
32. Температура масла на выходе из двигателя, °С:
а) рекомендуемая Не выше 115
б) максимально допустимая в течение не более 10 мин.125
Система зажигания
33. Магнето 2 магнето МБ14Т-2М с
постоянным углом опереже-ния зажигания, левого вращения с передаточным числом 1,75 : 1
34. Угол установки магнето (опережение зажигания)
в градусах поворота коленчатого вала (главные
шатуны 2 и 5 цилиндров). Оба магнето (правое
и левое) устанавливаются по цилиндру № 2 при
зазоре между контактами прерывателя 0,2—0,3 мм 21±1° до в.м.т. такте сжатия
35. Свечи По 2 свечи на цилиндр
типа СД-38-БСМ, экранированные
36. Зазор между центральным и боковыми электрода-
ми, мм 0,28—0,36
Система запуска
37. Стартер Элеротроинерционный,
комбинированного действия СКД-2В или СКД-27
38. Генератор ГСР-6000А, левого
вращения
39. Вес и габаритные размеры двигателя:
вес сухого двигателя с дефлекторами и со стартером1020±2% кг
диаметр двигателя по крышкам клапанных коробок 1300 + 5 мм
длина двигателя с насосами НВ-82,2010 +10 мм
Примечание. Направление вращения агрегатов и приводов указано, если смотреть на них со стороны задней крышки или хвостовика.
Подготовка к запуску двигателя
1. При температуре наружного воздуха +5°С и ниже двигатели перед запуском необходимо подогреть от аэродромного подогревателя. Подогрев двигателя считать достаточным, когда термопары головок цилиндров и термометр входящего масла покажут по +20°С и когда воздушный винт будет свободно провертываться от руки.
При повторных запусках в течение летного дня, когда масло не разжижено, разрешается запускать двигатель без подогрева, если температура входящего в двигатель масла, и головок цилиндров не ниже +6°С.
При подогреве двигатели должны быть закрыты теплыми чехлами, плотно прилегающими к капотам, юбки капотов и створки шасси должны быть закрыты. Подушки из туннелей маслорадиаторов должны быть вынуты, а створки маслорадиаторов — приоткрыты на 10—15% для прохода горячего воздуха через соты маслорадиаторов.
Время, затрачиваемое на подогрев двигателя, зависит от температуры наружного воздуха, силы ветра, типа и состояния подогревателя.
Для подогревателя МП-85Э, подающего воздух с температурой до +100°С, при силе ветра, не превышающей 3 м/сек, подогрев двигателя с маслом, разжиженным .бензином, продолжается в среднем следующее время:
Условия подогрева | Температура наружного воздуха, °С | ||||
—5до —10 | —20 | —30 | —40 | —50 | |
Подогрев от одного рукава подогревателя | 30-40 мин, | 1 час | 1 час 20 мин. | 1 час 40 мин, | — |
Подогрев от двух рукавов подогревателя | — | — | 40 мин. | 1 час 05 мин. | 1 час 45 мин. |
Подогрев двигателя подогревателем типа МП-300 производится значительно быстрее.
1. В случае отмены вылета и, вследствие этого, прекращения подогрева обязательно после повторного подогрева произвести запуск и прогрев двигателя для восстановления смазки цилиндров и поршней. Многократный подогрев двигателей, более двух раз без запуска и прогрева, не разрешается, так как это ведет к разрушению деталей цилиндрово-поршневой группы.
2. При разжижении масла бензином (соответственно указаниям, приведенным на стр. 147) масло в баках и маслорадиаторах можно не подогревать до температуры Наружного воздуха минус 20°С (минимальная температура, в течение суток, предшествующих подогреву), так как за время подогрева двигателя масло в баках при закрытых створках шасси и радиатора прогревается до температуры не ниже минус 15°С, что обеспечивает нормальную подачу разжиженного бензином масла в двигатель. При температуре наружного воздуха минус 20°С и ниже (минимальная температура в течение суток, предшествующих подогреву) после подогрева двигателей подогреть масло в баках и маслорадиаторах, для чего: открыть одну половину створок шасси; подвести рукав подогревателя к заборному штуцеру маслобака. Подогрей масла в баке контролировать по состоянию масла на мерной линейке. Достаточно подогретое масло свободно стекает с вынутой из бака мерной линейки.
