Управления человеческими ресурсами

«15 »февраля 2016 г.

Протокол № 6

Составитель(-и) программы:

Грацианова Л.И., доцент кафедры УЧР

[email protected]

Москва 2016

Заведующий кафедрой Управления человеческими ресурсами

(наименование кафедры)

/________________________________________/ ____________________________

(подпись) (Фамилия ИО)

Заведующий библиотекой

/________________________________________/ ____________________________

(подпись) (Фамилия ИО)

Руководитель Методического управления

/________________________________________/ ____________________________

(подпись) (Фамилия ИО)

Содержание

I. Аннотация к дисциплине. 4

II. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 5

III. Тематический план. 15

IV. Содержание дисциплины.. 18

V. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 23

VI. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины 36

VII. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимой для освоения дисциплин. 36

VIII. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 37

IX. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине. 37

X. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 37

I. Аннотация к дисциплине

Рабочая программа дисциплины «Управление профессиональным развитием персонала» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (уровень бакалавриата), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.01.2016 N 7.

Изучение дисциплины «Управление профессиональным развитием персонала» ориентировано на получение обучающимися знаний о принципах, методах и технологиях управления профессиональным развитием персонала. Объектом изучения выступает система управления профессиональным развитием персонала, ее основные элементы и этапы реализации.

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина включена в учебные планы по программам подготовки бакалавров по направлению 38.03.02. «Менеджмент», профилю «Управление человеческими ресурсами», входит в вариативную часть (Б1.В), обязательные дисциплины (Б1.В. ОД.9.5) профессионального цикла (Б-1) дисциплин основной образовательной программы Университета.

Для изучения дисциплины требуются знания и навыки обучающихся по курсам «Теория менеджмента», «Управление человеческими ресурсами», «Теория и практика рекрутинга», «Психология», «Организация на рынке труда», «Кадровая служба организации».

Знания по дисциплине могут использоваться при изучении дисциплин «Психология в управлении персоналом», «Управление кадровой безопасностью организации».

Дисциплина изучается на 4 курсе в 7 семестре.

Цель и задачи дисциплины.

Цельюизучения дисциплины «Управление профессиональной карьерой» является приобретение обучающимися представлений о современных подходах к управлению профессиональным развитием персонала в организации, формирование базовой системы знаний в области соответствующего направления кадрового менеджмента, а также формирование у них определенных практических умений и навыков разработки и реализации управленческих решений в области управления профессиональным развитием персонала, проектирования и организации обучения персонала, эффективной работы с кадровых резервом.

Задачи дисциплины:

· изучение теоретических основ и современных подходов к управлению профессиональной карьерой персонала;

· изучение закономерностей, механизмов, условий и факторов управления профессиональной карьеры персонала;

· изучение основных понятий и основ методологии организации профессиональной карьеры персонала;

· изучение распределения функций, полномочий и ответственности между кадровой службой и руководителями подразделений в процессе организации кадрового резерва;

· формирование умений и навыков в области подготовки и развития кадрового резерва и управления карьерой персонала;

· формирование умений и навыков в области применения методов оптимизации системы управления профессиональной карьерой и разработки соответствующих научно-практических рекомендаций для кадровых служб.

II. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций (ПК), предусмотренных ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (уровень бакалавриата), а также профессиональных специальных компетенций (ПСК), предусмотренных Перечнем, разработанным кафедрой УЧР Университета «Синергия».

