Тема 1. Введение в курс математики

МАТЕМАТИКА

Программа, методические указания и задания к выполнению контрольной работы для учащихся заочной формы получения образования специальности 2-27 01 01 «Экономика и организация производства»

Содержание

Введение
1. Тематический план
2. Содержание дисциплины и методические рекомендации по ее изучению
3. Общие указания по выполнению контрольной работы
4. Варианты заданий для домашней контрольной работы
5. Задания домашней контрольной работы
Приложение 1 Контрольные вопросы по курсу изучения дисциплины "Математика"
Приложение 2 Формулы тригонометрии
Литература

Введение

Современное состояние развития общества характеризуется математизацией и информатизацией всего научного знания. Обладая огромным эвристическим потенциалом, математика облегчает стратегические оценки широкого спектра задач, обеспечивает экономическое развитие общества.

Важность математического образования обусловлена еще и тем, что математика – неотъемлемая и существенная часть общечеловеческой культуры. Поэтому следует подчеркнуть большую роль математического образования при формировании общей культуры человека.

Основными задачами математического образования учащихся ССО являются:

· формирование математической компетентности учащихся в контексте будущей профессиональной деятельности и для продолжения образования;

· обучение учащихся навыкам использования основных общенаучных методов познания с целью их последующего применения в профессиональной деятельности для анализа и исследования реальных процессов и явлений;

· формирование представлений о методологическом значении и роли математики в научно-техническом прогрессе, о культурологической сущности математики.

Дисциплина "Математика" изучается самостоятельно по рекомендуемой литературе. Теоретическое изучение дисциплины расширяется и углубляется выполнением практических заданий во время сессии и одной домашней контрольной работы, которая содержит 8 заданий и выполняется по вариантам.

Изучать программный материал рекомендуется не только по предлагаемой литературе, но и используя другие учебники и справочники.

После усвоения темы следует устно ответить на вопросы для самопроверки.

1. Примерный тематический план

  Тема Количество часов
  Всего На самостоят.изучение Обзор-ные лекции В т.ч. практ. занятия
1. Введение в курс математики  
2. Матрицы и определители. Системы линейных алгебраических уравнений  
3. Функция. Последовательность    
4. Предел последовательности и предел функции. Непрерывность функции  
5. Дифференциальное исчисление функций одной и многих переменных
6. Неопределенный интеграл. Определенный интеграл
7. Дифференциальные уравнения
8. Комбинаторика, теория графов, теория вероятностей  
9. Профессионально значимые темы  
Всего:  


2. Содержание дисциплины и методические рекомендации по ее изучению

Тема 1. Введение в курс математики

Содержание программы

1.1. Математика как составная часть мировой культуры и ее роль в научно-техническом прогрессе. Значение математического образования для подготовки специалистов со средним специальным образованием.

1.2. Высказывания. Логические операции над высказываниями. Типы теорем. Система и совокупность утверждений.

1.3. Знак конечной суммы элементов Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru .Факториал.

1.4. Множества и операции над множествами. Числовые множества N, Z, Q, I, R.

1.5. Расширение понятия числа. Понятие комплексного числа, арифметические действия над комплексными числами.

1.6. Формулы сокращенного умножения.

1.7. Многочлены. Корни многочлена. Действия над многочленами. Разложение многочленов на множители.

Содержание темы

Введение

Применение математических методов в экономике теперь уже вышло из стадии только теоретических рассуждений, математические методы все больше и больше внедряются в практику планирования и анализа деятельности предприятий.

А.Г.Лукашенко было сказано: «Внимание экономистов должно быть направлено на изыскания путей наиболее эффективного использования в народном хозяйстве материальных и трудовых ресурсов, наилучших методов планирования и организации промышленного и сельскохозяйственного производства».

Многочлены

Выражение вида Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

где Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru называется многочленом n-й степени от одной переменной х, записанным в стандартном виде.

Числа Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru называются коэффициентами дан­ного многочлена, Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru – старшим коэффициентом, Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru – свободным членом. Число Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru Тема 1. Введение в курс математики - student2.ruназывается корнем многочлена Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru если Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Комплексные числа

Число вида z = a + bi, где а и b - действительные числа, i - мнимая единица, определяемая равенством i 2 = -1 , называется комплексным числом. Любое комплексное число z = a + bi изображается точкой плоскости М (а, b) илирадиус-вектором Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru точки М. Обратно, любой точке М (а, b) плоскости соответствует комплексное число z = a + bi . Плоскость, точки которой отождествляются с комплексными числами, называют комплексной плоскостью, где ось Ох называется действительной осью, Оу – мнимой осью.

