Глава 14. Методы воздействия на личность
14.1.Универсальность методов искусства управления
14.2. Методы самовоспитания
14.3. Метод Сократа
14.4.Метод трех раундов
14.5.Метод Штирлица
14.6.Метод "лягушка в сметане"
14.7. Метод "S"
Вопросы для самопроверки
Глава 15. Культура делового общения
15.1. Осторожно — имя собственное
15.2. Амбиции и лесть
15.3. Проявление интереса к людям
15.4. Умение слушать
15.5. В споре ли рождается истина?
15.6. Приветливость и личное обаяние
15.7. Как исправить свою ошибку?
Вопросы для самопроверки
Глава 16. Этапы развития и современное состояние теории, практики и искусства управления за рубежом
16.1. "Экономическое чудо XX века" — немецкая модель управления
16.2. Американский менеджмент
16.3. Японский менеджмент
16.4. Формирование русской модели государственного и хозяйственного управления
Вопросы для самопроверки
Литература
Алфавитно-предметный указатель
Словарь основных терминов
Оригинальная и весьма нужная книга
Вступительная статья
Кажется, что при некотором опыте несложно написать рецензию на книгу, если профессионально владеть существом изложенных проблем и если книга тебе интересна (второе особенно важно). Книга В. И. Кнорринга "Теория, практика и искусство управления" отвечает этим требованиям, но написать вступительную статью к ней оказалось совсем непросто.
Уже само название книги показывает, что автор поставил перед собой весьма трудную задачу: изложить теоретические основы такой сложной науки, как управление (хотя об этом написаны уже тысячи томов), отразить производственный опыт, эволюцию и достижения в реализации основных современных управленческих концепций (толково об этом написано уже значительно меньше) и об искусстве воздействия на личность и общество — об этом в отечественной и зарубежной литературе практически ничего нет.
Более того, автор обязался написать обо всем этом не "скучно и тоскливо-нудно", а живым и образным языком, понятным и профессору, и студенту, и самому широкому кругу читателей. А ведь писать просто о сложном — задача не из легких.
Удалось ли решить такую сложную задачу? Уверен, что — да, в свет вышла новая, оригинальная и по содержанию, и по форме изложения книга, интересная и весьма нужная многим тысячам читателей. Причем автору удалось сохранить гармоничное равновесие между простотой, образностью и научной строгостью выводов и формулировок.
Многие научные книги, а тем более учебники создаются по простому алгоритму компиляции: изучаются десять книг и пишется одиннадцатая. Если при этом удается сохранить мудрость первоисточников и убрать замеченные там недостатки, то автора следует похвалить и одобрить. Кажется, что этой проторенной и верной дорогой должен был бы идти и автор представляемой на суд читателей книги, но в приведенной им библиографии около 150 трудов (кстати, среди них нет ни одной книги по искусству управления — их просто не существует, кроме книги самого автора, изданной два года назад[1]) и он часто сходит с традиционного пути на нехоженые тропинки, ведущие в terra incognita управления. Но об этом позже.
В первой главе этой книги обоснованно отстаивается тезис об основной причине политического, экономического и социального кризиса в нашей стране — развале системы государственного и производственного управления, а также дилетантских методах управления на всех его уровнях. Эта мысль настойчивым рефреном проходит через всю книгу и иллюстрируется многими примерами.
Столь же жестко отстаивается необходимость борьбы с необоснованным засорением языка науки и практики управления иностранными терминами. Спорным, пожалуй, является утверждение, что кибернетика и привычная аббревиатура "АСУ" выпали в настоящее время из языка науки как бы "по взмаху чьей-то дирижерской палочки" — чаще объектом исследований является какая-либо часть кибернетики (компьютерные технологии, информатика и т.п.), а автоматизированные системы при сохранении своих теоретических основ получили дальнейшее развитие применяемых технических средств и программных продуктов. Термины "менеджмент" и "менеджер" настолько прочно вошли в современный лексикон науки и практики управления, что замена их более привычными понятиями "управление", "управляющий", "руководитель" оправдано при рассмотрении общих проблем управления, вне контекста рыночных отношений и фирменного управления.
Главы, посвященные функциям управления, маркетингу, техническим средствам и структурам управления по содержанию вполне соответствуют традиционным учебникам и научным монографиям, но написаны легко, непринужденно, ясным и доходчивым языком, как и было обещано автором в кратком вступлении.
