Решение задач 177—183 из учебника

Задача 177. Эта задача, по сути, повторяет лист определений и является наиболее важной на данном уроке. Дети должны сделать её самостоятельно, даже если на это уйдет много времени. Вероятность неправильно заполнить таблицу минимальна, причём ошибку будет легко найти. Кто-то из детей может потерять решения при переписывании слов из таблицы в мешок. Чтобы этого избежать, можно соединять одинаковые слова в таблице и в мешке в пары или использовать пометки.

Задача 178. Если выписать все пути дерева F по порядку (по порядку следования листов в дереве сверху вниз), получится отрывок из стихотворения Д. Хармса и С. Маршака «Сорок четыре весёлых чижа».

Задача 179. По содержанию задача аналогична задаче 176 — здесь тоже надо найти недостающие слова в мешках при склеивании. Эта задача наглядно показывает, насколько проще использовать в решении таблицу. Действительно, рассмотрим слова первой строки. Берём любое, для которого известно его окончание. Отсюда сразу находим основу. Аналогично можно найти все неизвестные цепочки первого мешка. Теперь рассмотрим четвёртый столбец. Берём из него любое слово, отрезаем уже известную основу и получаем искомое окончание. Аналогично находим второе неизвестное окончание. Мешки Y и G теперь известны, и задача становится аналогична задаче 177.

Задача 180. Мы выяснили, что для склеивания двух мешков очень удобно использовать таблицу. Однако она не поможет, если взять три или более мешка. В таком случае удобно строить дерево (конечно, дерево можно было строить и для двух мешков). На первом уровне этого дерева располагаем все цепочки из первого мешка, за каждой вершиной первого уровня ставим все цепочки из второго мешка, за каждой вершиной второго уровня — все цепочки из третьего мешка. Теперь, чтобы выписать по этому дереву искомый мешок, нужно выписать все его пути, одновременно склеивая все вершины (цепочки букв) каждого пути. Например, первый путь дерева выглядит так: БЛИЗ–ЕНЬК–АЯ, когда мы выписываем этот путь, сразу склеиваем все вершины (в порядке их следования) и получаем слово БЛИЗЕНЬКАЯ.

Задача 181 (необязательная).Работая со вторым утверждением, ребята встретятся с новым для них типом толкований — избыточным толкованием. Такое утверждение добавляет к информации толкового словаря нечто от себя. Предположим, в словаре есть толкование: «Клёст — небольшая лесная птица», а в задании приведено утверждение: «Клёст — небольшая лесная птица с перекрещивающимися концами клюва». Такое толкование может быть и истинным, и ложным, в зависимости от того, соответствуют ли новые подробности действительности (в данном примере оно истинно). Часто мы никак не можем проверить эту новую информацию, поэтому не можем определить, истинно или ложно это утверждение. Можно просто написать в окне букву Н — нам это неизвестно. Вполне возможно, что некоторые ребята так и поступят.

Иногда избыточные толкования включением новых деталей отбрасывают часть объёма понятия, которая к нему в действительности относится. В результате толкование становится ложным, поскольку оно уже не отражает всё то понятие, которое описывает. Примером может служить утверждение в задаче: «Дефицит — это недостаток, нехватка лимонада». Сравнивая утверждение с толкованием слова «дефицит» в словаре, мы понимаем, что объём понятия стал слишком узким и не соответствует толкованию в словаре. Из него следует, что это понятие уже не применимо к колбасе, рабочей силе, времени и т. д. Но мы знаем, что на самом деле оно применимо, и поэтому можем написать в окне букву Л.

Задача 182.Эта задача несложная, поскольку на самом деле неизвестным оказывается лишь первый мешок. Действительно, слова в мешке-результате можно написать сразу — известно, что это числительные от 11 до 19. После этого легко написать цепочки в первом мешке, если от каждого слова-числительного отрезать цепочки НА-ДЦАТЬ.

Задача 183 (необязательная).

Ответ: фигурки C и L одинаковые.

Проект «Турниры и соревнования». 1 часть

Материалы к проекту: задачи 2—5 на с. 6—9 тетради проектов, заготовки для турнирной таблицы и дерева турнира на с. 10—13 тетради проектов.

Общее обсуждение

Как и большинство проектов курса, данный проект стоит начать с общего обсуждения, в ходе которого дети должны получить представление о двух видах турниров (круговом и кубковом), их сходствах и различиях, основных правилах их проведения.

Весь мир постоянно соревнуется. Различным соревнованиям (спортивным и не только) отводится большое место в жизни людей. Спортивные соревнования проводятся по разным правилам, но мы не будем заниматься правилами конкретных видов спорта и игр (хоккей, бег или камешки), а обсудим, как выявляется победитель.

Существует много вариантов определения победителя в состязаниях. Попросите детей вспомнить или придумать правила выявления лучшего в различных состязаниях: бег, спортивные игры, прыжки в высоту, прыжки в длину.

Затем ограничьте задачу играми, в которых два человека или две команды встречаются между собой. Для начала лучше считать, что такие встречи заканчиваются обязательно победой одной или другой стороны. В паре всегда будут выигравший и проигравший. Но людей у нас не двое, а целый класс. Как определить лучшего?

Скорее всего, дети (особенно мальчики) знают, что на соревнованиях либо каждый участник встречается с каждым (как в первенстве страны по футболу), либо проигравший сразу выбывает (так разыгрывают кубок страны, так проходят соревнования по теннису).

Круговой турнир, в котором все соперники встречаются между собой, изображается в виде таблицы. Кубковый турнир удобно наглядно представить в виде дерева:

Решение задач 177—183 из учебника - student2.ru

Увлекающиеся спортивными зрелищами ребята могут сказать, что часто в соревнованиях сначала проводятся круговые турниры в группах, а затем победители или призёры групп играют кубковые матчи на выбывание. Такой вариант соревнования можно изобразить в виде дерева, листья которого содержат таблицы круговых турниров.

Выслушав всё, что известно детям, обсудите, какие схемы они считают справедливыми, а какие нет. В этом обсуждении стоит отдельно рассмотреть два случая.

1. Более реальный — победитель игры в паре заранее неизвестен. Именно так обстоит дело в огромном большинстве игр и состязаний, поскольку все они имеют элемент случайности.

2. Менее реальный — силы соревнующихся очень разные, и мы заранее знаем, кто в какой паре победит.

Дети, скорее всего, скажут, что круговой турнир более справедливый, чем кубковый. Можно не выяснять сейчас, в чём справедливее и почему они так считают, а оставить это обсуждение до окончания проекта.

Наши рекомендации