Im

b М

0 а Re

Пример 1.3. Изобразить комплексные числа на комплексной плоскости:

z1 = 2 + 3i, z2 = - i, z3 = Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Pешение

Чтобы изобразить z3 на комплексной плоскости, переведем его в алгебраическую форму:

z3 = Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru = 3(cos (π + Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru ) + isin (π + Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru )) = 3(- cos Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru - isin Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru ) =

= 3( Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru )= Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru .

Построим комплексную плоскость:

Im

3 z1

-2 0 1 2

z2 Re

z3

Выражение a + bi называют алгебраической формой комплексного числа. Число а называют действительной частью, число b - мнимой частью комплексного числа: а = Re z, b = Im z.

Два комплексных числа называют равными, если равны их соответствующие действительные и мнимые части. Комплексное число равно нулю, если равны нулю его действительная и мнимая часть.

Комплексные числа, отличающиеся знаком мнимой части, называются сопряженными и обозначаются z = a + bi и Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru =a - bi.

Действия над комплексными числами в алгебраической форме:

1) чтобы сложить два комплексных числа, необходимо сложить соответственно их действительные и мнимые части:

(a + bi) + (c + di) = (a + c) + (b + d)i,

2) при вычитании одного комплексного числа из другого необходимо вычесть отдельно их действительные и мнимые части:

(a + bi) - (c + di) = (a - c) + (b - d)i,

3) умножение двух комплексных чисел выполняем по правилам алгебры и замены i2 его значением:

(a + bi)(c + di) = (aс - bd) + (bc + ad)i,

4) чтобы разделить два комплексных числа, нужно умножить числитель и знаменатель на число, сопряженное знаменателю:

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru .

5) комплексное число возводят в степень по правилам алгебры, а также используя формулу бинома Ньютона, принимая во внимание, что

i2= -1

Пример 1.4Вычислить (1 + i)8.

Решение

(1 + i)8 = ((1 + i)2)4 = (1 + 2i + i2)4 = (1 + 2i – 1)4 = (2i)4 = 16i4 = 16(i2)2 =

=16(-1)2 = 16

Ответ: 16.

Пример 1.5.Вычислить

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Решение
Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Пример 1.6.Решите уравнение х2 – 2х + 5 = 0.

Решение

х2 – 2х + 5 = 0

D = - 16

x1 = Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru ,

x2 = Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru .

Ответ: x1 = 1 + 2i, x2 = 1 – 2i.

Пример 1.7. Решите уравнение 5х – 2у + хi + yi = 4 + 5i.

Решение

Следуя определению равенства двух комплексных чисел, выделим в левой и правой частях уравнения действительные и мнимые части и приравняем их.

(5х – 2у) + (х + у)i = 4 + 5i

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Получили систему двух линейных уравнений с двумя неизвестными. Решая ее методом замены, найдем значения х и у.

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Ответ: х = 2, у = 3.

Пример 1.8. Разложите на комплексные множители по формуле разности квадратов число 5.

Решение

5 = 4 + 1 = 4 – (- 1) = 4 – i2 = (2 – i)(2 + i).

Ответ: (2 – i)(2 + i).

Решение

Если число 1 + i Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru возвести в 9-ую степень по правилам действия над комплексными числами в алгебраической форме, то мы не достигнем необходимого результата. В данном случае сначала комплексное число представим в тригонометрической форме, а затем уже возведем в степень. Найдем модель и аргумент комплексного числа z = 1 + i Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru .

r = Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru = 2,

Т. к. a > 0, b > 0, то φ = Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru = Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru 2(cos Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru ) Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

z9 = 29 (cos Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru + isin Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru ) = 512 (cos 3π + isin 3π) = 512 ( - 1 + i . 0) = - 512

Ответ: - 512

Показательная форма комплексного числа имеет вид

z = re

где e = сos φ + sin φ – формула Эйлера,

r = Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru - модуль комплексного числа,

φ = arg z – аргумент комплексного числа, вычисление которого смотрите выше.

Действия над комплексными числами в показательной форме:

1) z1z2 = r1r2 Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru ,

2) Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru = Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru ,

3) z n = r n e inφ

Контрольные вопросы

1. Какую роль играет математика в развитии мировой культуры?

2. Что называется высказыванием?

