Отказ двигателя на взлете после уборки шасси
1. При отказе одного из двигателей после начала уборки шасси (скорость равна или более 170 км/час), если не представляется возможности для безопасной посадки, разрешается продолжать полет на одном двигателе, немедленно зафлюгировав винт отказавшего двигателя.
Самолет обладает летными данными, позволяющими продолжать полет и преодолеть у границ аэродрома препятствия высотой до 25 м.
Высота 25 м с полным полетным весом 17500 кг в стандартных условиях достигается самолетом в случае отказа двигателя на скорости 170 км/час (при своевременном флюгировании винта отказавшего двигателя) на расстоянии 2000—2200 м от начала старта при взлете на взлетном режиме двигателей и 2200—2400 м — при взлете на номинальном режиме.
Вследствие возникновения при отказе одного из двигателей в полете разворачивающегося момента (из-за несимметричной тяги) происходит разворот (заброс) самолета в сторону отказавшего двигателя с креном в ту же сторону. При внезапном и полном отказе двигателя давление на ногу в первоначальный момент парирования разворота на скорости 165 км/час составляет 80 кг, а на скорости 180 км/час — 65 кг.
Для предотвращения разворота самолета в сторону отказавшего двигателя и для облегчения пилотирования самолета необходимо одновременно с дачей ноги в сторону работающего двигателя создать крен в 3—5° ту же сторону. В этом случае давление на ногу в установившемся полете на скорости 180 км/час и при зафлюгированном винте отказавшего двигателя составляет 20—25 кг. Давление на ногу при таком же полете с авторотирующим на большом шаге винтом составляет 30— 35 кг.
2. В случае (продолжения полета для завершения взлета на одном работающем двигателе командир корабля, удерживая самолет от разворота и крена, не теряя времени на выяснение причин отказа двигателя и определяя отказавший двигатель по направлению начала разворота самолета, должен немедленно дать команду бортмеханику или второму пилоту — (при отсутствии в составе экипажа бортмеханика)—«Левый флюгер» или «Правый флюгер» для незамедлительного флюгирования винта отказавшего двигателя, а при взлете на номинальном режиме работы двигателей прежде всего следует перевести работающий двигатель на взлетный режим — п = 2600 об/мин, Рк=1250 мм рт. ст. и сразу же произвести флюгирование винта), после чего отключить пылефильтры (если они были включены), а у неработающего двигателя закрыть пожарный кран, выключить зажигание и закрыть юбки капота и створки маслорадиатора.
Если взлет производился с применением закрылков, после преодоления препятствий и достижения скорости 180—185 км/час по прибору командир корабля должен дать команду бортмеханику (второму пилоту) убрать закрылки.
Дальнейшее пилотирование самолета должно производиться с одновременным увеличением скорости и высоты полета, а по достижении высоты 80—100 м на скорости 195—200 км/час по прибору уменьшить режим работающего двигателя до номинального (п =2400 об/мин, Рк= 1020 мм рт. ст.).
3. После завершения взлета на одном работающем двигателе и достижения безопасной высоты (80—100 м)командир корабля принимает все меры к быстрейшему к безопасному приземлению самолета.
4. Посадка самолета с одним работающим двигателем на аэродром разрешается в любом безопасном направлении, по усмотрению командира корабля.
Разрешается при необходимости производить посадку с убранным шасси, если это в сложившихся условиях наиболее безопасно. В этом случае перед приземлением следует выключить зажигание, перекрыть пожарные краны, а после приземления самолета включить в действиепротивопожарную систему на оба двигателя. Указанные действия выполняются бортмехаником или вторым пилотом по команде командира корабля.
5. Развороты на высоте менее 100 м после взлета с Оказавшим двигателем разрешается производить в любую сторону только на скорости не менее 200 км/час и с креном не более 10°.
И только в случае крайней необходимости (для обхода препятствий) допускаются пологие развороты в обе стороны на скорости менее 200 км/час, но не менее 180 км/час. При этом отвороты могут выполняться с креном не более 10° в сторону работающею двигателя и не более 5° в сторону неработающего двигателя.
При отворотах в любую сторону на скорости 180 км/час шарик указателя поворота должен быть обязательно смещен в сторону работающего двигателя на 2-3 мм.
6. В случае, если почему-либо винт отказавшего двигателя не переходит во флюгерное положение, необходимо перевести его на предельно большой шаг, оставив сектор дросселя «газ» полностью открытым. При этом зажигание и подача топлива у отказавшего двигателя должны быть выключены, а пожарный кран закрыт.
В одномоторном полете с авторотирующим на большом шаге винтом отказавшего двигателя скороподъемность самолета у земли снижается по сравнению с зафлюгрованным винтом на 0,5—0,6 м/сек.