Вопрос 1. Система управления карьерой персонала.

Для успешности карьеры очень важны осознанные, целенаправленные усилия по ее планированию и развитию, т.е. управление карьерой.

А. И. Турчинов определяет управление карьерой как комплексную технологию воздействия руководителей и кадровых служб на целенаправленное развитие способностей работников, накопление ими профессионального опыта и рациональное использование их потенциала как в интересах сотрудников, так и в интересах организации[2].

А. Я. Кибанов под управлением карьерой понимает комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организации по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации[3].

По мнению Н. А. Аверина, управление карьерой заключается в том, что после принятия работника на работу в организацию и до его предполагаемого увольнения линейный руководитель и кадровая служба организует его планомерное продвижение по рабочим местам и должностям[4].

Управление карьерой соответствует интересам организации и отдельных работников. Сотрудник заинтересован в создании условий для самореализации и роста в профессиональной сфере, обеспечении конкурентоспособности на рынке труда. Организации необходимы мотивированные и лояльные сотрудники, ориентированные на постоянное развитие.

Рассмотрим объект и субъект системы управления карьерой.

Объект управления карьерой представляет собой совокупность определенных качеств/характеристик индивида и объективно существующих возможностей их использования/изменения для достижения поставленных им карьерных целей.

Субъектами управления карьерой могут выступать:

· сам индивид - как основной способ формирования жизненных целей и процесс их реализации;

· организация - как способ формирования человеческого ка-питала оптимальным образом и оценка степени реализации по-тенциала отдельного работника в интересах организации[5].

Таким образом, система управления карьерой объединяет в себе подсистему самоуправления карьерой и подсистему управления карьерой в организации[6]. Цель управления карьерой необходимо рассматривать с позиции этих подсистем.

Целевое назначение первой подсистемы - мониторинг субъектом собственного карьерного потенциала, результатов деятельности, поведения, взаимодействия, имиджа (самооценками, оценками организации и других людей), выработка индивидуальных мер по их развитию и совершенствованию, изучение внешних условий карьерного роста, разработка и корректировка линии собственного карьерного поведения и продвижения.

Целевое назначение второй подсистемы определяется как мониторинг эффективности организации по рациональному использованию кадров, разработка мер ее повышения посредством роста трудового и карьерного потенциала персонала и его максимального эффективного использования[7].

Таким образом, содержание деятельности по управлению деловой карьерой включает в себя ряд управленческих действий, которые осуществляют субъекты управления, каждый из которых преследует собственные интересы. При этом наилучший вариант достигается в том случае, когда обеспечивается компромисс этих интересов.

В процессе формирования системы управления деловой карьерой персонала необходимо учитывать, что карьера является взаимодействием трех групп факторов:

· личности самого человека;

· профессиональной среды, в которой человек работает и развивается;

· внерабочей среды, в которой он живет и отдыхает[8].

Управление карьерой в современных организациях рекомендуется осуществлять в соответствии с моделью партнерства[9]. Партнерство предполагает сотрудничество трех сторон: работника, его руководителя и кадровой службы. Работник несет ответственность за планирование и развитие собственной карьеры (является владельцем процесса). Руководитель выступает в качестве наставника. Кадровая служба играет роль профессионального консультанта и одновременно осуществляет общее управление процессом развития карьеры персонала в организации.

Механизмами взаимодействия организации и сотрудников при управлении карьерой являются[10]:

· механизмы развития (саморазвитие и адаптация, наставничество, последовательное ступенчатое восхождение);

· механизмы отбора (оценка, конкуренция, самопрезентация);

· механизмы продвижения (ротация, вертикальное перемещение).

Взаимодействие сотрудника и организации в процессе управления карьерой отражены на рис. 12.

Вопрос 1. Система управления карьерой персонала. - student2.ru

Рис. 12. Принципиальная схема взаимодействия организации и работника в процессе управления карьерой по Н. И. Шаталовой

А. Я. Кибанов считает, что в управлении карьерой должна принимать участие и профсоюзная организация. При этом распределение функций между основными субъектами управления карьерой должно быть следующим (таблица 6):

Таблица 6.

Схема функциональных взаимосвязей в процессе управления деловой карьерой в организации[11]

Наименование функций управления Дирекция Служба управления персоналом Начальники отделов Профсоюзный комитет
1. Составление планов по управлению деловой карьерой и кадровым резервом. Р О У С
2. Принятие мер поощрения или взыскания за выполняемую работу по резерву кадров. Р О П С
3. Совершенствование организации замещения кадров. Р О У С
4. Проведение конкурсов на замещение вакантных должностей. Р О П У
5. Повышение квалификации работников, зачисленных в резерв. Р О У С
6. Оформление в резерв и перемещение по должностям. Р О П У
7. Организация учета по управлению деловой карьерой и резервом. Р О П С
8. Изучение расстановки и использования специалистов, а также деловых качеств работников. Р О П С
9. Создание резервов кадров на выдвижение. Р О У С
10. Контроль выполнения руководителями подразделений работы по управлению деловой карьерой и кадровым резервом. Р О П У
11. Изучение движения кадров. Р О П С
12. Обеспечение составления отчетности по управлению деловой карьерой и кадровым резервом. Р О П С
13. Проработка схем замещения и индивидуальных планов развития деловой карьеры. Р О П С
14. Контроль реализации планов подготовки специалистов, отобранных в резерв кадров. Р О У У
15. Выполнение программы работы с кадровым резервом. Р О П С

Условные обозначения:

· О - отвечает за выполнение данной функции, организует ее выполнение, оформляет окончательный документ;

· У - участвует в выполнении данной функции;

· П - представляет исходные данные для выполнения функции;

· С - согласовывает документ по данной функции;

· Р - принимает решение, утверждает документ.