3. Назовите логические операции над высказываниями.

4. Что определяет знак Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru ?

5. Что называется факториалом числа?

6. Дайте определения множества и операций над множествами.

7. Какие числовые множества вы знаете?

8. Что называется многочленом?

9. Назовите действия над многочленами.

10. Что называется корнем многочлена?

11. Как разложить многочлен на множители?

12. Что называют комплексным числом?

13. Как определяется мнимая единица?

14. Какова алгебраическая форма комплексного числа?

15. Как изображается геометрически комплексное число?

16. Что представляет собой комплексная плоскость?

17. Что называют действительной частью комплексного числа?

18. Что называют мнимой частью комплексного числа?

19. Какие комплексные числа называют сопряженными?

20. Как определяется равенство комплексных чисел?

21. Что следует из равенства a + bi = 0?

22. Каковы правила сложения и вычитания комплексных чисел?

23. Как найти частное двух комплексных чисел?

24. Что называется модулем комплексного числа, как его найти?

25. Что называют аргументом комплексного числа, как его найти?

26. Что представляет собой тригонометрическая форма комплексного числа?

27. Какова формула произведения двух комплексных чисел?

28. Какова формула частного двух комплексных чисел?

29. Что представляет собой формула Муавра?

Содержание программы

1.1. Понятие матрицы с числовыми элементами, виды матриц. Линейные операции над матрицами.

1.2. Транспонирование и умножение матриц. Степень матрицы с натуральным показателем.

1.3. Элементарные преобразования матриц, эквивалентные матрицы. Сведение матрицы к треугольной и трапециевидной формам.

1.4. Определители 2-ги и 3-го порядков, их свойства, способы вычисления.

1.5. Понятие систем линейных алгебраических уравнений с тремя неизвестными.

1.6. Решение систем линейных алгебраических уравнений с тремя неизвестными методом Крамера.

1.7. Решение систем линейных алгебраических уравнений с тремя неизвестными методом Гаусса.

Содержание темы

Матрицы и операции над ними

Матрицей называется система т.п чисел, расположенных в прямоугольной таблице из т строк и п столбцов. Числа этой таблицы называются элементами матрицы. Обозначение матрицы:

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru ; Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru ; Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru .

аij - элемент, принадлежащий i-ой строке и j-ому столбцу. Числа i и j называются индексами элемента. Матрицу, имеющую т строк и п столбцов, называют матрицей размеров т Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru п (читается т на п).

Матрицу обозначают также одной заглавной буквой:

А = Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru .

Матрица называется квадратной, у которой число строк равно числу столбцов (т = п):

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Порядком квадратной матрицы называется число её строк. Элементы а11, а22, ... , апп квадратной матрицы образуют её главную диагональ, элементы а1п, а2п-1, …, ап1 образуют побочную диагональ.

Треугольной называют матрицу, элементы которой, расположенные по одну сторону от главной диагонали, равны нулю.

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru .

Две матрицы А и В называются равными (А=В), если они имеют одинаковое количество строк и одинаковое число столбцов и их соответствующие элементы равны.

Суммой (разностью) двух данных матриц одинаковой размерности является матрица той же размерности, элементы которой равны сумме (разности) соответствующих элементов данных матриц.

Чтобы умножить матрицу на число необходимо каждый элемент матрицы умножить на это число.

Произведением матрицы А размерности mxn на матрицу В размерности nxp называется матрица С размерности mxp элементы которой находятся по формуле сij=ai1·b1j+ ai2·b2j+…+ ain·bnj.

Матрица, полученная из данной заменой каждой ее строки столбцом с тем же номером, называется матрицей, транспонированной относительно данной.

Элементарными преобразованиями матрицы называют следующие преобразования:

1) умножение строки (столбца) матрицы на число, отличное от нуля;

2) прибавление к элементам строки (столбца) соответствующих элементов другой строки (столбца), умноженных на любое число;

3) перестановка местами двух строк (столбцов).

Определитель матрицы

Определителем 2-го порядка называется число

а11а22 – а12а21 = Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Числа а11, а22 , а12 , а21 называются элементами определителя. Элементы а11, а22 образуют главную диагональ определителя, а12 , а21 - побочную.

Определитель обозначается ∆ или det.