Особого внимания заслуживает глава о теоретическом фундаменте управления — принципах управления. Для любой отрасли знания принципиально необходимо в первую очередь установить внутренние устойчивые связи между изучаемыми явлениями, на основе имеющихся эмпирических фактов и проведенных экспериментов определить законы, принципы, которым подчиняются эти сложные процессы и зная которые можно предвидеть результаты предпринимаемых действий. Естественно, что принципы управления производством, как и обществом в целом, формируются под воздействием действующего в данное время экономического и хозяйственного устройства и развиваются, совершенствуются вместе с развитием социально-экономических систем.
Теория управления еще со времени ее становления как науки всегда стремилась определить закономерности функционирования и развития управляемой системы. Эта проблема волновала и одного из основоположников научной организации труда Ф. Тейлора, и создателя "теории администрации" А. Файоля (известны его 14 принципов управления), волнует она и многих современных ученых. В годы строительства социализма в нашей стране настойчиво внедрялись марксистско-ленинские принципы управления народным хозяйством, но в условиях перехода экономики на рыночные отношения эти принципы неприменимы.
В книге Кнорринга предпринимается первая попытка определить хотя бы основные принципы управления, причем существенно стремление распространить действие этих принципов не только на управление производством, но и на любой, социум, от производственного коллектива и до социальной основы общества — семьи. Нельзя быть беспощадно строгим к отдельным формулировкам и выводам, тем более что большинство, принципов определены верно и бесспорно (принципы правовой защищенности, делегирования полномочий, соответствия, повышения квалификации), важно, что положено начало научно-практическим исследованиям в этой особо актуальной области теории управления и они, несомненно, будут продолжены.
Острейшие вопросы теории и практики управления объединены под рубрикой принципа оптимизации управления. Действительно, когда необходима централизация или децентрализация управления персоналом? Сколько сотрудников должно непосредственно подчиняться руководителю, от каких факторов зависит норма управляемости? В книге обоснованно, мотивированно рассматриваются эти важные производственные проблемы, знакомые каждому руководителю, но предлагаемая формулировка принципа не дает однозначного ответа на поставленные вопросы. И при всей важности создания баз и банков данных, решения комплексов новых задач на основе применения новейшей вычислительной техники и современных программных продуктов, — все это не дает достаточных оснований для придания этим проблемам статуса принципов управления. Может быть, было бы разумным рассматривать один из предлагаемых принципов управления, оригинально названного в честь известного монтера Мечникова, как одно из следствий принципа правовой защищенности управленческого решения?
Важно, что книга заставляет читателя размышлять, творчески интерпретировать очевидные на первый взгляд истины, спорить, улыбаться, негодовать и сочувствовать. Такие разделы, как "Государство, нация", "Религия и наука как системы воздействия на личность и общество", "Мужчина и женщина", редко можно встретить на страницах научной и учебной литературы, хотя важность и актуальность рассматриваемых тем очевидна; они могут быть основой для бесчисленных диспутов, споров, дискуссий, чего так часто не хватает в институтских аудиториях. Полемично и остро написаны разделы "Культура речи", "Этикет в современном обществе", "Мировоззренческое и культурное воспитание" — эти темы, точнее способ их изложения, являются своеобразным приглашением к обмену мнениями, к дружескому, но принципиально острому спору.
"Наука и искусство управления имеют и свою неповторимую эстетику, созвучную готике и музыке — порыв и полет фантазии, когда творческое озарение основано на солидном фундаменте целесообразности, точном расчете и математически строгой гармонии'' — эта цитата вводит нас в сложную, оригинальную и с точки зрения практической ценности важнейшую часть книги. Впервые в отечественной и зарубежной литературе об управлении столь глубоко и разносторонне (хотя иногда и не бесспорно!) освещаются методы искусства воздействия на личность и коллектив. Хотя автор и не скрывает влияния на свое творчество, особенно на стиль изложения, таких всемирно известных публицистов, как Д. Карнеги и С. Паркинсон, предлагаемые им методы искусства управления совершенно самостоятельны, обоснованны и самобытны.
