Глава 14. Методы воздействия на личность

14.1.Универсальность методов искусства управления

14.2. Методы самовоспитания

14.3. Метод Сократа

14.4.Метод трех раундов

14.5.Метод Штирлица

14.6.Метод "лягушка в сметане"

14.7. Метод "S"

Вопросы для самопроверки

Глава 15. Культура делового общения

15.1. Осторожно — имя собственное

15.2. Амбиции и лесть

15.3. Проявление интереса к людям

15.4. Умение слушать

15.5. В споре ли рождается истина?

15.6. Приветливость и личное обаяние

15.7. Как исправить свою ошибку?

Вопросы для самопроверки

Глава 16. Этапы развития и современное состояние теории, практики и искусства управления за рубежом

16.1. "Экономическое чудо XX века" — немецкая модель управления

16.2. Американский менеджмент

16.3. Японский менеджмент

16.4. Формирование русской модели государственного и хозяйственного управления

Вопросы для самопроверки

Литература

Алфавитно-предметный указатель

Словарь основных терминов

Оригинальная и весьма нужная книга

Вступительная статья

Кажется, что при некотором опыте несложно написать ре­цензию на книгу, если профессионально владеть существом изло­женных проблем и если книга тебе интересна (второе особенно важно). Книга В. И. Кнорринга "Теория, практика и искусство уп­равления" отвечает этим требованиям, но написать вступитель­ную статью к ней оказалось совсем непросто.

Уже само название книги показывает, что автор поставил перед собой весьма трудную задачу: изложить теоретические ос­новы такой сложной науки, как управление (хотя об этом написа­ны уже тысячи томов), отразить производственный опыт, эволю­цию и достижения в реализации основных современных управлен­ческих концепций (толково об этом написано уже значительно мень­ше) и об искусстве воздействия на личность и общество — об этом в отечественной и зарубежной литературе практически ничего нет.

Более того, автор обязался написать обо всем этом не "скуч­но и тоскливо-нудно", а живым и образным языком, понятным и профессору, и студенту, и самому широкому кругу читателей. А ведь писать просто о сложном — задача не из легких.

Удалось ли решить такую сложную задачу? Уверен, что — да, в свет вышла новая, оригинальная и по содержанию, и по форме изложения книга, интересная и весьма нужная многим ты­сячам читателей. Причем автору удалось сохранить гармоничное равновесие между простотой, образностью и научной строгостью выводов и формулировок.

Многие научные книги, а тем более учебники создаются по простому алгоритму компиляции: изучаются десять книг и пишет­ся одиннадцатая. Если при этом удается сохранить мудрость пер­воисточников и убрать замеченные там недостатки, то автора сле­дует похвалить и одобрить. Кажется, что этой проторенной и вер­ной дорогой должен был бы идти и автор представляемой на суд читателей книги, но в приведенной им библиографии около 150 тру­дов (кстати, среди них нет ни одной книги по искусству управле­ния — их просто не существует, кроме книги самого автора, из­данной два года назад[1]) и он часто сходит с традиционного пути на нехоженые тропинки, ведущие в terra incognita управления. Но об этом позже.

В первой главе этой книги обоснованно отстаивается тезис об основной причине политического, экономического и социального кризиса в нашей стране — развале системы государственного и производственного управления, а также дилетантских методах управления на всех его уровнях. Эта мысль настойчивым рефре­ном проходит через всю книгу и иллюстрируется многими приме­рами.

Столь же жестко отстаивается необходимость борьбы с необоснованным засорением языка науки и практики управления иностранными терминами. Спорным, пожалуй, является утверждение, что кибернетика и привычная аббревиатура "АСУ" выпали в на­стоящее время из языка науки как бы "по взмаху чьей-то дири­жерской палочки" — чаще объектом исследований является ка­кая-либо часть кибернетики (компьютерные технологии, инфор­матика и т.п.), а автоматизированные системы при сохранении своих теоретических основ получили дальнейшее развитие приме­няемых технических средств и программных продуктов. Термины "менеджмент" и "менеджер" настолько прочно вошли в современный лексикон науки и практики управления, что замена их более привычными понятиями "управление", "управляющий", "руково­дитель" оправдано при рассмотрении общих проблем управления, вне контекста рыночных отношений и фирменного управления.

Главы, посвященные функциям управления, маркетингу, тех­ническим средствам и структурам управления по содержанию впол­не соответствуют традиционным учебникам и научным моногра­фиям, но написаны легко, непринужденно, ясным и доходчивым языком, как и было обещано автором в кратком вступлении.