Результаты освоения ООП (содержание компетенций) Код компе-тенции Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
ПК-1-владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры     ПК-1   Знать: · роль и место управления профессиональным развитием персонала в системе управления персоналом и общеорганизационном управлении, его связь со стратегическими задачами организации (З1); · основные теории и концепции, применяемые для решения стратегических и оперативных управленческих задач в области изучаемого направления кадровой деятельности в современных условиях (З2); · бизнес-процессы в сфере профессионально развития персонала, роль в них линейных менеджеров и специалистов по управлению персоналом (З3); · современные технологии управления профессиональным развитием персонала (З4). Уметь: · ставить цели и формулировать задачи для организации групповой работы в области профессионального развития персонала (У1). · использовать различные методы оценки компетенций с целью определения возможностей профессиональной карьеры, потребности в обучении и оценки его эффективности (У2); · разрабатывать мероприятия по управлению профессиональным развитием персонала, и формированию кадрового резерва (У3); · разрабатывать планы карьеры сотрудников и оценивать эффективность их реализации (У4); · разрабатывать мероприятия по привлечению и отбору специалистов по обучению из внешних образовательных организаций (У5); · разрабатывать программы обучения сотрудников и оценивать их эффективность (У6); · прогнозировать и определять потребность организации в обучении персонала, определять эффективные пути ее удовлетворения (У7); · прогнозировать и определять возможности профессионального развития персонала в организации, определять эффективные пути их реализации (У8). Владеть: · методами реализации основных управленческих функций (организация, мотивирование, контроль, принятие решений) при управлении профессиональным развитием персонала (В1); · методами планирования профессионального развития персонала и анализа его эффективности с целью дальнейшей оптимизации (В2). Лекция   Контрольные вопросы на семинаре   Контрольная работа на семинаре   Доклад на семинаре   Ситуационный практикум   Дидактическая игра     Самостоятельная работа с литературой и Интернет-ресурсами   Самостоятельная работа (тестовое задание)   Самостоятельная работа (практическое задание)    
ПСК-1 - способность реализовать требования компетентностного подхода в процессе разработки и последующей актуализации внутренних регламентов организации по кадровому направлению деятельности ПСК-1 Знать: · понятие компетентностного подхода в управлении персоналом (З5); · состав базовых профессиональных компетенций (ПК) (З6); · состав профессионально важных личностных компетенций (ПВЛК) (З7); · методические подходы к планированию ПК и ПВЛК по конкретным рабочим местам (З8); · типовой перечень внутренних регламентов организации по кадровому направлению деятельности (З9); · методологию разработки и актуализации внутренних регламентов организации (З10). Уметь: · подбирать формы дополнительного профессионального обучения, обеспечивающего приобретение обучаемым сотрудников желательных ПК (У9); · планировать ПК и ПВЛК на основе общих описаний требований к рабочим местам, полученных от руководителей структурных подразделений (У10); · организовывать аттестацию сотрудников организации, включающую процедуру оценки степени соответствия имеющихся у них ПК и ПВЛК плановым по замещаемому рабочему месту (У11); · выявлять соответствие действующих в организации внутренних регламентов по управлению профессиональным развитием персонала соответствующим методическим требованиям (У12); · разрабатывать проекты основных внутренних регламентов по управлению профессиональным развитием персонала (У13). Владеть: · навыками разработки макетов должностных инструкций (В3); · навыками обучения менеджеров и технических руководителей организации современным методам планирования и оценки компетенций их подчиненных (В4); · навыками организации процесса внедрения и апробации основных внутренних регламентов по управлению профессиональным развитием персонала (В5). Лекция   Контрольные вопросы на семинаре   Контрольная работа на семинаре   Ситуационный практикум   Дидактическая игра   Самостоятельная работа с литературой и Интернет-ресурсами   Самостоятельная работа (тестовое задание)   Самостоятельная работа (практическое задание)    
ПСК-4- способность планировать и организовать процесс управления вертикальной и горизонтальной карьерой сотрудников, а также контролировать и оценивать его результаты ПСК-4 Знать: · вариативные стратегические подходы к организации управления профессиональной карьерой сотрудников (З11); · вариативные стратегические подходы к организации замещения рабочих мест руководителей высшего и среднего звена (З12); · вариативные стратегические подходы к выбору приоритетной группы критериев отбора сотрудников в состав резерва на выдвижение (З13); · основные методы и инструменты мотивации сотрудников к профессиональной переподготовке в процессе управления их горизонтальной карьерой (З14); · цели и содержание основных программ профессиональной переподготовки сотрудников организации в процессе управления их горизонтальной карьерой (З15); · цели и содержание основных программ специального обучения включенных в резерв на выдвижение сотрудников организации в процессе управления их вертикальной карьерой (З16); · перечень личностных качеств, определяющих потенциальную нелояльность сотрудника при замещении им определенных категорий должностей (З17); · методику контроля качества обучения сотрудников в процессе управления их горизонтальной и вертикальной карьерой (З18); · методику первичной профессиональной и психологической адаптации вновь назначенных руководителей (З19); · методику мониторинга состояния психологического климата в трудовом коллективе, возглавляемым вновь назначенным руководителем (З20). Уметь: · оценивать потенциальные возможности развития сотрудника в режиме их горизонтальной и вертикальной карьеры (У14); · планировать процесс горизонтальной и вертикальной карьеры сотрудников организации (У15); · организовывать процесс обучения сотрудников в режиме их профессиональной переподготовки, предшествующей переводу на другое рабочее место (У16); · организовывать процесс обучения сотрудников, включенных в состав резерва на выдвижение (У17); · организовывать процедуру аттестации сотрудников, предшествующую их повышению в должности или переводу на новое рабочее место (У18); · организовывать процесс первичной профессиональной и психологической адаптации вновь назначенного руководителя (У19). · мотивировать сотрудников к успешному прохождению профессиональной подготовки в процессе управления их горизонтальной карьерой (У20).   Владеть: · навыками подготовки проекта приказа о должностном перемещении сотрудника в процессе управления его вертикальной или горизонтальной карьерой (В6); · навыками выявления у сотрудника профессионально важных личностных компетенций, необходимых для включения его в резерв на выдвижение (В7); · навыками выявления у сотрудника личностных качеств, исключающих возможность включения в резерв на выдвижение в силу отсутствия уверенности в его потенциальной лояльности (В8); · навыками определения конкретных форм обучения, обеспечивающих приобретение профессиональных компетенций, необходимых для замещения сотрудником нового рабочего места в процессе его горизонтальной карьеры (В9); · навыками планирования индивидуальной траектории вертикальной карьеры сотрудника (В10); · навыками определения конкретных форм обучения будущих руководителей нижнего, среднего и высшего звена (В11); · навыками составления проектов договоров на обучение сотрудников в сторонних образовательных организациях по программе подготовки резерва на выдвижение (В12). Лекция   Контрольные вопросы на семинаре   Доклад на семинаре   Ситуационный практикум   Дидактическая игра   Самостоятельная работа с литературой и Интернет-ресурсами   Самостоятельная работа (тестовое задание)   Самостоятельная работа (практическое задание)    

