Анализ типа телосложения человека для проектирования одежды
16 Окт 2011 . Отзывов (21) »
В предыдущейстатье мы рассмотрели основные особенности строения индивидуальной фигуры человека, которые существенным образом влияют на конструкцию одежды.
К частям тела, оказывающим немаловажное влияние на процесс конструирования и моделирования одежды, относятся также голова, шея, верхние и нижние конечности.
Голова, особенно лицевая ее часть, играют важную роль в гармонизации одежды с внешним обликом конкретного человека. Основные размерные характеристики головы (обхват головы, ее высота и ширина) при сопоставлении их друг с другом и с шириной плеч и ростом учитываются в основном при выборе соответствующей модели на этапе утверждения (согласования) эскиза будущего изделия.
Для целей разработки конструкции изделия на конкретную фигуру из перечисленных признаков учитываются в основном характеристики шеи и верхних конечностей. Форма нижних конечностей оказывает влияние на конструкцию только поясной одежды, в частности брюк, шорт, юбки - брюк.
Основными характеристиками шеи, учитывающимися при разработке конструкции изделия, а также при выборе соответствующих видов и параметров воротников, являются внешняя форма шеи, ее длина, наклон и обхват.
Основные характеристики шеи
Длина шеи определяется размерным признаком Дш.з. Установлено три варианта шеи по длине (см. рисунок а, б, в соответственно):
- короткая с Дш.з =13 - 32 мм;
- нормальная с Дш.з = 33 - 55 мм;
- длинная с Дш.з = 56 - 90 мм.
О ширине шеи судят по величине отношения ширины шеи к ширине челюстной части лица. По этому признаку можно выделить три варианта шеи:
- широкая (рисунок г),
- нормальная (рисунок д),
- тонкая (рисунок е)
По форме боковой поверхности шеи встречаются четыре варианта:
- цилиндрическая (рисунок ж),
- коническая, зауженная кверху (рисунок з),
- коническая, зауженная книзу (рисунок и),
- гиперболическая (рисунок к).
Форма верхних конечностей определяется величиной угла?, образованного положением продольных осей плеча и предплечья.
Признаки формы верхних конечностей
По этому признаку различают руки:
- нормальные, имеющие угол (? ??164° - см. рисунок а),
- согнутые в локте (?< 164° - см. рисунок б),
- спрямленные в локте (? > 164° см. рисунок в).
По пространственному положению верхней части руки (положению плеча) относительно туловища, характеризующемуся углом ?(см. рисунки г, д, е) Различают руки, имеющие
- отвесное положение (угол ? = 90°),
- переднее положение (? < 90°)
- заднее положение(? < 90°).
По степени развития мышц и подкожно - жирового слоя различают худые (тонкие), нормальные и полные руки с равномерным и неравномерным жирораспределением. При неравномерном жирораспределении местом его локализации является, зачастую, область плеча. Такой вариант рук встречается у женщин верхнего типа пропорций.
Учет формы верхних конечностей немаловажен при разработке конструкции рукавов, особенно их нешироких вариантов.
Форма нижних конечностей определяется положением осей бедра и голени и степенью развития мышц и подкожно - жирового слоя.
В зависимости от положения осей бедра и голени различают форму ног
- нормальную (рисунок а),
- О - образную (варусную, рисунок б),
- X - образную (вальгарусную, рисунок в),
- Л - образную (ноги циркуль, рисунок г),
- П - образную (рисунок д).
Варианты форм нижних конечностей
Носки ног (рисунок е, ж) могут излишне расходиться или быть повернутыми внутрь.
Определяют форму ног и места локализации подкожно – жирового слоя.
По этому признаку различают ноги с равномерным и неравномерным жирораспределением. В последнем случае наиболее характерным местом локализации подкожно - жирового слоя является область бедра. Такой тип ног встречается в основном у женщин нижнего типа пропорций.
Таким образом, тип телосложения конкретного заказчика может быть определен на основании анализа сочетаний полученных при визуальном осмотре и в процесс снятия мерок его фигуры и сопоставлении их с выделенными характеристиками наиболее часто встречающихся типов фигур.
Как уже отмечалось в предыдущей статье, в настоящее время еще не разработана четкая классификация внешних форм тела человека, учитывающая все многообразие морфологических признаков.
Следует привести примеры лишь нескольких классификационных характеристик типов женских фигур, наиболее часто встречающихся в практике изготовления изделий по индивидуальным заказам.
Так, в зависимости от профильных и фасовых конфигураций женских фигур на соответствующих конструктивных поясах (грудном, тазобедренном и плечевом), предложено одиннадцать типов телосложений женских фигур:
Типы телосложения женских фигур
- Первый тип (1). Фигуры условно пропорциональные, стройные.
- Второй тип (2). Фигуры с особенностями телосложения, заключающимися в отклонении наиболее выступающих точек лопаток от вертикальной плоскости, касательной к наиболее выступающим точкам ягодиц.
- Третий тип (3). Фигуры с особенностями телосложения, заключающимися в отклонении наиболее выступающих точек ягодиц от вертикальной плоскости, касательной к наиболее выступающим точкам лопаток.
- Четвертый тип (4). Фигуры с особенностями телосложения, заключающимися в отклонении выступающих точек грудных желез от вертикальной плоскости, касательной к передней стенке выпуклости живота.
- Пятый тип (5). Фигуры с высоким положением плечевых скатов.
- Шестой тип(6). Фигуры с низким положением плечевых скатов.
- Седьмой тип(7). Фигуры с различной высотой плеч.
- Восьмой тип(8). Фигуры с узким тазобедренным поясом по ширине в фас.