Особого внимания заслуживает глава о теоретическом фун­даменте управления — принципах управления. Для любой отрасли знания принципиально необходимо в первую очередь установить внутренние устойчивые связи между изучаемыми явлениями, на основе имеющихся эмпирических фактов и проведенных экспери­ментов определить законы, принципы, которым подчиняются эти сложные процессы и зная которые можно предвидеть результаты предпринимаемых действий. Естественно, что принципы управле­ния производством, как и обществом в целом, формируются под воздействием действующего в данное время экономического и хо­зяйственного устройства и развиваются, совершенствуются вмес­те с развитием социально-экономических систем.

Теория управления еще со времени ее становления как на­уки всегда стремилась определить закономерности функциониро­вания и развития управляемой системы. Эта проблема волновала и одного из основоположников научной организации труда Ф. Тейло­ра, и создателя "теории администрации" А. Файоля (известны его 14 принципов управления), волнует она и многих современных уче­ных. В годы строительства социализма в нашей стране настойчиво внедрялись марксистско-ленинские принципы управления народ­ным хозяйством, но в условиях перехода экономики на рыночные отношения эти принципы неприменимы.

В книге Кнорринга предпринимается первая попытка опреде­лить хотя бы основные принципы управления, причем существенно стремление распространить действие этих принципов не толь­ко на управление производством, но и на любой, социум, от про­изводственного коллектива и до социальной основы общества — семьи. Нельзя быть беспощадно строгим к отдельным формулиров­кам и выводам, тем более что большинство, принципов определе­ны верно и бесспорно (принципы правовой защищенности, делеги­рования полномочий, соответствия, повышения квалификации), важно, что положено начало научно-практическим исследовани­ям в этой особо актуальной области теории управления и они, не­сомненно, будут продолжены.

Острейшие вопросы теории и практики управления объеди­нены под рубрикой принципа оптимизации управления. Действи­тельно, когда необходима централизация или децентрализация управления персоналом? Сколько сотрудников должно непосред­ственно подчиняться руководителю, от каких факторов зависит норма управляемости? В книге обоснованно, мотивированно рас­сматриваются эти важные производственные проблемы, знакомые каждому руководителю, но предлагаемая формулировка принци­па не дает однозначного ответа на поставленные вопросы. И при всей важности создания баз и банков данных, решения комплексов новых задач на основе применения новейшей вычислительной тех­ники и современных программных продуктов, — все это не дает достаточных оснований для придания этим проблемам статуса прин­ципов управления. Может быть, было бы разумным рассматривать один из предлагаемых принципов управления, оригинально на­званного в честь известного монтера Мечникова, как одно из след­ствий принципа правовой защищенности управленческого реше­ния?

Важно, что книга заставляет читателя размышлять, творчес­ки интерпретировать очевидные на первый взгляд истины, спо­рить, улыбаться, негодовать и сочувствовать. Такие разделы, как "Государство, нация", "Религия и наука как системы воздействия на личность и общество", "Мужчина и женщина", редко можно встретить на страницах научной и учебной литературы, хотя важ­ность и актуальность рассматриваемых тем очевидна; они могут быть основой для бесчисленных диспутов, споров, дискуссий, чего так часто не хватает в институтских аудиториях. Полемично и остро написаны разделы "Культура речи", "Этикет в современном обществе", "Мировоззренческое и культурное воспитание" — эти темы, точнее способ их изложения, являются своеобразным при­глашением к обмену мнениями, к дружескому, но принципиально острому спору.

"Наука и искусство управления имеют и свою неповторимую эстетику, созвучную готике и музыке — порыв и полет фантазии, когда творческое озарение основано на солидном фундаменте це­лесообразности, точном расчете и математически строгой гармо­нии'' — эта цитата вводит нас в сложную, оригинальную и с точки зрения практической ценности важнейшую часть книги. Впервые в отечественной и зарубежной литературе об управлении столь глу­боко и разносторонне (хотя иногда и не бесспорно!) освещаются методы искусства воздействия на личность и коллектив. Хотя ав­тор и не скрывает влияния на свое творчество, особенно на стиль изложения, таких всемирно известных публицистов, как Д. Карнеги и С. Паркинсон, предлагаемые им методы искусства управле­ния совершенно самостоятельны, обоснованны и самобытны.

Нет ничего более сложного и мучительно-прекрасного, чем творчество, а искусство управления людьми еще и чрезвычайно ответственная миссия. Непослушен резец в руках ваятеля, кисть и смычок художника и музыканта, сложна гармония стиха и музы­ки, но нет в мире ничего сложнее и непокорнее, чем человеческая личность. Неверно взятые ноты во взаимоотношениях руководите­ля и подчиненного, мужа и жены, отца и сына могут привести к непоправимым последствиям и налагают на старшего особо тяже­лое бремя ответственности.

