Способы улучшения физиологического состояния машиниста.

Известны три основные стадии рабочего времени локомотивной бригады — адаптация,
устойчивая работоспособность и наступление усталости. Период адаптации может длиться, в
зависимости от индивидуальных особенностей, 15 — 45 мин. И здесь, казалось бы, высокая
готовность настрой должны способствовать надежной, безаварийной работе. Однако статистика
показывает, что много грубых нарушений безопасности движения происходит как раз в
начальный период поездки. Желание побыстрее принять локомотив и отправиться приводит к
упрощениям при выполнении должностных обязанностей, установленных технологий работы.
В действиях машиниста и его помощника часто отмечается автоматизм, который может подвести.
Особенно опасны случаи, когда команда на движение по радиосвязи, поданная другой
локомотивной бригаде, воспринимается «за свою» или загорание разрешающего огня
светофора с соседнего пути—как сигнал на отправление. Машинист тут же приводит
поезд (локомотив) в движение, вместо того, чтобы выполнить с помощником регламент минуты
готовности еще раз убедиться в готовности маршрута и открытии сигнала, а по радиосвязи
получить, план работы и маневровых передвижений.

Вторая стадия — устойчивая работоспособность. Она наиболее благоприятна для обеспечения бдительности. Но переходный период от этой стадии к наступлению утомляемости опасен. Его трудно точно зафиксировать. Утомляемость возникает исподволь, развивается постепенно. Ее симптомы могут быть различными. Как правило, первые признаки утомляемости проявляются через 3 — 4 часа: снижается активность, ухудшается на­строение, появляется инертность.

В дальнейшем все эти симптомы усугубляются. Дополнительно возникают апатия, сонливость и рассеянность, притупляется память, нарушаются координация движений и реакции, т.е. бдительность и работоспособность явно снижаются. В этот опасный период чаще всего начинают дремать, а то и засыпать, чего не допускают лишь специальные устройства контроля бдительности машиниста. При первых признаках дремоты и сонливости следует проветрить кабину или, открыв окно, «умыться» свежим воздухом. Рекомендуется сидя или стоя выполнить разминку — сделать приятные физические упражнения. Помощник с согласия машиниста может выйти в машинное помещение для осмотра оборудования. Локомотивной бригаде в ночное время, чтобы справиться с дремотным состоянием, лучше вести поезд стоя. При графиковых стоянках машинисту или его помощнику надо сойти с локомотива, осмотреть экипажную часть, размяться легкими физическими упражнениями, подышать свежим воздухом. Большое внимание на снижение уровня бдительности оказывает температура воздуха в кабине локомотива. Она должна быть умеренной, чтобы бригада чувствовала себя комфортно. Жара, да ёщё при высокой влажности, вызывает сонливость, а холод—раздражение, так как человек стремится всеми силами согреться. Все это так же снижает уровень бдительности.

В случае появления признаков утомляемости не рекомендуется постоянно сосредотачивать взгляд прямо перед собой на рельсах и шпалах. Желательно выработать привычку через каждые 3—5 с. переводить взгляд на новый объект (приборы), следя боковым зрением за обстановкой перед локомотивом. Этот простой способ, как утверждают психологи и врачи, отсрочит наступление утомляемости и дремоты

Помогает и простое умывание холодной водой. Можно приложить руки или лицо к холодному стеклу кабины это хорошо отгоняет сонливость. Распространенный способ повышения работоспособности среди машинистов мятная жевательная резинка. Врачи рекомендуют так же положить под язык один-два кусочка сахара (желательно с долькой лимона) или леденцовые конфеты.

Для повышения физической и умственной способностей применяют также биологически активные вещества, препараты женьшеня, аралии маньчжурской, лимонника китайского, элеутерококка и др. Они не токсичны и предназначены для приема здоровыми людьми. Машинистам врачи советуют применять настойку элеутерококка, которая, кстати, благоприятно действует и на зрение. Как известно, тонизирующее воздействие оказывают крепкий чай и кофе, хотя они противопоказаны людям с высоким артериальным давлением и повышенной возбудимостью нервной системы.

После поездки может возникнуть опасное состояние «конечного порыва». У машиниста, когда он подъезжает к конечному пункту, появляются дополнительные резервы организма и на короткое время усталость как бы пропадает. Но это только ощущение. Усталость не снижается. К примеру, поезд придержали у входного сигнала или он прибыл на станцию, локомотив отцепился, казалось бы, работа выполнена, но здесь ещесильнее одолевает усталость. А, значит, увеличивается возможность ошибочных действий. Об этом надо помнить. И в конце рейса, так же как в его начале, следует быть внимательным.

Чтобы восстановить бдительность, используя предлагаемые способы, необходимо соблюдать несколько условий:

знакомство с приемами и их отработка должны проходить не во время поездки, а в домашних условиях, где можно сосредотачиваться на их усвоении;

понятные и отработанные методы должны применяться только на участках обслуживания и когда есть время для их проведения.