Определителем 3-го порядка называется число

∆ = a11 Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru - a12 Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru + a13 Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Определитель III порядка можно вычислять методом Саррюса:

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru = а11 . а22 . а33 + а12 . а23 . а31 + а13 . а21 . а32 – а13 . а22 . а31

– а12 . а21 . а33 – а11 . а23 . а32

Свойства определителей:

1. Величина определителя не изменится при замене строк столбцами с теми же номерами.

2. Величина определителя не изменится при сложении элементов какой-либо строки (столбца) с соответствующими элементами другой строки (столбца), умноженными на одно и то же число.

3. При перестановке двух строк (столбцов) определитель меняет знак.

4. Определитель равен нулю, если он содержит нулевую строку(столбец).

5. Определитель равен нулю, если элементы одной строки(столбца) пропорциональны соответствующим элементам другой строки (столбца).

6. Общий множитель всех элементов какой-либо строки (столбца) определителя можно вынести за знак определителя.

Пример 2.1.Найти 2А-В+С, если

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Решение

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Пример 2.2.Найти произведение матриц Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru и Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru .

Решение

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Пример 2.3.Вычислить определитель второго порядка Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Решение

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Пример 2.4.Вычислить определитель третьего порядка Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Решение

Найдем определитель по правилу Саррюса(треугольников)

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Решение

Вычислим определители:

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru = 1 . Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru - 2 . Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru = 2.

Т. к. определитель системы ∆ = 2 ≠ 0, то система имеет единственное решение.

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru = 5 . Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru - 2 . Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru = 2,

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru = 1 . Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru - 5 . Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru = - 2,

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru = 1 . Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru - 2 . Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru = 4.

По формуле Крамера:

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru , Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru .

Ответ: (1; - 1; 2)

Пусть требуется решить систему п линейных уравнений с п неизвестными

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Наиболее распространенным методом решения системы линейных уравнений является алгоритм последовательного исключения неизвестных, который называется методом Гаусса. Согласно этому методу составляется соответствующая данной системе расширенная матрица и приводится к треугольному виду путем проведения преобразований над ее строками.

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

По полученной матрице составляется система линейных уравнений, решить которую не представляет трудности. Продемонстрируем данный метод на конкретных примерах.

Пример 2.6. Решить систему линейных уравнений методом Гаусса:

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Решение

Запишем расширенную матрицу системы и преобразуем её:

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

К элементам второй строки прибавим соответствующие элементы первой строки, умноженные на (-2). К элементам третьей строки прибавим соответствующие элементы первой строки, умноженные на (-3).

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

К элементам третьей строки прибавим соответствующие элементы второй строки, умноженные на (-2).

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Оформим проведенные преобразования в виде:

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Полученной матрице соответствует система линейных уравнений:

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ruТема 1. Введение в курс математики - student2.ruТема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Ответ: (-1; 2; 3)

Пример 2.7.Решить систему линейных уравнений методом Гаусса:

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Решение

Запишем расширенную матрицу системы и преобразуем её:

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Запишем соответствующую полученной матрице систему. Зафиксировав х3 , выразим х21:

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Ответ: ( Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Контрольные вопросы

1. Что называется матрицей?

2. Какая матрица называется квадратной?

3. Как определяется порядок матрицы?

4. Какая матрица называется треугольной?

5. Какие элементарные преобразования можно производить над матрицами?

6. Назовите линейные операции над матрицами.

7. Что называется определителем первого прядка?

8. Что называется главной диагональю определителя?

9. Что называется побочной диагональю определителя?

10. Что представляет собой определитель второго порядка?

11. Как вычисляется определитель третьего порядка?

12. Какая система линейных уравнений называется совместной? Несовместной?

13. Какая линейная система называется невырожденной?

14. Что представляет собой определитель системы линейных уравнений?

15. Что представляют собой формулы Крамера для решения систем линейных уравнений?

16. В чём заключается метод Гаусса решения линейной системы?

Практическое занятие № 1 (2часа)

Содержание программы

3.1. Понятие функции, ее свойства, график. Сложная функция. Обратная функция.

3.2. Элементарные функции. Графики основных элементарных функций. Преобразования графиков.

3.3. Графический метод решения уравнений и систем двух уравнений с двумя неизвестными.

3.4. числовая последовательность. Виды последовательностей.

Содержание темы

Пусть X и Y некоторые числовые множества Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Если каждому Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru по некоторому правилу f ставится в соответствие единственный элемент Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru то говорят, что задана функция. Обозначается Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru где х – аргумент или независимая переменная функции; у – значение функции или зависимая переменная.

