Понятие и характеристика социально-психологических методов управления

Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления. Социальный механизм управления включает в свой состав сложившуюся систему взаимоотношений в коллективе, организационную культуру, характер и степень развития социальных потребностей работников и т.п.

Значительная доля использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом составляет специфику социально-психологических методов.

Социально-психологические методы – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы:

- социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности;

-психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека.

Такое разделение достаточно условно, так как в современном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Поэтому эффективное управление человеческими ресурсами предполагает использование социологических, и психологических методов одновременно.

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов.

Социологические методы составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения. Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию путем массового опроса людей с помощью специальных анкет. Интервьюирование предполагает подготовку до беседы сценария (программы), затем (в ходе диалога с собеседником) получение необходимой информации. Социометрический метод незаменим при формировании коллектива и исследовании межличностных отношений. В рамках данного метода рекомендуется составлять социоматрицы и социопрограммы, позволяющие определить отношение членов группы друг к другу, степень сплоченности коллектива, выявить неформального лидера, установить социометрический статус и эмоциональную экспансивность работников. На основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми. Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях (авария, драка, стихийное бедствие). Собеседование является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.

Психологические методы направлены на конкретную личность и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту и поведению, с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.

Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива организации. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности человека, устранения негативных тенденций в развитии трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. К наиболее важным задачам психологического планирования следует отнести:

- формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников;

- формирование личной мотивации людей исходя из миссии организации;

- формирование подразделений («команд») на основе психологического соответствия сотрудников;

- минимизация психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений);

- создание комфортного психологического климата в коллективе;

- планирование служебной карьеры на основе психологической ориентации работников;


Наши рекомендации