Тема 7: Изучение свойств спиртов и фенолов.
Цель:изучить и объяснить некоторые физические и химические свойства спиртов и фенола, связав с особенностями строения молекул.
Результаты опытов заносим в таблицу:
Вещества, их название | Наблюдаемые явления | Уравнения реакций, вывод | |
ОПЫТ 1. | |||
ОПЫТ 2. | |||
ОПЫТ 3. | |||
ОПЫТ 4. | |||
ОПЫТ 5. | |||
Контрольные вопросы.
1. В двух пробирках находятся: а) раствор фенола; б) раствор глицерина.
Определите с помощью химических реакций, какое вещество находится в каждой пробирке.
2. Какой максимальный объём водорода (при н.у.) может быть выделен натрием из 1 моль этандиола 1.2?
3. Фенол легко вступает в реакцию с азотной кислотой. При этом получается 2.4.6 – тринитрофенол (пикриновая кислота)
Составьте уравнение реакции.
4. Какое воздействие оказывает фенол на организм человека?
Тема 8: Свойства альдегидов и карбонатовых кислот.
Цель:изучить лабораторный способ получения альдегида, свойства альдегидов и карбоновых кислот.
Оборудование: штатив с пробирками, горелка, щипцы, магний (стружка), медная проволока, мыло, этиловый спирт, аммиачный раствор оксида серебра, раствор сульфата меди, гидроксида натрия, уксусной кислоты, формалин.
Результаты опытов заносим в таблицу:
Вещества, их название | Наблюдаемые явления | Уравнения реакций, вывод | |
ОПЫТ 1. | |||
ОПЫТ 2. | |||
ОПЫТ 3. | |||
ОПЫТ 4. | |||
Контрольные вопросы.
1. Как при помощи гидроксида меди (III) распознать глицерин и ацетальдегид?
2. Составьте уравнения реакции метановой кислоты:
А) с цинком;
Б) с гидроксидом натрия.
3. Простейшим представителем двухосновных кислот является щавелевая кислота. Можно ли считать её гомологом муравьиной кислоты? Ответ обоснуйте.
4. Если в глаз попала едкая жидкость, то чем его сначала промывают?
А) жидкость укажет преподаватель;
Б) чистой водой;
В) раствором борной кислоты.
Тема 9: Свойства углеводов.
Цель:изучить физические и химические свойства углеводов.
Оборудование: штатив с пробирками, асбестированная сетка, аммиачный раствор оксида серебра, 10% глюкозы, растворы гидроксида натрия, сульфата меди, сахарозы, йодная вода, крахмал.
Результаты опытов заносим в таблицу:
Вещества, их название | Наблюдаемые явления | Уравнения реакций, вывод | |
ОПЫТ 1. | |||
ОПЫТ 2. | |||
ОПЫТ 3. | |||
Контрольные вопросы.
1. Почему глюкозу называют альдегидоспиртом?
2. В трёх пробирках находятся: а) крахмал, б) сахароза, в) глюкоза.
Определите при помощи качественной реакции, какое вещество находится в каждой пробирке.
3. Какая масса сахарной свеклы, содержащей 22% сахарозы, будет подвергнута гидролизу для получения 25 кг. глюкозы?
4. Если в кабинете химии возник пожар, что в первую очередь должен сделать учащийся?
Тема 10: Распознавание органических веществ.
Цель:научиться проводить предварительный теоретический анализ предложенного условия, находить короткое и красивое решение эксперимента.
Задание 1:выданы три пробирки с веществами. В одной – глюкоза, в другой – этиловый спирт, в третьей – раствор глицерина. Определите химическим путём в какой пробирке какое вещество.
Докажите, что одно из трёх, выданных вам веществ является альдегидом.
Вещества, их название | Наблюдаемые явления | Уравнения реакций, вывод | |
ОПЫТ 1. | |||
ОПЫТ 2. | |||
ОПЫТ 3. | |||
Задание 2:выданы три пробирки с веществами. В одной – метаналь, в другой – фенол, в третьей – глицерин. Определите химическим путём в какой пробирке какое вещество.
Задание 3:выданы три пробирки с веществами. В одной – раствор фенола, в другой – сахароза, в третьей – глюкоза. Определите химическим путём в какой пробирке какое вещество.
Докажите, что сахароза является многоатомным спиртом.
Задание 4:а) определите с помощью характерных реакций каждое из трёх веществ: крахмал, сахар, глюкоза.
б) определите химическим путём в какой пробирке какое вещество: глицерин, мыло, крахмал (растворы).
Контрольные вопросы.
1. Что называется функциональной группой?
2. Какими реакциями можно обнаружить альдегид?
3. Какой объём оксида углерода (IV) образуется при полном сгорании 1 моль глюкозы?
4. Как должен поступить учащийся, если в результате его неосторожных действий на лабораторном столе происходит возгорание?
Варианты ответов:
а) попытаться погасить огонь подручными средствами;
б) сообщить преподавателю, отставив в сторону горючие предметы;
в) немедленно покинуть помещение.