При температуре наружного воздуха минус 40°С время подогрева бака составляет 20 мин.
По окончании подогрева масла в баках прогреть, маслорадиаторы перед запуском, подведя на 10—15 мин. рукав подогревателя в туннель каждого радиатора.
По окончании подогрева двигателя слить из сливного крана флюгерной емкости маслобака 0,5 л масла для удаления конденсата влаги. При необходимости отогреть сливной кран. После слива кран закрыть и законтрить.
3. При температуре наружного воздуха минус 40°С и ниже при подогреве двигателей укрыть втулку воздушного винта дополнительным чехлом таким образом, чтобы обеспечить подвод теплого воздуха от двигателя к винту.
4. Перед запуском двигателя вторично проверить:
а) установлены ли колодки под основные колеса самолета;
б) имеются ли огнетушители у самолета;
в) подключен ли. аэродромный источник электроэнергии к бортовой сети самолета и достаточно ли напряжение бортовой сети самолета (напряжение должно быть не ниже 24 в);
г) закрыты ли двери (сигнальная лампочка не горит).
5. Убедиться, что заслонки противообледенительных устройств и обогрева кабин закрыты.
6. На пульте установить рычаги управления:
а) винтами в положение «Малый шаг»;
б) дросселем в положение, соответствующее 800— 900 об/мин;
в) регулятором смеси РС-24М в нейтральное положение;
г) противопожарными кранами бензосистемы в положение «Открыто».
7. Закрыть створки маслорадиаторов.
Зимой вложить подушки в туннели маслорадиаторов.
8. Включить пылефильтры.
Примечание. Пылефильтры не включать при запуске на аэродроме со снежным покровом или при осадках (снегопад, гололед).
9. Во избежание гидроудара непосредственно перед каждым запуском двигателя провернуть его коленчатый вал при помощи электростартера «напрямую», без предварительной раскрутки маховика, не включая зажигание и подачу топлива в цилиндры.
Для этого перед проворачиванием коленчатого вала электростартером при выключенном зажигании установить рычаг ручного управления насосом НВ-82 в положение «Останов» — полностью на себя. После этого, не производя раскрутки маховика стартера, включить одновременно переключатель «Сцепление» и «Раскрутка» и держать их включенными 6—7 сек.; при этом воздушный винт провертывается примерно на 5—6 оборотов. Если коленчатый вал двигателя не проворачивается от электростартера (при нормальном напряжении 24 — 28,5 в), необходимо выключить переключатели «Раскрутка» и «Сцепление», вывернуть по одной свече из цилиндров № 6, 7, 8 и 9 и провернуть коленчатый вал от руки за лопасти винта на 3—4 оборота, чтобы слить из цилиндров скопившееся масло или бензин.
Примечание. Указанные работы по удалению из цилиндров бензина или масла выполняет технический состав.
Промежуток времени между проворачиванием коленчатого вала вручную или электростартером и запуском двигателя не должен превышать 15 мин. В противном случае проворачивание повторить.
Предупреждения: 1. Если нет возможности по какой-либо причине провернуть перед запуском коленчатый вал двигателя электростартером, необходимо непосредственно перед запуском Провернуть воздушный винт вручную не меньше чем на 3 оборота (12 лопастей), при выключенном зажигании и выключенной подаче топлива.
2. Запрещается проворачивать коленчатый вал двигателя от электростартера перед запуском с предварительной раскруткой маховика. так как в случае наличия бензина или масла в камерах сгорания произойдет гидроудар и двигатель будет выведем из строя.
3. При температуре наружного воздуха ниже + 5°С провертывать винт неподогретого двигателя запрещается во избежание нарушения смазки и поломки хвостовиков приводов агрегатов
При провертывании винта электростартером «напрямую» при выключенном зажигании произвести заливку двигателя, для чего включить подкачивающий насос и периодически, по мере провертывания винта, включать на 1—2 сек. переключатель заливки. Убедиться по вытеканию бензина из дренажной трубки корпуса нагнетателя), что произведена заливка и дренажное отверстие не засорено.