Нет ничего более сложного и мучительно-прекрасного, чем творчество, а искусство управления людьми еще и чрезвычайно ответственная миссия. Непослушен резец в руках ваятеля, кисть и смычок художника и музыканта, сложна гармония стиха и музыки, но нет в мире ничего сложнее и непокорнее, чем человеческая личность. Неверно взятые ноты во взаимоотношениях руководителя и подчиненного, мужа и жены, отца и сына могут привести к непоправимым последствиям и налагают на старшего особо тяжелое бремя ответственности.
Предлагаемая читателям книга "Теория, практика и искусство управления" внешне легко и ненавязчиво, логично и часто остроумно вводит нас в святая святых человеческих отношений, дает обоснованные рекомендации по разумному решению многих жизненных коллизий и, главное, заставляет нас думать, творчески решать казалось бы привычные, рутинные, но часто и весьма трудные задачи человеческого общения.
Можно доказывать жизненную важность искусства управления, но лучше привести еще один фрагмент книги: "Действительно, не каждому дано овладеть этим искусством, как, впрочем, и любыми другими его видами, но знать основы искусства управления, стараться применять его важнейшие принципы и методы — обязанность каждого специалиста и руководителя любого уровня". Этот тезис особенно важен тем, кто невысокого мнения о своих возможностях (может быть, и незаслуженно!), кто считает, что он плохой оратор, слишком застенчив, не умеет аргументированно отстаивать свое мнение. Понять и стараться применить на практике методы искусства управления важно для самоутверждения и переоценки каждому человеку.
Следует вспомнить античных философов, утверждавших, что самое трудное и самое важное — познать самого себя. Не случайно, что основное внимание в этом разделе книги уделяется методам самовоспитания, самосовершенствования. Этот раздел следует прочитать особо внимательно, примеряя рекомендации к себе, — споря, соглашаясь или отрицая их.
Личность, с точки зрения ее социальных свойств, формируется в процессе воспитания, своей деятельности и общественных отношений. Хотя характерные психофизические особенности человека закладываются его биологической основой, но моральные убеждения, потребности, интересы, интеллектуальное развитие во многом зависят от социальной среды и собственных стремлений человека к совершенствованию, объективной оценке своих возможностей и своих недостатков. Внутренний мир человека — сложнейшая система морально-волевых, интеллектуальных и культурных качеств, система, способная не только к динамическому развитию, но иногда и к регрессу в зависимости от поставленных жизненных целей, стимулов, сознания человека и особенностей его деятельности. Несмотря на то что способность познавать новое, обучаться, стремление к достижению целей с годами падают, разумный, умственно развитый человек всю жизнь стремится через самоанализ к духовному и культурному развитию. Автор сознательно акцентирует внимание читателя на сложности духовного мира личности, системы его внешних защитных "оболочек" своего "Я" при контактах в социуме и демонстрирует целый комплекс методов его духовного развития и сохранения психического здоровья (методы самоанализа, "положительного подкрепления", "разумного самопринуждения", "защитных блокировок" и т.п.).
Помня о значительных потенциальных, интеллектуальных и психологических возможностях человека, весьма заманчивы перспективы кардинального переустройства внутреннего, субъективного мира личности, идеи формирования "сверхчеловека". Но этот путь по раскрытию латентных физиологических и духовных способностей ведет от "высшего просветления" буддизма, идей Ницше и работ Иоганна Шульца с его теорией психической саморегуляции до бесчеловечных экспериментов в нацистских лагерях смерти и требует особой осторожности. Хотя, несомненно, духовные ценности Востока, его некоторые идеи и методы заслуживают серьезного внимания.
В заключительной части книги автор рассматривает модели государственного и производственного управления ведущих капиталистических стран мира — Германии, США и Японии. Анализ и сравнение методов управления в этих развитых странах традиционно входят в состав многих учебников по специальности "менеджмент", но особый интерес представляет поиск подхода к формированию русской модели управления, который должен учитывать наглядные примеры и опыт европейского, американского и японского менеджмента.
С учебно-методической точки зрения интересен поставленный в книге вопрос о методах обучения науке и искусству управления. Действительно, успех на поприще специалиста по управлению во многом зависит от способностей, даже таланта будущего руководителя, но наличие способностей практически невозможно определить у поступающего в вуз по этой специальности. Неизбежно практическая деятельность молодого специалиста внесет свои коррективы, но процент брака при этом будет недопустимо высок система и управления народным хозяйством страны получит еще не одну тысячу бездарных руководителей. Может быть, действительно профессионально следует обучать теории и искусству управления лишь после проявления человеком несомненных способностей, призвания к такому сложному и ответственному виду деятельности?
