Назначение и области применения.

Назначение и области применения.

Волновые передачи основаны на принципе передачи вращательного движения за счет бегущей волновой деформации одного из зубчатых колес.

Такая передача была запатентована американским инженером Массером в 1959 г.

Волновые передачи имеют меньшие массу и габариты, большую кинематическую точность, меньший мёртвый ход, высокую вибропрочность за счёт демпфирования (рассеяния энергии) колебаний, создают меньший шум.

При необходимости такие передачи позволяют передавать движение в герметичное пространство без применения уплотняющих сальников, что особенно ценно для авиационной, космической и подводной техники, а также для машин химической промышленности.

Кинематически эти передачи представляют собой разновидность плане­тарной передачи с одним гибким зубчатым колесом. На рис. 14.1 изображе­ны основные элементы волновой передачи: неподвижное колесо 7 с внут­ренними зубьями, вращающееся упругое колесо 2 с наружными зубьями и водило h. Неподвижное колесо закрепляется в корпусе и выполняется в виде обычного зубчатого колеса с внутренним зацеплением. Гибкое зубча­тое колесо имеет форму стакана с легко деформирующейся тонкой стенкой: в утолщенной части (левой) нарезаются зубья, правая часть имеет форму вала. Водило состоит из овального кулачка и специального подшипника.

Назначение и области применения. - student2.ru

Рис. 14.1. Волновая передача

Гибкое колесо деформируется так, что по оси овала I—I зубья зацепля­ются на полную рабочую высоту; по оси II—II зубья не зацепляются.

Передача движения осуществляется за счет деформирования зубчатого венца гибкого колеса. При вращении водила волна деформации бежит по окружности гибкого зубчатого венца; при этом венец обкатывается по не­подвижному жесткому колесу в обратном направлении, вращая стакан и вал. Поэтому передача и называется волновой, а водило — волновым генератором.

Существует большое количество конструкций волновых механизмов. Обычно эти механизмы преобразуют входное вращательное движение в выходное вращательное или поступательное. Волновые механизмы можно рассматривать как одну из разновидностей многопоточных планетарных механизмов, так как они обладают многозонным, а в случае зубчатого механизма, и многопарным контактом выходного звена с гибким колесом. Многозонный контакт обеспечивается за счет формы генератора волн (кулачок чаще с двумя, редко с тремя выступами), многопарный - за счет податливости зубчатого венца гибкого колеса. Такое сочетание позволяет волновым механизмам передавать значительные нагрузки при малых габаритах. Податливость зубчатого венца обеспечивает достаточно равномерное распределение нагрузки по зубьям, находящимся в зоне зацепления. При номинальных нагрузках процент зубьев находящихся в зацеплении составляет 15-25% от общего их числа. Поэтому в волновых передачах применяется мелкомодульное зацепление, а числа зубьев колес лежат в пределах от 100 до 600. Зона зацепления в волновой зубчатой передаче совпадает с вершиной волны деформации. По числу зон или волн передачи делятся на одноволновые, двухволновые и так далее. При вращении водила овальной формы образуются две волны. Такую передачу называют двухволновой. Бывают трехволновые передачи, на рис. 14.2 показана схема такой передачи. Передачи с числом волн более трех применяются редко.

Назначение и области применения. - student2.ru

Рис. 14.2. Трехволновая передача

Распределение передаваемых усилий по нескольким зонам уменьшает нагрузку на элементы пар и позволяет существенно уменьшать габаритные размеры и массу механизмов. Многозонный и многопарный контакт звеньев существенно увеличивает жесткость механизма, а за счет осреднения ошибок и зазоров, уменьшает мертвый ход и кинематическую погрешность механизма. Поэтому волновые механизмы обладают высокой кинематической точностью и, несмотря на наличие гибкого элемента, достаточно высокой жесткостью. Образующиеся в структуре волнового механизма внутренние контуры, увеличивают теоретическое число избыточных или пассивных связей в механизме. Однако гибкое колесо за счет податливости компенсирует ряд возникающих перекосов. Поэтому при изготовлении и сборке волновых механизмов число необходимых компенсационных развязок меньше чем в аналогичных механизмах с жесткими звеньями.

Гибкое колесо обеспечивает волновым передачам возможность передачи движения через герметичную стенку, которая разделяет две среды (например, космический аппарат и открытый космос). При этом гибкое колесо выполняется как элемент герметичной стенки, входной вал и генератор волн располагаются по одну сторону стенки (внутри космического аппарата), а выходное звено - по другую (в космическом пространстве). Схема герметичной волновой передачи приведена на рис. 14.3.

Назначение и области применения. - student2.ru

Рис. 14.3

Рис. 14.6

Назначение и области применения. - student2.ru - двухподвижный упругий шарнир (рис.14.7). Данная кинематическая пара должна обеспечивать зубу гибкого колеса 2 возможность выполнять движения деформации относительно вала 3, но относительные движения в тангенциальном направлении (по оси х) запрещены. Аналогичные движения обеспечивает пара Назначение и области применения. - student2.ru в зубчатом соединении в волновой зубчатой муфте и пара Назначение и области применения. - student2.ru в волновом зубчатом зацеплении (рис.14.7).