Предлагаемая читателям книга "Теория, практика и искусст­во управления" внешне легко и ненавязчиво, логично и часто остроумно вводит нас в святая святых человеческих отношений, дает обоснованные рекомендации по разумному решению многих жизненных коллизий и, главное, заставляет нас думать, творчес­ки решать казалось бы привычные, рутинные, но часто и весьма трудные задачи человеческого общения.

Можно доказывать жизненную важность искусства управле­ния, но лучше привести еще один фрагмент книги: "Действитель­но, не каждому дано овладеть этим искусством, как, впрочем, и любыми другими его видами, но знать основы искусства управле­ния, стараться применять его важнейшие принципы и методы — обязанность каждого специалиста и руководителя любого уровня". Этот тезис особенно важен тем, кто невысокого мнения о своих возможностях (может быть, и незаслуженно!), кто считает, что он плохой оратор, слишком застенчив, не умеет аргументированно отстаивать свое мнение. Понять и стараться применить на практи­ке методы искусства управления важно для самоутверждения и переоценки каждому человеку.

Следует вспомнить античных философов, утверждавших, что самое трудное и самое важное — познать самого себя. Не случай­но, что основное внимание в этом разделе книги уделяется мето­дам самовоспитания, самосовершенствования. Этот раздел следует прочитать особо внимательно, примеряя рекомендации к себе, — споря, соглашаясь или отрицая их.

Личность, с точки зрения ее социальных свойств, формиру­ется в процессе воспитания, своей деятельности и общественных отношений. Хотя характерные психофизические особенности че­ловека закладываются его биологической основой, но моральные убеждения, потребности, интересы, интеллектуальное развитие во многом зависят от социальной среды и собственных стремлений человека к совершенствованию, объективной оценке своих возмож­ностей и своих недостатков. Внутренний мир человека — сложней­шая система морально-волевых, интеллектуальных и культурных качеств, система, способная не только к динамическому разви­тию, но иногда и к регрессу в зависимости от поставленных жиз­ненных целей, стимулов, сознания человека и особенностей его деятельности. Несмотря на то что способность познавать новое, обучаться, стремление к достижению целей с годами падают, ра­зумный, умственно развитый человек всю жизнь стремится через самоанализ к духовному и культурному развитию. Автор созна­тельно акцентирует внимание читателя на сложности духовного мира личности, системы его внешних защитных "оболочек" своего "Я" при контактах в социуме и демонстрирует целый комплекс методов его духовного развития и сохранения психического здо­ровья (методы самоанализа, "положительного подкрепления", "ра­зумного самопринуждения", "защитных блокировок" и т.п.).

Помня о значительных потенциальных, интеллектуальных и психологических возможностях человека, весьма заманчивы перс­пективы кардинального переустройства внутреннего, субъектив­ного мира личности, идеи формирования "сверхчеловека". Но этот путь по раскрытию латентных физиологических и духовных спо­собностей ведет от "высшего просветления" буддизма, идей Ниц­ше и работ Иоганна Шульца с его теорией психической саморегуляции до бесчеловечных экспериментов в нацистских лагерях смерти и требует особой осторожности. Хотя, несомненно, духовные цен­ности Востока, его некоторые идеи и методы заслуживают серьез­ного внимания.

В заключительной части книги автор рассматривает модели государственного и производственного управления ведущих капиталистических стран мира — Германии, США и Японии. Анализ и сравнение методов управления в этих развитых странах традици­онно входят в состав многих учебников по специальности "менедж­мент", но особый интерес представляет поиск подхода к формиро­ванию русской модели управления, который должен учитывать наглядные примеры и опыт европейского, американского и японс­кого менеджмента.

С учебно-методической точки зрения интересен поставленный в книге вопрос о методах обучения науке и искусству управления. Действительно, успех на поприще специалиста по управлению во многом зависит от способностей, даже таланта будущего руководителя, но наличие способностей практически невозможно определить у поступающего в вуз по этой специальности. Неизбежно практическая деятельность молодого специалиста внесет свои коррективы, но процент брака при этом будет недопустимо высок система и управления народным хозяйством страны получит еще не одну тысячу бездарных руководителей. Может быть, действительно профессионально следует обучать теории и искусству управле­ния лишь после проявления человеком несомненных способностей, призвания к такому сложному и ответственному виду деятель­ности?

