Предполетный осмотр самолета бортмехаником
Предварительные работы
1. Проверить, имеются ли противопожарные средства около- самолета, установлены ли колодки под колеса шасси и заземлен ли самолет.
2. В зимнее время проверить, нет ли снега, льда и инея на поверхности самолета, на окнах пилотской и пассажирской (грузовой) кабин, астролюке и блистерах (на самолетах, имеющих блистеры); очищены ли от льда узлы управления и навески рулей, элеронов, закрылков и триммеров; удален ли снег или лед с воздухоприемников противообледенительной системы и обогрева кабин, с наружных антенн, приемников воздушных давлений и с других выступающих частей конструкции самолета.
3. Получить в ПДО формуляры и журнал приема-передачи. (В случае отсутствия бортмеханика в экипаже техдокументацию на самолет доставляет технический состав). Ознакомиться с записями в бортжурнале о неисправностях, имевших место на данном самолете в предыдущих рейсах, отмеченных экипажем, и с записями об устранении этих неисправностей, и при осмотре самолета, в случае сомнений в качестве работ, произвести соответствующую проверку.
Осмотр винтомоторных установок и планера
Осмотр и проверку самолета рекомендуется производить в определенной последовательности. Это способствует качеству, экономии времени и упрощению выполнения операций при осмотре.
На рис. 15 показана примерная схема маршрута при осмотре.
Пассажирская (грузовая) кабина, багажники и туалетная
4. Убедиться в отсутствии посторонних предметов в пассажирской кабине, багажниках и туалетной. Осмотреть окна, аварийные выходы и двери, нет ли повреждений. Убедиться, что аварийные выходы закрыты на замки и законтрены.
Рис. 15. Маршрут осмотра самолета:
1 — служебная кабина (проверка документации); 2 — пассажирская (грузовая) кабина, багажники, туалетная, хвостовой отсек; 3 — правая сторона фюзеляжа; 4 — хвостовое оперение; 5 — левая сторона фюзеляжа; 6 — левая нижняя часть крыла и центроплана; 7—левая установка шасси; 8 — левая ВМУ; 9 — левая верхняя часть крыла и центроплана; 10 — передняя установка шасси; 11 — носовая часть фюзеляжа; 12 — правая верхняя часть крыла и центроплана; 13 — правая ВМУ; 14 — правая установка шасси; 15 — правая нижняя часть крыла и центроплана; 16 — служебный отсек и кабины экипажа.
Убедиться в наличии на борту необходимых привязных и крепежных приспособлений для крепления грузов в грузовых самолетах).
1 При отсутствии бортпроводника убедиться в чистоте пассажирской кабины, туалетной комнаты, а также убедиться в нормальной заправке водой бачков умывальника и унитаза.
Принять на борт достаточный запас питьевой воды и бачка (термосов) буфета.
Хвостовой отсек фюзеляжа
6. Осмотреть отсек, нет ли повреждений, посторонних предметов и скопления воды или снега.
Правая сторона фюзеляжа
7. Осмотреть обшивку, нет ли наружных повреждений. Проверить, закрыт ли люк унитаза, люк зарядки воздухом и водой туалетной и лючки кассет парашютных ракет.
Хвостовое оперение
8. Осмотреть стабилизатор, киль, рули и триммеры, нет ли наружных повреждений, стоят ли триммеры нейтрально, цел ли колпачок хвостового огня.
При скорости ветра на аэродроме 18 м/сек и более в процессе приемки самолета от технического состава убедиться, что руль поворота законтрен струбциной.
Бели руль поворота не будет законтрен струбциной, техник, обслуживающий самолет, обязан осмотреть управление рулем и записать в наряд на техническое обслуживание, что управление рулем поворота осмотрено и оно мал равно.
Левая сторона фюзеляжа
9. Осмотреть обшивку и загрузочные люки багажников Она грузовых самолетах — грузовую дверь), нет ли повреждений.
Левая нижняя часть крыла и центроплана
10. Осмотреть выводы дренажных трубок бензобаков, убедиться в отсутствии их повреждений и загрязнений и в снятии пробок с дренажных трубок. Убедиться в снятии заглушек с выхлопных труб и патрубков противообледенительной системы.
Осмотреть обшивку, переднюю кромку крыла, закрылок и элерон, нет ли наружных повреждений. Удостовериться в надежности закрытия крышек смотровых лючков и в целости посадочной фары.
Проверить предъявленный технической бригадой отстой, слитый из бензобаков. Убедиться, что сливные краны закрыты и законтрены.
Воздушный винт левого двигателя
11. Осмотреть воздушный винт и отеплитель, нет ли к наружных повреждений.
Капоты левого двигателя
12. Проверить (при снятом чехле), нет ли течи масла
бензина из-под капотов, правильно ли закрыты замки капотов.
Левая установка шасси отсек
13. Убедиться вотсутствии наружных повреждений колес и покрышек и в случае сомнений в правильности зарядки пневматикою колес (по обжатию) проверить давление в пневматиках.
14 Осмотреть амортстойку, нет ли течи жидкости из-под уплотнений поршня, зарядных штуцеров, шлангов и трубопроводов тормозной системы. Убедиться в правильности зарядки амортстойки по ее осадке. 14. Убедиться в отсутствии следов течи бензина, масла и АМГ-10 на обшивке створок шасси. Открыть створки шасси, осмотреть агрегаты и трубопроводы систем, убедиться в отсутствии течи, а также в отсутствии загрязнений замков шасси. Закрыть створки шасси.