Оси координат в зубчатой паре направляются так:

ось z - по касательной к профилям в точке контакта,

ось х - по нормали к профилям,

ось у - по линии контакта зубьев.

Назначение и области применения. - student2.ru

Рис. 14.7

Подвижность механизма подсчитывается следующим образом:

Назначение и области применения. - student2.ru , Назначение и области применения. - student2.ru , Назначение и области применения. - student2.ru , Назначение и области применения. - student2.ru .

Назначение и области применения. - student2.ru .

В механизме имеется одна местная подвижность Назначение и области применения. - student2.ru - подвижность зуба гибкого колеса в осевом направлении (по оси у).
Заданная или основная подвижность механизма Назначение и области применения. - student2.ru .

Число избыточных связей в механизме равно: Назначение и области применения. - student2.ru

Эти избыточные или пассивные связи определяют требование параллельности осей пар В,С,D и Е оси пары А.

Движение всех звеньев волнового механизма осуществляется в параллельных плоскостях. Поэтому механизм волновой зубчатой передачи можно рассматривать как плоский.

В этом случае:

Назначение и области применения. - student2.ru , Назначение и области применения. - student2.ru , Назначение и области применения. - student2.ru .

Назначение и области применения. - student2.ru .

Назначение и области применения. - student2.ru , Назначение и области применения. - student2.ru

Назначение и области применения. - student2.ru

Классификация типовых структурных схем ВЗП

В таблице 1 приведены наиболее распространенные структурные схемы типовых волновых зубчатых передач, а также диапазоны рекомендуемых передаточных отношений и ориентировочные значения КПД при этих передаточных отношениях. Основное отличие одной схемы от другой заключается в конструкции муфты соединяющей гибкий зубчатый венец с корпусом или с выходным тихоходным валом. В таблице показаны только три наиболее распространенных разновидности: гибкая оболочка в форме стакана, гибкая труба с шлицевым соединением и волновая зубчатая муфта. Если в передаче с гибким колесом - кольцом (в третьей из рассматриваемых схем), второе волновое зацепление выполнить как волновую зубчатую передачу, то получим двухступенчатую ВЗП.

Таблица 1

Структурная схема ВЗП Назначение и области применения. - student2.ru h
Назначение и области применения. - student2.ru 50...300 Назначение и области применения. - student2.ru 0,95 ...0,8
Назначение и области применения. - student2.ru 50...300 Назначение и области применения. - student2.ru 0,9...0,8
Назначение и области применения. - student2.ru 2000...105 Назначение и области применения. - student2.ru 0,2..0,01
40...300 Если Назначение и области применения. - student2.ru , то Назначение и области применения. - student2.ru 0,85..0,7

Рис. 14.8

На рис.14.8 приняты следующие обозначения:

Назначение и области применения. - student2.ru - радиус начальной окружности условного колеса;

Назначение и области применения. - student2.ru - радиус начальной окружности жесткого колеса;

Назначение и области применения. - student2.ru - радиус деформирующего диска;

Назначение и области применения. - student2.ru - радиус срединной окружности гибкого колеса;

Назначение и области применения. - student2.ru - радиус срединной окружности условного колеса;

Назначение и области применения. - student2.ru - радиальная деформация гибкого колеса.

Рассмотрим движение звеньев дифференциального волнового механизма относительно генератора волн.
Тогда угловые скорости звеньев изменятся следующим образом:

Таблица 2

Движение механизма Звено г Звено ж Звено h Звено 0
относительно стойки Назначение и области применения. - student2.ru Назначение и области применения. - student2.ru Назначение и области применения. - student2.ru Назначение и области применения. - student2.ru
относительно генератора волн Назначение и области применения. - student2.ru Назначение и области применения. - student2.ru Назначение и области применения. - student2.ru Назначение и области применения. - student2.ru

В движении звеньев относительно генератора волн скорости звеньев равны угловым скоростям в движении относительно стойки минус угловая скорость генератора. Скорость точки жесткого колеса, совпадающей с полюсом зацепления Назначение и области применения. - student2.ru , а скорость точки, совпадающей с полюсом на гибком колесе Назначение и области применения. - student2.ru .

В полюсе зацепления нет скольжения и Назначение и области применения. - student2.ru , а так как срединную поверхность оболочки считаем нерастяжимой то Назначение и области применения. - student2.ru . Тогда для движения относительно генератора волн

Назначение и области применения. - student2.ru ; Назначение и области применения. - student2.ru

Назначение и области применения. - student2.ru

Назначение и области применения. - student2.ru

Назначение и области применения. - student2.ru

Для волнового зубчатого редуктора:

- при заторможенном жестком колесе Назначение и области применения. - student2.ru

Назначение и области применения. - student2.ru

- при заторможенном гибком колесе Назначение и области применения. - student2.ru

Назначение и области применения. - student2.ru

Вопросы для самопроверки

- Дайте определение волновой зубчатой передачи.

