Допускаемые напряжения в болтах и винтах

При постоянных нагрузках критерием прочности служит предел текучести материала.

[s] = Допускаемые напряжения в болтах и винтах - student2.ru ; [t] = 0,7[s].

n = коэффициент безопасности, n = 1,5+ 3.

При циклических нагрузках критерием прочности служит предел усталости (выносливости) материала

[s] = Допускаемые напряжения в болтах и винтах - student2.ru ;

Здесь: x - масштабный фактор, характеризующий механические свойства реальных болтов по сравнению с испытываемыми образцами. Для болтов небольших диаметров x= 1;

d-1 - предел усталости при симметричном цикле.

Для углеродистых сталей d-1 = 0,43 db

Для легированных сталей d-1 = 0,35 db + (700-1200) Допускаемые напряжения в болтах и винтах - student2.ru

n1 - запас прочности к пределу усталости (по таблицам);

Ks - коэффициент концентрации напряжений (по таблицам).

Передача "винт-гайка"

Служит для преобразования вращательного в поступательное движение, применяется в домкратах, подъемниках, винтовых прессах, натяжных устройствах и ходовых винтах. К достоинствам передачи относятся возможность получения значительных передаточных отношений, малые габариты и бесшумная работа; недостатком является сравнительно низкий КПД в связи с большими потерями на трение в резьбе. Для уменьшения трения применяют трапецеидальную или упорную резьбу; гайка изготавливается из антифрикционного материала (обычно бронзы), винт должен иметь твердую и чисто обработанную поверхность нарезки.

Допускаемые напряжения в болтах и винтах - student2.ru

Рис.25

P - осевая сила;

Mk = Ql - крутящий момент на оси винта;

d, dc, d1 - наружный, средний и внутренний диаметры винта;

H - высота гайки;

t - шаг нарезки, t = d-d1;

[s]см - допускаемое напряжение смятия в резьбе гайки (по таблицам).

Диаметр винта определяется в зависимости от прочности резьбы гайки на смятие

sсм = Допускаемые напряжения в болтах и винтах - student2.ru £[s]см

Обозначив относительную высоту гайки Допускаемые напряжения в болтах и винтах - student2.ru , получаем:

sсм = Допускаемые напряжения в болтах и винтах - student2.ru ; dc = Допускаемые напряжения в болтах и винтах - student2.ru ; y = 1,5 – 2,5.

Полученное значение округляется до ближайшего большего по таблицам резьб по ГОСТ.

Затем производятся проверка винта на совместное сжатие и кручение:

sr = Допускаемые напряжения в болтах и винтах - student2.ru - по III теории прочности

sизг = Допускаемые напряжения в болтах и винтах - student2.ru ; tк = Допускаемые напряжения в болтах и винтах - student2.ru .

Длинные винты, имеющие гибкость l > 70, проверяются на продольный изгиб по формуле:

sсок = Допускаемые напряжения в болтах и винтах - student2.ru £ j [s]сок

Здесь: j - табличный коэффициент уменьшения допускаемого напряжения, зави-сящий от гибкости стержня; F1 -площадь сечения винта по внутреннему диаметру

l = Допускаемые напряжения в болтах и винтах - student2.ru

ml - приведенная длина стержня винта;

m - коэффициент заделки концов стержня; для домкратов и подъемников (рис. 26 а) m = 2; для ходовых винтов (рис. 26 б) m= 1;

i - радиус инерции сечения винта по внутреннему диаметру резьбы;

J - момент инерции минимального сечения

i = Допускаемые напряжения в болтах и винтах - student2.ru

Для круглого сечения

J1 = Допускаемые напряжения в болтах и винтах - student2.ru ; F1 = Допускаемые напряжения в болтах и винтах - student2.ru ; i = Допускаемые напряжения в болтах и винтах - student2.ru .

Допускаемые напряжения в болтах и винтах - student2.ru

Рис. 26

ШПОНОЧНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

Служат для передачи крутящего момента от вала к ступице или наоборот.

Наибольшее распространение получили ненапряженные шпоночные соединения, в которых окружное усилие воспринимается боковыми поверхностями шпонок (рис. 27 а, б, в).

Допускаемые напряжения в болтах и винтах - student2.ru

Рис. 27

Призматические шпонки (а, б) плотно устанавливаются в фрезерованный для них на валу паз (а - для пальцевой фрезы, б - для дисковой). Сегментные шпонки Вудруфа (б) отличаются простотой изготовления (шлифовка штампованных полудисков на магнитном столе). Для них применяются специальные дисковые фрезы.

В напряженных - клиновых шпоночных соединениях, осуществляется радиальный натяг за счет клинообразной формы шпонки, который воспринимает значительную часть окружного усилия. Однако эти шпоночные соединения создают смещение ступицы относительно оси вала, следствием чего является дисбаланс вращающихся деталей. Поэтому такие шпонки в настоящее время применяются сравнительно редко, а в точном машиностроении совершенно не используются.

Призматические и сегментные шпонки стандартизованы и подбираются по таблицам ГОСТ в зависимости от диаметра вала. Длина шпонок рассчитывается. Материал шпонок - Ст. 45, Ст. 50, для призматических шпонок - чистотянутая по профилю. Как правило, применяют лишь одну шпонку вследствие трудности пригонки нескольких (не более двух).

Наши рекомендации