Управление карьерой в организации в рамках модели партнерства имеет систематичный и циклический характер.

Различают карьерный цикл работника и цикл управления карьерой.

Карьерный цикл работника – это периодически повторяющаяся последовательность этапов карьерного продвижения. Г. Р. Латфуллин и О. Н. Громова выделяют следующие основные элементы карьерного цикла работника (рис. 13)[12].

Вопрос 1. Система управления карьерой персонала. - student2.ru

Рис. 13. Карьерный цикл работника

Цикл управления карьерой – это периодически повторяющиеся процедуры проектирования, разработки и осуществления целенаправленного воздействия на карьерный цикл работника.

Модель управления карьерным циклом менеджера позволяет создать универсальный механизм организации карьеры менеджера на основании эффективного освоения и осуществления этапов карьерного цикла, взаимодействующего с циклом управления карьерой (рис. 14.)[13].

Вопрос 1. Система управления карьерой персонала. - student2.ru

Рис. 14. Модель управления карьерным циклом менеджера

В современной научной литературе предложено несколько систем управления карьерой. Одной из наиболее известных является следующая (рис. 15)[14].

Вопрос 1. Система управления карьерой персонала. - student2.ru

Рис. 15. Система управления карьерой

Работа по управлению карьерой должна начинаться с поступления сотрудников в организацию. После прохождения этапа ориентации в организации сотрудники проходят обучение планированию карьеры, во время которого они осваивают необходимые технологии и осуществляют самодиагностику. В течение последующей работы в должности сотрудники осуществляют уточнение карьерных целей, изучают возможности их реализации в организации. Они получают от организации необходимую информацию, консультации. После того, как сотрудник в достаточной степени проявит себя в трудовой деятельности, составляется официальный индивидуальный план развития карьеры как документ, отражающий взаимные обязательства сотрудника и организации. Дальнейшее профессиональное развитие сотрудника осуществляется в соответствии с этим планом. План может включать различные виды внутриорганизационного и внеорганизационного обучения, стажировки, участие в конкурсах и др. Процедуры деловой оценки позволяют оценить успешность карьерного развития и корректировать план. В случае наличия вакансии, соответствующей интересам, склонностям и компетентности сотрудника, осуществляется его продвижение в должности.

М. Армстронг предлагает во многом сходную систему управления карьерой в организации (рис. 16)[15] , но уделяет большее внимание разработке общей политики управления карьерой и связи управления карьерой с прогнозированием трудовых ресурсов.

Вопрос 1. Система управления карьерой персонала. - student2.ru

Рис. 16. Модель управления карьерой по М. Армстронгу

Политика управления карьерой предполагает ответы на ряд вопросов. Прежде всего, организация должна решить, будет ли она «создавать или покупать кадры»: выращивать своих собственных специалистов («таланты») или привлекать квалифицированных сотрудников извне. Другой вопрос состоит в том, следует ли ориентироваться на сегодняшние требования к специалистам или на будущие. М. Армстронг подчеркивает, что сегодня работодатели, которые верят в долгосрочное планирование карьеры и разрабатывают стратегические планы развития карьеры, встречаются достаточно редко. При разработке политики управления карьерой следует также определиться, каким категориям сотрудников следует уделять внимание. Например, может существовать политика в отношении тех менеджеров, которые достигли карьерного плато (создание условий для дальнейшего роста, стимулирование ухода в другие организации и т. п.).

Аудит талантов – это исследование талантов сотрудников в соответствии с прогнозами спроса и оценками показателей работы. Под талантами понимаются потенциальные способности сотрудников.

Цель оценки показателей труда и потенциала заключается в том, чтобы выявить потребности в обучении и развитии, информировать руководство о направлении развития карьеры отдельного сотрудника и выявить тех, кто обладает потенциалом для продвижения.

Прогнозирование спроса и предложения составляют, используя методы планирования человеческих ресурсов и техники моделирования.

Планирование преемственности позволяет ответить на три фундаментальных вопроса:

1. Есть ли достаточное количество потенциальных преемников – подходящих сотрудников, которые способны играть ключевые роли в долгосрочной перспективе?

2. Достаточно ли они хороши для этого?

3. Обладают ли они навыками и свойствами, которые будут необходимы в будущем?

Планирование карьеры использует всю информацию, которую дают оценка требований, оценка показателей труда и потенциала, планы преемственности руководства, и переводит ее на язык индивидуальных программ карьерного роста и общих мероприятий по повышению квалификации руководителей, консультирования по вопросам развития карьеры и наставнической деятельности.

По мнению А. Р. Алавердова, процесс управления профессиональной карьерой осуществляется в следующей технологической последовательности, (рисунок 17)[16]:

Вопрос 1. Система управления карьерой персонала. - student2.ru

Рис. 17. Принципиальная схема организации управления профессиональной карьерой

Принято считать, что управление карьерой особенно актуально в следующих условиях:[17]

· организация ориентирована на «выращивание сотрудников внутри фирмы: руководство уверено, что преданный и компетентный персонал получается только из тех, кто работает в компании с самого начала;

· организация динамично развивается и постоянно реализует новые проекты;

· организация превращается в сложную структуру с разветвленной иерархией;

· в организации растет или держится на высоком уровне текучесть кадров среди рядового персонала и среднего менеджмента;

· топ-менеджеры не заинтересованы в результатах своей работы и мотивация управленческих кадров – не самая сильная сторона организации.

Управление карьерой является важнейшей составляющей политики развития персонала.

Управление карьерой осуществляется на индивидуальном и организационном уровнях (таблица 7).

Таблица 7.

Наши рекомендации