Тема 7: Изучение свойств спиртов и фенолов.

Цель:изучить и объяснить некоторые физические и химические свойства спиртов и фенола, связав с особенностями строения молекул.

Результаты опытов заносим в таблицу:

Вещества, их название Наблюдаемые явления Уравнения реакций, вывод
ОПЫТ 1.    
ОПЫТ 2.    
ОПЫТ 3.    
ОПЫТ 4.    
ОПЫТ 5.    
       

Контрольные вопросы.

1. В двух пробирках находятся: а) раствор фенола; б) раствор глицерина.

Определите с помощью химических реакций, какое вещество находится в каждой пробирке.

2. Какой максимальный объём водорода (при н.у.) может быть выделен натрием из 1 моль этандиола 1.2?

3. Фенол легко вступает в реакцию с азотной кислотой. При этом получается 2.4.6 – тринитрофенол (пикриновая кислота)

Составьте уравнение реакции.

4. Какое воздействие оказывает фенол на организм человека?

Тема 8: Свойства альдегидов и карбонатовых кислот.

Цель:изучить лабораторный способ получения альдегида, свойства альдегидов и карбоновых кислот.

Оборудование: штатив с пробирками, горелка, щипцы, магний (стружка), медная проволока, мыло, этиловый спирт, аммиачный раствор оксида серебра, раствор сульфата меди, гидроксида натрия, уксусной кислоты, формалин.

Результаты опытов заносим в таблицу:

Вещества, их название Наблюдаемые явления Уравнения реакций, вывод
ОПЫТ 1.    
ОПЫТ 2.    
ОПЫТ 3.    
ОПЫТ 4.    
       

Контрольные вопросы.

1. Как при помощи гидроксида меди (III) распознать глицерин и ацетальдегид?

2. Составьте уравнения реакции метановой кислоты:

А) с цинком;

Б) с гидроксидом натрия.

3. Простейшим представителем двухосновных кислот является щавелевая кислота. Можно ли считать её гомологом муравьиной кислоты? Ответ обоснуйте.

4. Если в глаз попала едкая жидкость, то чем его сначала промывают?

А) жидкость укажет преподаватель;

Б) чистой водой;

В) раствором борной кислоты.

Тема 9: Свойства углеводов.

Цель:изучить физические и химические свойства углеводов.

Оборудование: штатив с пробирками, асбестированная сетка, аммиачный раствор оксида серебра, 10% глюкозы, растворы гидроксида натрия, сульфата меди, сахарозы, йодная вода, крахмал.

Результаты опытов заносим в таблицу:

Вещества, их название Наблюдаемые явления Уравнения реакций, вывод
ОПЫТ 1.    
ОПЫТ 2.    
ОПЫТ 3.    
       

Контрольные вопросы.

1. Почему глюкозу называют альдегидоспиртом?

2. В трёх пробирках находятся: а) крахмал, б) сахароза, в) глюкоза.

Определите при помощи качественной реакции, какое вещество находится в каждой пробирке.

3. Какая масса сахарной свеклы, содержащей 22% сахарозы, будет подвергнута гидролизу для получения 25 кг. глюкозы?

4. Если в кабинете химии возник пожар, что в первую очередь должен сделать учащийся?

Тема 10: Распознавание органических веществ.

Цель:научиться проводить предварительный теоретический анализ предложенного условия, находить короткое и красивое решение эксперимента.

Задание 1:выданы три пробирки с веществами. В одной – глюкоза, в другой – этиловый спирт, в третьей – раствор глицерина. Определите химическим путём в какой пробирке какое вещество.

Докажите, что одно из трёх, выданных вам веществ является альдегидом.

Вещества, их название Наблюдаемые явления Уравнения реакций, вывод
ОПЫТ 1.    
ОПЫТ 2.    
ОПЫТ 3.    
       

Задание 2:выданы три пробирки с веществами. В одной – метаналь, в другой – фенол, в третьей – глицерин. Определите химическим путём в какой пробирке какое вещество.

Задание 3:выданы три пробирки с веществами. В одной – раствор фенола, в другой – сахароза, в третьей – глюкоза. Определите химическим путём в какой пробирке какое вещество.

Докажите, что сахароза является многоатомным спиртом.

Задание 4:а) определите с помощью характерных реакций каждое из трёх веществ: крахмал, сахар, глюкоза.

б) определите химическим путём в какой пробирке какое вещество: глицерин, мыло, крахмал (растворы).

Контрольные вопросы.

1. Что называется функциональной группой?

2. Какими реакциями можно обнаружить альдегид?

3. Какой объём оксида углерода (IV) образуется при полном сгорании 1 моль глюкозы?

4. Как должен поступить учащийся, если в результате его неосторожных действий на лабораторном столе происходит возгорание?

Варианты ответов:

а) попытаться погасить огонь подручными средствами;

б) сообщить преподавателю, отставив в сторону горючие предметы;

в) немедленно покинуть помещение.

Наши рекомендации