Запуск
Непосредственно перед запуском (при положительных температурах окружающего воздуха) или сейчас же после запуска (при отрицательных температурах) открыть юбки капотов полностью,
Запуск двигателей производится от наземных источников питания электросети. Запуск от бортовых аккумуляторов допускается только при отсутствии наземных источников питания. Очередность запуска произвольная. После включения в бортовую сеть аккумуляторов нажатием вверх или вниз на переключатель раскрутки включить соответствующий электроинерционный стартер. Продолжительность раскрутки маховика стартера при напряжении в бортовой электросети, равном 24 в, не должна превышать 18 сек, а при напряжении в бортовой сети 27,5— 28,5 вне более 10 сек, В конце раскрутки маховика стартера необходимо включить подкачивающий насос (БЦН) для заполнения топливом топливопроводов. По окончании раскрутки, не выключая стартера, включить переключатель стартера на сцепление и после 2—3 оборотов воздушного винта включить зажигание При необходимости периодически в течение 2—3 сек. производить заливку.
Запускать горячий двигатель рекомендуется инерциальным способом, т. е. после окончания раскрутки маховика стартера выключить «Раскрутку» и включить сцепление, а после того, как винт сделает 1,5—2 оборота, включить зажигание. Если двигатель не запустится, то через 2 мин, повторить запуск. Повторное включение стартера разрешается производить не более пяти раз подряд с перерывами между включениями по 2 мин.
Если после пяти попыток двигатель не запустился, не обходимо дать остыть стартеру в течение не менее 10 мин разрешается производить один (из пяти) запуск со временем комбинированного действия стартера в течение 22сек., а остальные со временем комбинированного действия 7 сек. (не считая времени разгона).
Примечание, Если двигатель продолжительное время не работал, то перед запуском необходимо вручную провернуть воздушный винт на 3—4 оборота и убедиться в отсутствии скопления масла в цилиндрах,
Если при включении «Раскрутки» маховика стартера начнет проворачиваться воздушный винт, необходимо немедленно выключить «Раскрутку» и провернуть винт по ходу, чтобы вывести храповик стартера из зацепления с коленчатым валом двигателя. После того, как двигатель начнет работать, следует выключить электростартер, установить секторов дросселя 800—900 об/мин и внимательно наблюдать за показаниями манометров давления масла в двигателе, которое в течение первых 5—8 сек. после запуска должно достигнуть 3 кг/см2, и на этом режиме проработать 1—1,5 мин. Если давление масла в указанное время не достигнет 3 кг/см2, необходимо остановить двигатель и устранить неисправность в масляной системе.
Если зимой при запуске или прогреве возникает колебание давления масла, то это свидетельствует о недостаточном разжижении масла бензином или же о недостаточном подогреве масла в баках перед запуском.
При возникновении колебаний давления масла двигатель необходимо остановить и подогреть маслобак.
Зимой в момент запуска «нельзя допускать повышение Оборотов выше 900 об/мин во избежание чрезмерного увеличения давления масла в маслорадиаторе.
Прогрев двигателя
Прогревать двигатель следует на режиме 1000— 1100 об/мин при полностью открытых юбках капота до тех пор, пока температура входящего масла будет не ниже +30°, а выходящего не превысит на 5°С температуру входящего масла, после чего плавно увеличить число оборотов до 1500 об/мин и зимой прикрыть на половину юбки капотов. Прогрев на 1500 об/мин производить до тех пор, пока температура головки наименее нагретого цилиндра № 2 или 5 достигнет 100°С; после чего увеличить число оборотов до 1700 об/мин (зимой— при полузакрытых юбках капотов) и окончательно прогреть двигатель на этом режиме. По достижении температуры головки наиболее нагретого цилиндра № 2 или №5, равной 150—160°С, открыть юбки капотов полностью.
Двигатель считается прогретым, когда температура головок цилиндров № 2 и 5 достигнет 120°С (по наименее нагретому цилиндру), температура входящего масла будет не ниже +40°С, а температура выходящего масла не менее чем на 5°С выше температуры входящего масла
Зимой при температуре наружного воздуха мину: 30°С и ниже, чтобы обеспечить нормальный прогрев цилиндровой группы винта при переключении его шага, двигатель следует прогревать до температуры входящего масла плюс 50—55°С.
После прогрева двигателя, а зимой (когда температура входящего масла станет равной +60°С) перед опробованием следует остановить двигатель и вынуть подушку из туннеля маслорадиатора.
Предупреждение. Запрещается заканчивать прогрев на оборотах, меньших 1500 об/мин, так как в этом случае не прогреваются цилиндры передней звезды и перегреваются верхние цилиндры задней звезды.