III. Тематический план

Наименование тем Коды формируемых компетенций Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) Самостоятельная работа Форма ТКУ[1] Форма ПА[2]  
Лекции Актив- ные занятия Интерактивные занятия
Семинары Практикум по решению задач Ситуационный практикум (кейс-стади) Мастер-класс Лабораторный практикум Тренинг Дидактическая игра
Тема 1. Управление карьерой в системе управления профессиональным развитием персонала. ПК-1 ПСК-4             ПР: Контрольные вопросы на семинаре по теме 1/ 2[3] Доклад на семинаре по теме 1/10[4] СРС: ПЗ по теме 1/ 2 ТЗ по теме 1/1
Тема 2. Организация профессионально-квалификационного продвижения персонала и планирование его профессиональной карьеры. ПСК-1 ПСК-4           ПР: Контрольная работа на семинаре по теме 2/5 Ситуационный практикум по теме 2 / 8 Дидактическая игра по теме 2/8 СРС: ПЗ по теме 2/2
Тема 3. Работа с кадровым резервом как элемент системы профессионального развития персонала. ПК-1 ПСК-1 ПСК-4         ПР: Контрольная работа на семинаре по теме 3/5 Ситуационный практикум №1 по теме 3/8 Ситуационный практикум №2 по теме 3/8 Дидактическая игра по теме 3/8 СРС: ПЗ по теме 3/2
Тема 4. Индивидуальное профессиональное развитие работников организации ПК-1 ПСК-1 ПСК-4           ПР: Контрольная работа на семинаре по теме 4/5 Ситуационный практикум №1 по теме 4/8 Ситуационный практикум №2 по теме 4/8 Ситуационный праткикум №3 по теме 4/8 СРС: ПЗ по теме 4/2
Всего:        
Контроль (экзамен + зачет), час   Зачет с оценкой
Объем дисциплины (в академических часах)    
Объем дисциплины (в зачетных единицах)    

IV. Содержание дисциплины

Наши рекомендации