Подрез зуба колеса и его предотвращение

Подрезом зуба называется пересечение траектории точки A. лежащей на граничной прямой головок исходного контура (см. рис. 3.8), с эвольвентой зуба нарезаемого колеса. В результате этого происходит утонение ножки зуба в его опасном сечении при работе на изгиб (рис.3.9) и уменьшение плавности работы передачи из-за сокращения эвольвентной части зуба.

Подрез, как правило, недопустим. Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru Он наступает при количестве зубьев колеса, которое меньше некоторого значения, называемого минимальным числом зубьев. Для определения этого числа зубьев обратимся к рис. 3.10.

Если число зубьев нарезаемого колеса достаточно велико, Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru , то конец N' теоретической линии зацепления при нарезании располагается выше граничной прямой головок инструмента, и подрез отсутствует. Если число зубьев нарезаемого колеса мало Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru , то конец N'' теоретической линии зацепления расположен ниже граничной прямой головок, и подрез есть. Наконец, если граничная прямая головок проходит точно через границу теоретической линии зацепления, то подреза ещё нет, т. е. имеет место некое пограничное состояние. Число зубьев колеса, соответствующее этому состоянию, равно минимальному, т. е. Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru . Выразим отрезок KП на межосевой линии двояким образом. С одной стороны он равен Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru , с другой, последовательно рассмат-ривая треугольники ПКN и ПОN, имеем Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru .

Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru Приравнивая правую часть полученного выражения к Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru и, решая новое равенство относительно Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru , получаем

Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru .

Стандартным параметрам исходного контура соответствует Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru = 17.

Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru При необходимости изготовления колеса с числом зубьев, меньшем минимального, и предотвращения подреза следует инструментальную рейку сместить от центра колеса на такую величину, при которой её граничная прямая головок пройдёт через точку N линии зацепления (рис. 3.11). Определим необходимую величину смещения. Согласно рис. 3.11 имеем с одной стороны

Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru ,

и с другой стороны Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru или

Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru .

Так как Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru , то, приравнивая правые части этих выражений и заменив Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru на Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru , после несложных преобразований находим искомый коэффициент смещения:

Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru .

Для стандартных размеров исходного контура Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru , поэтому получаем: Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru . Из этой формулы следует, что если число зубьев колеса меньше минимального, то полученный положительный коэффициент смещения означает, что для предотвращения подреза инструмент должен быть смещён в сторону от центра колеса. Если число зубьев колеса больше минимального, то коэффициент смещения получается отрицательным и указывает на допустимое смещение инструмента к центру колеса, при котором не будет подреза.

Качественные характеристики эвольвентного

Зацепления

Коэффициент перекрытия

Коэффициентом перекрытия называется отношение длины активной линии зацепления к основному шагу зубчатого колеса, он обозначается Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru и определяется отношением

Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru .

Передача движения в зубчатом зацеплении происходит таким образом, что, прежде чем предыдущая пара зубьев выйдет из зацепления (из контакта), последующая должна войти в зацепление (в контакт). Чем раньше она вступит в зацепление, тем более плавно работает передача. Количественной характеристикой этого качества и является коэффициент перекрытия, т. е. он, по существу, характеризует плавность работы зубчатой передачи. Обычно величина коэффициента перекрытия заключена между 1 и 2, при этом минимальное значение не должно быть меньше 1,1. Схематически соотношение между длиной активной лини зацепления и основным шагом показано на рис. 3.12. Точка контакта профилей зубьев перемещается вдоль активной линии зацепления от точки H1 к точке H2. Основной шаг короче активной линии зацепления, поэтому в пределах этой линии работают то одна, то две пары зубьев. Если отложить, как показано на рис. 3.12, основной шаг pb от точек H1 и H2, то отрезок H1H2 будет разделён на три части. Две крайние части соответствуют зонам двухпарного зацепления зубьев, а средняя – зоне однопарного зацепления. Чем короче средняя зона, тем плавнее работает зубчатая передача, так как суммарная длина двух крайних участков становится длиннее.

Удельное скольжение

Удельным скольжением называется отношение скорости скольжения профилей в точке их касания к скорости перемещения точки касания по профилю. Этот показатель характеризует износ зубьев в результате трения скольжения их боковых (рабочих) поверхностей. Возьмём точки К1 первого профиля и К2 второго профиля, Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru совпадающие в данный момент друг с другом (рис. 3.13). В этих точках профили имеют общую касательную t – t, вдоль которой направлены касательные (тангенциальные) составляющие их абсолютных скоростей. В общем случае эти скорости отличаются друг от друга по величине, могут отличаться и по направлению, оставаясь на общей касательной. Разность величин этих скоростей составляет скорость скольжения в контакте зубьев.

Согласно определению, удельное скольжение выразится двумя математическими выражениями, относящимися к разным колёсам:

Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru и Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru .

Для определения тангенциальных составляющих скоростей обратимся к

рис. 3.14. Соединим точку К1 с центром О1 вращения колеса 1 радиусом R1, и точку К2, совпадающую с точкой К1, с центром О2 радиусом R2. Перпендикулярно радиусу R1 в сторону вращения колеса 1 отложим абсолютную скорость точки К1, равную Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru , и перпендикулярно радиусу R2 в сторону вращения колеса 2 отложим абсолютную скорость точки К2, равную Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru . Отметим угол β1 между радиусом R1 и перпендикуляром O1N1 к линии зацепления и β2 между радиусом R2 и перпендикуляром О2N2 также к линии зацепления. Спроецируем скорости Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru и Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru на линию зацепления N1N2. Линия зацепления направлена по нормали к профилям зубьев, поэтому проекции скоростей на неё являются нормальными составляющими, равными друг другу. Составляющие, направленные перпендикулярно линии зацепления, действуют по касательной к профилям и являются тангенциальными составляющими. Они определяются следующими цепоч-

ками преобразований

Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru

Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru C учётом этого ранее записанные выражения примут следующий вид:

Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru , Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru .

В этих выражениях буквой К обозначены совпадающие друг с другом точки К1 и К2. Схематический график удельного скольжения показан на рис. 3.15.

Подрез зуба колеса и его предотвращение - student2.ru График показывает, что удельное скольжение на головках зубьев меньше чем на ножках, следовательно, ножки изнашиваются интенсивнее, чем головки. Характер износа таков, что чем дальше от полюса в радиальном направлении находится зона профиля, тем больше она изнашивается. В полюсе зацепления износ от скольжения равен нулю, так как эта точка является мгновенным центром поворота одного колеса относительно другого, и точки профилей, попадающие в полюс, имеют радиус относительного вращения вокруг полюса, равный нулю.

Наши рекомендации