- Девятый тип(9). Фигуры с широким тазобедренным поясом по ширине в фас.
- Десятый тип(10). Фигуры с различной формой бедер с левой и правой стороны при постановке в фас.
- Одиннадцатый тип(11). Фигуры с сочетаниями двух или трех единичных отклонений, перечисленных в предыдущих вариантах, так называемые «сложно типовые фигуры».
Наибольшее разнообразие типов телосложения встречается у женщин больших размеров и полнот, поэтому для практических целей изготовления одежды при условии индивидуального пошива одежды представляет интерес изучение особенностей и классификация именно их телосложения.
Опыт работы специалистов Центра развития моды и закройщиков ведущих ателье позволил установить шесть вариантов телосложения женских фигур большой полноты.
Типы телосложения женских фигур большой полноты
- Тип 1 - характерен одинаковым выступанием грудных желез и живота спереди и одинаковым выступанием лопаток и ягодиц сзади (рисунок а).
- Тип 2 - характерен большим выступанием лопаток по отношению к ягодицам сзади (рисунок б).
- Тип 3 - характерен большим выступанием ягодиц по отношению к лопаткам сзади (рисунок в).
- Тип 4 - характерен большим выступанием живота по отношению к груди (рисунок г).
- Тип 5 - характерен большим выступанием грудных желез по отношению к животу (рисунок д).
- Тип 6 - характерен широким тазобедренным поясом, сильно выступающими бёдрами за вертикальные прямые, проведенные из передних углов подмышечных впадин (рисунок е).
В практике работы закройщиков зачастую встречаются фигуры с двумя или даже с тремя единичными отклонениями, изготовление изделий на которые требует тщательного анализа признаков внешней формы тела, с целью последующего использования полученных данных для точной разработки конструкции модели с учетом особенностей телосложения заказчика.
Безусловно, чёткое определение типа телосложения заказчика позволяет нацелить дальнейшие конструктивные разработки будущей модели на те изменения в конструкции, которые традиционно связаны с определённым типом фигуры. Однако, это уже тема отдельного цикла статей об особенностях конструирования одежды на фигуры нетипового телосложения.
Пропорции тела человека
22 Сен 2011 . Отзывов (5) »
При проектировании одежды любого вида большое внимание уделяется фактору подбора гармоничных пропорций изделий, формирующих костюм, а также их эстетическому соответствию пропорциям тела человека с учётом особенностей его телосложения.
По характеру пропорций отдельных частей тела отличают три основных типа телосложения человека:
- долихоморфный – характеризуется узким относительно коротким туловищем и длинными конечностями,
- брахиморфный – характеризуется относительно широким и длинным туловищем и короткими конечностями,
- мезоморфный – занимающий среднее положение между долихоморфным и мезоморфным, характерен для фигур нормального типового телосложения.
Соотношение частей тела к росту для женщин наиболее часто встречающегося среди населения мезоморфного типа, выраженное в процентах по отношению к росту, следующее:
- голова 13%
- шея 3%
- туловище 33%,
- рука 44%
- нога 51%
- ширина плеч 21%
- ширина таза 21%
Изучение соотношений частей тела человека с ростом и между собой необходимо проектировщику для решения задач подбора рациональных пропорций одежды так, чтобы представить фигуру человека в наиболее выгодном виде. Для этого на этапе эскизного проектирования принято использовать различные каноны или схемы построения фигуры человека.
Почти все выработанные каноны сводятся к установлению зависимости отдельных частей тела человека от условно взятой постоянной величины, или модуля. Изображения человека кажутся красивыми, если независимо от масштаба в них сохранены правильные пропорции. Эти пропорции выражены в числовых значениях или геометрическими схемами, в которых задаётся представление о размерах отдельных частей тела по отношению ко всей фигуре. Правильное и вместе с тем типичное членение фигуры человека, служащее образцом гармоничного представления, называется каноном.
Наиболее простым и распространенным является канон, в котором в качестве модуля выбирается высота головы. В таком случае для человека долихоморфного типа рост будет равняться 8 модулям, мезоморфного типа—7,5 модулям, брахиморфного типа—7 модулям. На рисунке приведен канон построения фигуры человека, модулем которой служит высота головы.
Как видно из рисунка:
- ширина плеч равна 1,5 модулям,
- расстояние между центрами грудных желез— 1 модулю,
- ширина таза— 1,5 модулям,
- ширина талии—1 модулю,
- положение талии—3 модулям,
- положение локтевого сгиба руки—3 модулям,
- положение лобка—4 модулям,
- положение низа колена (чашечки)—6 модулям,
- положение низа голени—7 модулям,
- положение стопы—7,5 модулям.
Определенный интерес представляет канон, основанный на правилах «золотого сечения». Закон «золотого сечения» сводится к тому, что при делении целого на две неравные части, целое так относится к большей части, как большая часть—к меньшей. Если целое— а, большая часть— в, меньшая часть— с, то а : в = в : с.
Пользуясь принципом золотого сечения, можно создавать в композиции костюма наиболее совершенные пропорции и устанавливать органичную связь между целым и его частями.
Однако пропорции одежды теряют всякий смысл, если они не увязаны с человеком. Поэтому соотношение деталей костюма определяется особенностями фигуры, её собственными пропорциями.
Конечно же, какой бы канон не брался за образец, на практике многие художники-модельеры и конструкторы одежды допускают отступления от этих канонов. Каноны, как правило, стремятся установить классический тип сложения тела, но фигуры человека различны в зависимости от возрастных, национальных и других признаков. К тому же, изменения модных тенденций и творческий подход дизайнеров к самовыражению через свои «произведения» очень часто приводит к отступлению от установленных канонов.