- Является ли ВЗП разновидностью планетарных механизмов или это особый вид передач?

- Расскажите о достоинствах и недостатках ВЗП.

- Каковы особенности конструкции ВЗП для преобразования движения через герметичную стенку?

- Как определяется передаточное отношение ВЗП с подвижным гибким и жестким колесами?

Назначение и области применения.

Волновые передачи основаны на принципе передачи вращательного движения за счет бегущей волновой деформации одного из зубчатых колес.

Такая передача была запатентована американским инженером Массером в 1959 г.

Волновые передачи имеют меньшие массу и габариты, большую кинематическую точность, меньший мёртвый ход, высокую вибропрочность за счёт демпфирования (рассеяния энергии) колебаний, создают меньший шум.

При необходимости такие передачи позволяют передавать движение в герметичное пространство без применения уплотняющих сальников, что особенно ценно для авиационной, космической и подводной техники, а также для машин химической промышленности.

Кинематически эти передачи представляют собой разновидность плане­тарной передачи с одним гибким зубчатым колесом. На рис. 14.1 изображе­ны основные элементы волновой передачи: неподвижное колесо 7 с внут­ренними зубьями, вращающееся упругое колесо 2 с наружными зубьями и водило h. Неподвижное колесо закрепляется в корпусе и выполняется в виде обычного зубчатого колеса с внутренним зацеплением. Гибкое зубча­тое колесо имеет форму стакана с легко деформирующейся тонкой стенкой: в утолщенной части (левой) нарезаются зубья, правая часть имеет форму вала. Водило состоит из овального кулачка и специального подшипника.

Назначение и области применения. - student2.ru

Рис. 14.1. Волновая передача

Гибкое колесо деформируется так, что по оси овала I—I зубья зацепля­ются на полную рабочую высоту; по оси II—II зубья не зацепляются.

Передача движения осуществляется за счет деформирования зубчатого венца гибкого колеса. При вращении водила волна деформации бежит по окружности гибкого зубчатого венца; при этом венец обкатывается по не­подвижному жесткому колесу в обратном направлении, вращая стакан и вал. Поэтому передача и называется волновой, а водило — волновым генератором.

Существует большое количество конструкций волновых механизмов. Обычно эти механизмы преобразуют входное вращательное движение в выходное вращательное или поступательное. Волновые механизмы можно рассматривать как одну из разновидностей многопоточных планетарных механизмов, так как они обладают многозонным, а в случае зубчатого механизма, и многопарным контактом выходного звена с гибким колесом. Многозонный контакт обеспечивается за счет формы генератора волн (кулачок чаще с двумя, редко с тремя выступами), многопарный - за счет податливости зубчатого венца гибкого колеса. Такое сочетание позволяет волновым механизмам передавать значительные нагрузки при малых габаритах. Податливость зубчатого венца обеспечивает достаточно равномерное распределение нагрузки по зубьям, находящимся в зоне зацепления. При номинальных нагрузках процент зубьев находящихся в зацеплении составляет 15-25% от общего их числа. Поэтому в волновых передачах применяется мелкомодульное зацепление, а числа зубьев колес лежат в пределах от 100 до 600. Зона зацепления в волновой зубчатой передаче совпадает с вершиной волны деформации. По числу зон или волн передачи делятся на одноволновые, двухволновые и так далее. При вращении водила овальной формы образуются две волны. Такую передачу называют двухволновой. Бывают трехволновые передачи, на рис. 14.2 показана схема такой передачи. Передачи с числом волн более трех применяются редко.

Назначение и области применения. - student2.ru

Рис. 14.2. Трехволновая передача

Распределение передаваемых усилий по нескольким зонам уменьшает нагрузку на элементы пар и позволяет существенно уменьшать габаритные размеры и массу механизмов. Многозонный и многопарный контакт звеньев существенно увеличивает жесткость механизма, а за счет осреднения ошибок и зазоров, уменьшает мертвый ход и кинематическую погрешность механизма. Поэтому волновые механизмы обладают высокой кинематической точностью и, несмотря на наличие гибкого элемента, достаточно высокой жесткостью. Образующиеся в структуре волнового механизма внутренние контуры, увеличивают теоретическое число избыточных или пассивных связей в механизме. Однако гибкое колесо за счет податливости компенсирует ряд возникающих перекосов. Поэтому при изготовлении и сборке волновых механизмов число необходимых компенсационных развязок меньше чем в аналогичных механизмах с жесткими звеньями.

Гибкое колесо обеспечивает волновым передачам возможность передачи движения через герметичную стенку, которая разделяет две среды (например, космический аппарат и открытый космос). При этом гибкое колесо выполняется как элемент герметичной стенки, входной вал и генератор волн располагаются по одну сторону стенки (внутри космического аппарата), а выходное звено - по другую (в космическом пространстве). Схема герметичной волновой передачи приведена на рис. 14.3.

Назначение и области применения. - student2.ru

Рис. 14.3

Наши рекомендации