Можно ли восстановить или даже повысить уровень работоспособности (бдительности), не прибегая к физическим упражнениям или к употреблению тонизирующих напитков? Конечно, да. Чтобы справиться с сонливостью, существуют много приемов, но особенности работы машинистов заставляют выбирать из них те, которые требуют для их реализации минимального времени. Вот, например, простые способы, рекомендуемые психологами:

Сильно растянуть губы в улыбке, а затем резко их расслабить. Максимально растопырить пальцы рук, а затем расслабить их.

Помогает также точечный тонизирующий само массаж. Машинист или его помощник, находясь на рабочем месте, могут самостоятельно массировать биологически активные точки тонизирующего свойства. Массаж необходимо делать подушечками пальцев легкими круговыми движениями по часовой стрелке в следующих точках и случаях:

=> в области коленного сустава — когда преследует чувство подавленности и тревожного

ожидания;

=> в области локтевого сустава — при появлении вялости, снижении тонуса;

=> у основания ушной раковины — если возникают навязчивые воспоминания, состояние подавленности.

Кроме того, согласно советам врачей, для снятия стресса и усталости в пути следования доступен точечный массаж мочек уха, головы (верхней ее точки и затылочной области, переносицы), пальцев левой руки в течение 20 — 30с.

Кратко представим технологию и предназначение точечного массажа этой руки.

На каждую фалангу пальца надавливают в течение7с. сбоку, а затем сверху вниз (наружную часть). Следует знать, что массаж мизинца способствует восстановлению сердечно-сосудистой системы (стабилизации ритма, снятию дискомфорта, устранению болей и неприятных ощущений, улучшению кровообращения и укреплению мышц сердца).

массаж безымянного пальца улучшает работу печени и желудка, снимает с них боль и спазмы, способствует оттоку желчи, благодаря чему снимается усталость. Массаж среднего пальца нормализует артериальное давление. Снять головную боль, устранить состояние дискомфорта помогает массаж большого пальца.

Приведенные рекомендации, а также сильное растирание ушей позволяет устранить состояние сонливости. Для снятия тяжести в голове, улучшения памяти и скорости мышления помогает само массаж шейно-воротниковой области.

Всегда следует помнить, что каждый человек индивидуален. Поэтому необходимо быть внимательным к себе, отмечать те действия и предметы, мысли и события, которые снижают уровень бдительности. Положительный настрой на выполнение очередного рейса — верный спутник безопасности движения.

Здоровый образ жизни, рациональное питание, умеренный физический труд и водныепроцедуры (контрастный душ) в свободное от работы время помогают на всём протяжениипоездки сохранить локомотивной бригаде высокую работоспособность.

6. Порядок начала движения и проследование светофоров с запрещающим показанием.

П.6.1. ПТЭ: Сигналы служат для обеспечения безопасности движения, а также для четкой организации движения поездов и маневровой работы.

Сигнал является приказом и подлежит безусловному выполнению. Работники метрополитена должны использовать все возможные средства для выполнения требования сигнала.

П.6.2. ПТЭ: В сигнализации, связанной с движением поездов, применяются следующие основные сигнальные цвета:

— зеленый, разрешающий движение с установленной скоростью;

— желтый, разрешающий движение и требующий уменьшения скорости;

— синий и сигнальное показание автоматической локомотивной сигнализации, разрешающее движение, не превышая указанной сигнальным показанием АЛС скорости;

— красный, требующий остановки.

В сигнализации при маневровой работе применяются следующие сигнальные цвета:

— лунно-белый, разрешающий маневровые передвижения;

— синий и сигнальное показание автоматической локомотивной сигнализации, разрешающее маневровые передвижения, не превышая указанной сигнальным показанием АЛС скорости;

— красный, требующий остановки.

П.6.4. ПТЭ: Проезд светофора с красным огнем, с показанием один красный и один желтый огни, с непонятным показанием, а также светофора с погасшими огнями (кроме светофоров автоматического действия при отключенной автоблокировке на линиях, где АЛС-­АРС явля­ется основным средством сигнализации, резервных и повторитель­ных) запрещается.

Непонятная подача сигналов другими сигнальными приборами требует остановки.

В исключительных случаях проследование светофора с запреща­ющим показанием (красный огонь, один красный и один желтый огни, погасшие огни, непонятное показание), следование при сиг­нальном показании АЛС «0», «НЧ» («ОЧ») допускается после оста­новки порядком, установленным настоящими Правилами и Инструкцией по движению поездов и маневровой работе.

При запрещающем показании светофоров ограждения порядок движения устанавливается инструкцией, утвержденной начальником метрополитена.

П.6.5. ПТЭ: На метрополитене применяются только те сигналы, кото­рые предусмотрены Инструкцией по сигнализации.

Типы сигнальных приборов, применяемых на метрополитенах, устанавливаются организациями, специализированными по проек­тированию устройств СЦБ, по согласованию с Управлением метро­политена. Цвет сигнальных стекол и линз должен соответствовать

установленным стандартам.

В качестве постоянных сигнальных приборов применяются све­тофоры и указатели АЛС в кабине управления поездом (составом).

Наши рекомендации