Множество Х значений независимой переменной называется областью определения функции и обозначается Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru или Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Множество всех значений зависимой переменной Y называется множеством значений функции и обозначается Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru или Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Частное значение функции Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru при заданном частном значении аргумента Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru обозначается Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Графиком функции Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru называется множество всех точек плоскости с координатами Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru где Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Свойства функции:

1. Четность и нечетность функции.

Функция Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru называется четной, если:

1) Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru – симметричное множество относительно Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

2) для любого Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru выполняется равенство Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Функция Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru называется нечетной, если:

1) Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru – симметричное множество относительно Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

2) для любого Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru выполняется равенство Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Если функция Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru является четной или нечетной, то говорят, что она обладает свойством четности.

График четной функции симметричен относительно оси Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru график нечетной – относительно начала координат.

2. Периодичность функции.

Функция Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru с областью определения Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru называется периодической, если существует такое число Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru что для любого значения Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru выполняются условия:

1) Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

2) Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Число Т называется периодом функции.

3. Монотонность функции.

Пусть х1, х2 – произвольные значения из области Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru функции Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru такие, что Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Если при данном условии выполняется:

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru то функция называется возрастающей;

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru – убывающей;

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru – неубывающей;

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru – невозрастающей.

4. Промежутки знакопостоянства функции. Нули функции.

Числовые промежутки, на которых функция сохраняет свой знак (т. е. Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru или Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru ), называются промежутками знакопостоянства.

Значения аргумента Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru при которых функция Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru называются нулями функции. Нули функции – это точки пересечения графика функции с осью Ох.

Пример 3.1.Найти область определения функции

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Решение Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru (3.1)

Найдем соответствующее Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru множество точек.

Неравенство Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru равносильно неравенству

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Решая его, получаем: Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

х
+
+

Условие Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru означает, что Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru т. е. Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Приходим к заключению, что Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru Получаем Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Таким образом, система (3.1) равносильна системе

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Следовательно, Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Пример 3.2.Найти множество значений функции

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

РешениеНайдем область определения функции Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Последнее условие выполняется только для Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru Вычисляем значение функции в этой точке: Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru Следовательно, Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Пример 3.3.Исследовать функцию на четность: Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

РешениеЗамечаем, что функция Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru имеет Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru Следовательно, функция определена на симметричном множестве.

Рассмотрим ее значение для –х: Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

Поскольку выполняются оба условия четности функции, заключаем, что функция Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru – четная.

Преобразования графиков

Приведем графики некоторых функций:

1) Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru – прямая линия; 2) Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru – квадратичная парабола;

y = x
y
 
х
y
х

3) Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru – кубическая парабола; 4) Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru – гипербола;

y
x
y = x3
Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru
y
x
Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru
y
x

5) Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru – график квадратного корня;

Правила преобразования графиков:

Пусть дана функция Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru

1. Для построения графика функции Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru исходный график функции Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru симметрично отображаем относительно оси Ох (рис. 1).

2. Для функции Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru заданный график симметрично отображаем относительно оси Оу (рис. 2).

y
x
y = f(x)
y = –f(x)
y
x
y = f(x)
y = f(–x)

Рис. 1 Рис. 2

3. Для функции Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru этот график получается параллельным переносом графика функции Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru на Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru масштабных единиц вдоль оси Оу вверх, если Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru и вниз, если Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru (рис. 3).

4. Для функции Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru этот график получается параллельным переносом графика функции Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru на Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru масштабных единиц вдоль оси Ох вправо, если Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru и влево, если Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru (рис. 4).

y
x
y = f(x) + b, b > 0
y = f(x)
y = f(x) + b, b < 0
y = f(x)
y
x
y = f(x + a), a > 0
y = f(x + a), a < 0



Рис. 3 Рис. 4

5. Для функции Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru где Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru график функции Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru «растянут» в k раз вдоль оси Оу (от оси Ох), если Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru «сжат» в Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru раз вдоль оси Оу (к оси Ох), если Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru (рис. 5).

y = f(x)
y = bf(x), 0 < b < 1
y = bf(x), b > 1
y
х

Рис. 5

6. Для функции Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru где Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru график Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru «растянут» вдоль оси Ох (от оси Оу) в Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru раз при Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru «сжат» вдоль Ох (коси Оу) в m раз, при Тема 1. Введение в курс математики - student2.ru (рис. 6).

y = f(ax), 0 <a <1
y = f(ax), a > 1
y = f(x)
y

Наши рекомендации