Левая верхняя часть крыла
центроплана
15. Осмотреть обшивку и обтекатели выхлопных труб, убедиться в отсутствии наружных повреждений. Проверить, плотно ли закрыты все лючки. Проверить по мерной линейке, предъявленной техсоставом, количество масла в баке. Убедиться в правильности закрытия крышки заливной горловины маслобака и контровки винта заливной горловины с мерной линейкой.
Убедиться в правильности закрытия заливных горловины бензобаков и их контровки.
Примечание. Закрытие заливных горловин и их контровка осуществляется технической бригадой.
Передняя установка шасси и отсек
16. Убедиться в отсутствии наружных повреждений колеса и покрышки, a случае сомнений в правильности зарядки пневматика (по его обжатию) проверить давление в пневматике.
Осмотреть амортстойку, нет ли течи жидкости из-под уплотнений поршня и зарядных штуцеров. Убедиться в правильности зарядки амортстойки по ее осадке, а демпферов по контрольным штырям.
17. Открыть задние створки,, осмотреть агрегаты, трубопроводы и шланги, нет ли течи из соединений гидросистемы. Убедиться в отсутствии загрязнений замков переднего шасси. Закрыть створки.
Носовая часть фюзеляжа
18. Осмотреть обшивку и стекла рулежных фар, нет ли наружных повреждений, закрыт ли носовой люк.
Проверить, закрыты ли смотровые люки.
Правая верхняя часть крыла, правая ВМУ, правая установка шасси, правая нижняя часть крыла и центроплана
Проверку производить в объеме, указанном для соответствующих левых частей.
Служебный отсек и кабины экипажа
19. Осмотреть астролюк, убедиться в надежности его закрытия замками.
20. Убедиться в правильности установки рукоятки распределительного крана противопожарной системы, который всегда должен находиться в положении «на правый двигатель». Проверить по манометрам давление в огнетушителях ОС-8.
21. Убедиться по меткам на трафарете масломерного стекла гидробака, что уровень жидкости в баке находится в необходимых пределах в соответствие с окружающей температурой и давлением в системе.
22. Дать наземному составу указание подключить к электросети самолета аэродромный источник электроэнергии.
Напряжение в бортсети от аэродромного питания при включенной нагрузке 12 а должно быть: в случае применения в качестве аэродромного источника электроэнергии аккумуляторов — не ниже 24 в, в случае применения мотор-генераторного агрегата — не ниже 27,5 в.
23. Поочередным кратковременным включением (при снятых чехлах ВМУ) проверить действие электромеханизмов: юбок капотов, створок маслорадиаторов, пылефильтров, подкачивающих бензонасосов (БЦН), заслонок противообледенительной и отопительной систем, а также проверить работу электрообогревателей туалета и кабины пилотов, электровентиляторов экипажа и электрообогрева лобовых стекол,
24. Перед ночным полетом кратковременным включением проверить исправность освещения приборов, оборудования, кабин и моторных установок, исправность рулежных и посадочных фар и аэронавигационных огней. Проверить, есть ли на борту сигнальные ракеты, сигнальный пистолет и переносная лампа.
25. Включить питание электроприборов выключателем на электрощитке пилотов и убедиться в исправности действия приборов. Убедиться в исправности обогрева приемников ПВД и ТП-156.
26. Проверить по указателям бензиномеров и масломеров количество заправленного топлива и масла. Сличить показания масломеров с данными, полученными при проверке количества масла в баках мерными линейками, и показания топливомеров с фактической заправкой топливозаправщиком. При этом убедиться, что количество топлива и масла соответствует полетному заданию.
27. Нажатием кнопки проверки пожарной сигнализации убедиться в ее исправности.
28. Расстопорить рули и элероны. Проверить действие рулей, элеронов и триммеров руля высоты, нет ли заеданий и тугого хода, а также убедиться в правильности отклонения рулей и элеронов. Проверить сигнализацию триммеров рулей и элерона при нейтральном положении триммеров.
29. Нажать на тормозные педали и убедиться, что давление в тормозах в пределах установленных норм.
30. Проверить состояние лобовых и боковых стекол. Кратковременным включением проверить работу обоих стеклоочистителей (3—5 взмахов резиновых щеток),
31. В случае если самолет оборудован кислородной системой:
— проверить зарядку кислородом бортовых и переносных баллонов и при необходимости дозарядить их да давления 30 кг/см2-,
— убедиться в работоспособности комплектов КП-24 и КП-32;
— проверить комплектность и исправность кислородных масок. 32. После окончания осмотра самолета и устранения обнаруженных неисправностей оформить приемку самолета от технической бригады, подготовить к запуску, запустить и опробовать двигатели.
Примечания: 1. Приемку самолета производить только после полного окончания технического обслуживания и подписания карты-наряда инженером (начальником смены), выпускающим самолет.
2. Подготовка двигателей к запуску (подогрев двигателей, маслорадиаторов и маслобаков) в начале летного дня производится АТБ (НАС аэропорта, авиаподразделения). Экипажем проверяется работа двигателей лишь перед выруливанием самолета на старт.
33. Перед запуском двигателей проверить надежность закрытия люков багажников и входной двери.