Модель организации как открытой системы.

1. Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в менеджменте в конце 50-х гг. явилось важ­нейшим вкладом школы науки управления.Системный подход - это не набор каких-либо принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.

Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами. Существует два основных типа си­стем: закрытые и открытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. Открытая система харак­теризуется взаимодействием с внешней средой.

Крупные составляющие сложных систем часто сами являются система­ми. Эти части называютсяподсистемами. В организации подсистемы -это различные отделы, уровни управления, социальные и технические составляющие организации.

2. Понимание того, чтоорганизации представляют собойсложные откры­тые системы, состоящие из нескольких взаимосвязанных подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ управления оказалась прак­тически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Они стремились сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации:

поведенческая школа занималась социальной подсистемой, школы на­учного управления - техническими. Ни одна из школ серьезно не заду­мывалась над воздействием среды на организацию.

• Организация получает из внешней среды информацию, капитал, чело­веческие ресурсы, материалы. Эти компоненты называютсявходами.

В процессе своей деятельности организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являют­сявыходами организации, которые она выносит в окружающую среду.

Если система управления эффективна, то в ходе процесса преобразова­ния образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли на рынке, увеличение объема продаж, рост организации.

Вопрос 16. Ситуационный подход к менеджменту

1. Определение ситуационного подхода

Ситуационный подход и процесс управления

1. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, ис­пользуя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуа­циям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода являетсяситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время. Используя данный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Как и системный, ситуационный» подход не является простым набором предписываемых руководств, этот способ мышления об организационных проблемах и решениях. В нем также сохранена концепция процесса управления. Итак,ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

2. Ситуационный подход использует ситуационные различия между орга­низациями и внутри самих организаций. Менеджеру необходимо опре­делить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию полхода можно объяснить как четырехшаговый процесс:

• менеджер должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевается знание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений;

• менеджер должен уметь предвидеть вероятные последствия (как положительные, так и отрицательные) от применения данной методики или концепции в конкретной ситуации;

• менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

Менеджер должен уметь отбирать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект, для конкретных ситуаций в тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем.

Наши рекомендации