Использование учебника В. И. Кнорринга "Теория, практика и искусство управления" при подготовке студентов вузов, слушателей академий и в системе повышения квалификации по специальностям "менеджмент", "управление персоналом", "маркетинг" и по другим смежным дисциплинам будет более эффективным, если теоретическая база предмета будет подкрепляться информацией о применении принципов и методов управления в производственной деятельности трудовых коллективов с организацией различных форм практических занятий.
Впервые спецкурс "Искусство управления" был прочитан автором в1995—1996 учебном году слушателям Академии государственной службы при Президенте РФ и Академии народного хозяйства при Правительстве России. Позже фрагменты этого спецкурса были представлены слушателям Академии Генерального штаба Минобороны России, Ташкентского государственного экономического университета и в рамках программы "Топ-менеджер" АНХ в Воронеже. Причем при разработке учебной программы специально был сделан акцент на практических аспектах науки и искусства управления, так как основной целью изучения любой дисциплины является возможность применения слушателями полученных знаний в своей практической деятельности. Прочитавший данный учебник несомненно отметит, что каждая новая часть изложенных научных концепций требует по логике изложения практических подтверждений, может служить основой для деловых игр, интересных диспутов, разбора производственных прецедентов, казусов и обмена мнениями.
На фоне многих переведенных за последние годы книг иностранных авторов по проблемам управления, безусловно полезных и интересных, но отражающих далекий от нашей российской действительности зарубежный опыт, оригинальная и содержательная книга В. И. Кнорринга заслуживает самого глубокого внимания.
О. Д. Проценко,
проректор АНХ при Правительстве РФ, доктор экономических наук, профессор, академик Академии экономических наук и предпринимательской деятельности, почетный профессор Высшей школы маркетинга и общественных связей Барселоны (Испания)
Вместо предисловия
За последние годы на русский язык переведено много интересных книг, монографий, статей по теории управления, в основном американских авторов. Зачем же нужна еще одна книга об управлении? Дело в том, что все эти издания отражают иностранный опыт, основаны на анализе работы и научных исследованиях зарубежных фирм и далеко не всегда этот опыт может быть перенесен без существенных коррективов в Россию. А книги об искусстве управления вообще нет! Почти в каждом учебнике, правда вскользь, говорится о том, что управление не только наука, но и искусство. И только. Главная цель этой книги — критически интерпретировать существующие теории управления, сформулировать взамен рухнувших вместе с мечтой о социализме ленинских принципов современные принципы управления, рассмотреть практические методы искусства воздействия на личность оппонента и производственный коллектив и наметить пути формирования государственного и хозяйственного управления в России.
Прочно утвердившиеся традиции требуют, чтобы любой учебник был обязательно скучным, тоскливо нудным, должен иметь возможно большее количество непонятных англоязычных терминов (ведь русский язык значительно беднее великого и могучего английского!), содержать подробную классификацию изучаемых явлений ("навоз бывает трех типов: жидкий, твердый и рассыпчатый") и обязан отражать только то, что уже было сказано другими. Книги Д. Карнеги или Л. Питера — досадное и легкомысленное исключение из правил. Поэтому предлагаемая читателям книга не может претендовать на роль традиционного учебника, хотя и содержит все, что включает в себя настоящий, классический учебник, и еще кое-что, выходящее за его рамки. Можно, конечно, изучать теорию и практику управления в России по книгам иностранных авторов и отправлять русских специалистов получать знания за границу, так как лучшая в мире в недавнем прошлом отечественная педагогическая литература и высшая школа оказались, по оценкам высоких чиновников, несостоятельными.
Конечно, книга отражает жизненный, производственный и педагогический опыт автора, но основа ее — тысячелетний опыт управления, накопленный человечеством и отраженный во многих умных и интересных книгах, статьях и монографиях. Автору нужно было лишь аранжировать этот прекрасный букет из коллекции мудрых идей, тонких наблюдений и бесчисленных экспериментов — иногда поучительных, иногда и трагичных. Действительно, все есть в этом букете: экзотические, таинственные орхидеи, привычная домашняя герань, бесхитростные полевые цветы, засохшие, отмершие стебли и ядовитые, опасные плоды. Автору принадлежит лишь лента, скрепляющая этот букет, и несколько скромных цветов, выращенных им самим.
Часть I