Использование учебника В. И. Кнорринга "Теория, практика и искусство управления" при подготовке студентов вузов, слушате­лей академий и в системе повышения квалификации по специаль­ностям "менеджмент", "управление персоналом", "маркетинг" и по другим смежным дисциплинам будет более эффективным, если теоретическая база предмета будет подкрепляться информацией о применении принципов и методов управления в производственной деятельности трудовых коллективов с организацией различных форм практических занятий.

Впервые спецкурс "Искусство управления" был прочитан ав­тором в1995—1996 учебном году слушателям Академии государ­ственной службы при Президенте РФ и Академии народного хо­зяйства при Правительстве России. Позже фрагменты этого спец­курса были представлены слушателям Академии Генерального штаба Минобороны России, Ташкентского государственного эко­номического университета и в рамках программы "Топ-менеджер" АНХ в Воронеже. Причем при разработке учебной программы спе­циально был сделан акцент на практических аспектах науки и ис­кусства управления, так как основной целью изучения любой дисциплины является возможность применения слушателями по­лученных знаний в своей практической деятельности. Прочитав­ший данный учебник несомненно отметит, что каждая новая часть изложенных научных концепций требует по логике изложения практических подтверждений, может служить основой для дело­вых игр, интересных диспутов, разбора производственных прецедентов, казусов и обмена мнениями.

На фоне многих переведенных за последние годы книг иност­ранных авторов по проблемам управления, безусловно полезных и интересных, но отражающих далекий от нашей российской дей­ствительности зарубежный опыт, оригинальная и содержательная книга В. И. Кнорринга заслуживает самого глубокого внимания.

О. Д. Проценко,

проректор АНХ при Правительстве РФ, доктор экономических наук, профессор, академик Академии экономических наук и предпринимательской деятельности, почетный профессор Высшей школы маркетинга и общественных связей Барселоны (Испания)

Вместо предисловия

За последние годы на русский язык переведено много инте­ресных книг, монографий, статей по теории управления, в основ­ном американских авторов. Зачем же нужна еще одна книга об управлении? Дело в том, что все эти издания отражают иност­ранный опыт, основаны на анализе работы и научных исследова­ниях зарубежных фирм и далеко не всегда этот опыт может быть перенесен без существенных коррективов в Россию. А книги об ис­кусстве управления вообще нет! Почти в каждом учебнике, прав­да вскользь, говорится о том, что управление не только наука, но и искусство. И только. Главная цель этой книги — критически интерпретировать существующие теории управления, сформули­ровать взамен рухнувших вместе с мечтой о социализме ленинс­ких принципов современные принципы управления, рассмотреть практические методы искусства воздействия на личность оппонен­та и производственный коллектив и наметить пути формирования государственного и хозяйственного управления в России.

Прочно утвердившиеся традиции требуют, чтобы любой учебник был обязательно скучным, тоскливо нудным, должен иметь возможно большее количество непонятных англоязычных терми­нов (ведь русский язык значительно беднее великого и могучего английского!), содержать подробную классификацию изучаемых явлений ("навоз бывает трех типов: жидкий, твердый и рассыпчатый") и обязан отражать только то, что уже было сказано други­ми. Книги Д. Карнеги или Л. Питера — досадное и легкомысленное исключение из правил. Поэтому предлагаемая читателям книга не может претендовать на роль традиционного учебника, хотя и содержит все, что включает в себя настоящий, классический учеб­ник, и еще кое-что, выходящее за его рамки. Можно, конечно, изучать теорию и практику управления в России по книгам иност­ранных авторов и отправлять русских специалистов получать зна­ния за границу, так как лучшая в мире в недавнем прошлом оте­чественная педагогическая литература и высшая школа оказались, по оценкам высоких чиновников, несостоятельными.

Конечно, книга отражает жизненный, производственный и педагогический опыт автора, но основа ее — тысячелетний опыт управления, накопленный человечеством и отраженный во многих умных и интересных книгах, статьях и монографиях. Автору нуж­но было лишь аранжировать этот прекрасный букет из коллекции мудрых идей, тонких наблюдений и бесчисленных эксперимен­тов — иногда поучительных, иногда и трагичных. Действительно, все есть в этом букете: экзотические, таинственные орхидеи, при­вычная домашняя герань, бесхитростные полевые цветы, засох­шие, отмершие стебли и ядовитые, опасные плоды. Автору при­надлежит лишь лента, скрепляющая этот букет, и несколько скром­ных цветов, выращенных им самим.

Часть I

Наши рекомендации